Усманский

краеведческий портал

Ярцев В. С. Вторая средняя школа / очерк

ВТОРАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Каждый юбилей всегда вызывает у нас массу вос­поминаний. Их яркость и острота зависят от вре­мени, отделяющего нас от тех далеких дней и, конеч­но, от нашей памяти, которая, увы, несовершенна.

Много-много лет тому назад мне довелось пора­ботать в школе № 2. Я жил на улице Радищева, на ко­торой находилась и эта школа. И путь этот длиной в 3 квартала я проделывал ежедневно в течение 12 лет.

Давно я не посещал этот край города перед тем, как сесть за эту статью, решил повторить свою старую дорогу на работу. Каждый дом на этом пути — мой хороший знакомый, и к тому же на этой улице прожи­вали многие наши учителя. Совсем недалеко от меня жил Василий Павлович Пыльнев, а почти напротив квартира учителя физики Алексея Николаевича Прокимова. Перейдя ул. Котова, проходим мимо дома На­дежды Александровны Лаува — учительницы черче­ния, а напротив ее дома — дом нашего завхоза Сергея Семеновича Жданова. Переходим лог, и слева — дом учителя труда Сергея Николаевича Шарапова.

Изумленный огромными изменениями на улице, поднимаюсь в гору, и вот она, наша вторая школа, на фронтоне которой рельефно выделяются цифры «1909 г.».

Школе 100 лет. Это не простой юбилей. Тысячи мальчиков и девочек прошли через стены этой шко­лы. Сотни учителей вложили свой труд в дело их обу­чения и воспитания. Свою капельку труда довелось и мне оставить в стенах этой школы.

1 мая 1956 г.  Выход на демонстрацию

Как сейчас помню солнечный августовский день 1952 года, когда я с приказом роно в кармане пере­шагнул порог школы № 2. Приказ был короток и конкретен: «Назначить Ярцева Виктора Сергеевича учителем английского языка и по совместительству учителем рисования и черчения в Усманскую школу № 2. Зав. роно Д.Золотарев».

Руководителей школы директора Николая Алек­сеевича Левина и завуча Дмитрия Павловича Павперова застал в учительской. Приняли меня радушно, объяснили мои обязанности и школьные порядки. Радушие и доброжелательность администрации и коллектива учителей очень помогли мне как начи­нающему учителю. Здесь я приобретал свой первый педагогический опыт. Работать было очень интерес­но. Я всячески старался использовать навыки, при­витые на уроках рисования и черчения для оснаще­ния наглядными пособиями уроков иностранного языка. На уроках рисования я учил ребят работать не только карандашом, но и акварелью. На уроках черчения знакомил учащихся с техническим и стро­ительным черчением, приучал работать тушью. А в старших классах знакомил учащихся с отмывкой цветной тушью.

Используя полученные на уроках рисования и черчения навыки, и знания, полученные на уроках иностранного языка, мы с учащимися старших клас­сов оформили стенд «Изучайте иностранные языки», выпустили стенгазету на английском языке «Совет­ская молодежь», оформили стенды «Выдающиеся ан­глийские и американские писатели», «Выдающиеся немецкие писатели» .

На зимних каникулах мы стали устраивать вы­ставки наглядных пособий по иностранному языку и лучших рисунков и чертежей учащихся. Большое количество чертежей с выставок хранится у меня до настоящего времени.

Последующие годы, когда я перешел на препо­давание только иностранных языков, мы стали еже­годно устраивать вечера, на которых учащимися ис­полнялись стихи и песни на английском и немецком языках.

Если не изменяет память, через год после меня в школу пришли два молодых историка: Б.И.Борзунов и М.В.Журавлева. Б.И.Борзунов стал известным усманским краеведом и одним из создателей школь­ного музея.

Интересно отметить, что в этой школе среди учи­телей начальных классов я встретил свою первую учительницу Серафиму Григорьевну Аристову и свою первую учительницу немецкого языка Алексан­дру Исидоровну Михнюк.

 

Директор Клавдия Митрофановна Родионова (в центре), Эвелина Евгеньевна Красногорская (внизу слева), Сергей Семенович Жданов, Наталья Васильевна Аввакумова, Анна Матвеевна Матвеева (вверху слева), Анна Егоровна Ворошилина, Римма (секретарь), Тамара Самохина (вверху справа)

Помню, что из литераторов при мне работали Мария Николаевна Маслакова, Наталия Васильев­на Аввакумова, а потом и Нина Андреевна Захарова (Малеева).

Нельзя не упомянуть и о библиотекаре Анне Мат­веевне Матвеевой — человеке, прекрасно знающем литературу, дисциплинированном и принципиаль­ном работнике.

Надо сказать, что школа в то время работала в очень трудных условиях. Учительская была просто крошечная. Не было физического и химического ка­бинетов. Не было актового зала, спортзал распола­гался в здании церковно-приходской школы. Учитель физики Степан Владимирович Перелыгин с помо­щью лаборанта вынужден был таскать тяжелые при­боры из класса в класс. А приборы эти размещались в маленькой комнатке рядом с учительской, где безраз­дельным хозяином был лаборант Алексей Иванович Буданцев — человек удивительных технических спо­собностей и мастер на все руки.

В школе совершенно не было места для проведе­ния уроков труда. И в середине 50-х годов, по моему проекту, хозяйственным способом было построено здание для столярной и слесарной мастерских. Хо­рошо помню учителя столярного труда Сергея Нико­лаевича Шарапова — замечательного столяра с при­родным талантом педагога.

Возрастающие требования к организации учебно­го процесса, рост контингента учащихся настоятель­но требовали расширения школьного здания. И вот в начале 60-х был поставлен вопрос о сооружении пристройки к основному зданию. Мне, как человеку, знакомому со строительным делом, не раз приходи­лось ездить в областной архитектурный отдел по со­гласованию проекта пристройки. В 1963 г. начались работы, в которых принимала участие вся школа.

В 1964 году обстоятельства сложились так, что я перешел на работу в школу № 3. Я покидал коллек­тив с чувством глубокой благодарности и теплоты. Я всегда вспоминаю его дружелюбие, сплоченность, работоспособность. Там я приобрел свой педагогиче­ский опыт и хороших друзей.

Общее военное прошлое, увлечение краеведени­ем и филателией, шахматы сделали моим большим другом Дмитрия Васильевича Комякова. Хорошими друзьями были и мои коллеги по «кафедре» — Галина Александровна Дмитревская и Федор Григорьевич Поздняков.

Работая в школе № 3, я не порывал связи со второй школой. Руководители ее никогда не забывали при­глашать меня на встречи выпускников, юбилеи и дру­гие мероприятия.

Сейчас вторая школа — вполне современное, хорошо оснащенное всем необходимым учебное за­ведение. Может быть, она и не типовая, но именно и хороша она своей нестандартностью, своими ста­рыми традициями, своим коллективом тружеников и новаторов.

Большое спасибо хочется сказать и ее директору Галине Андреевне Прибытковой за ее титанический труд в строительных работах, в создании сплоченно­го творческого коллектива, за ее доброжелательность и чуткость к людям.