Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
ВТОРАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Каждый юбилей всегда вызывает у нас массу воспоминаний. Их яркость и острота зависят от времени, отделяющего нас от тех далеких дней и, конечно, от нашей памяти, которая, увы, несовершенна.
Много-много лет тому назад мне довелось поработать в школе № 2. Я жил на улице Радищева, на которой находилась и эта школа. И путь этот длиной в 3 квартала я проделывал ежедневно в течение 12 лет.
Давно я не посещал этот край города перед тем, как сесть за эту статью, решил повторить свою старую дорогу на работу. Каждый дом на этом пути — мой хороший знакомый, и к тому же на этой улице проживали многие наши учителя. Совсем недалеко от меня жил Василий Павлович Пыльнев, а почти напротив квартира учителя физики Алексея Николаевича Прокимова. Перейдя ул. Котова, проходим мимо дома Надежды Александровны Лаува — учительницы черчения, а напротив ее дома — дом нашего завхоза Сергея Семеновича Жданова. Переходим лог, и слева — дом учителя труда Сергея Николаевича Шарапова.
Изумленный огромными изменениями на улице, поднимаюсь в гору, и вот она, наша вторая школа, на фронтоне которой рельефно выделяются цифры «1909 г.».
Школе 100 лет. Это не простой юбилей. Тысячи мальчиков и девочек прошли через стены этой школы. Сотни учителей вложили свой труд в дело их обучения и воспитания. Свою капельку труда довелось и мне оставить в стенах этой школы.
1 мая 1956 г. Выход на демонстрацию |
Как сейчас помню солнечный августовский день 1952 года, когда я с приказом роно в кармане перешагнул порог школы № 2. Приказ был короток и конкретен: «Назначить Ярцева Виктора Сергеевича учителем английского языка и по совместительству учителем рисования и черчения в Усманскую школу № 2. Зав. роно Д.Золотарев».
Руководителей школы директора Николая Алексеевича Левина и завуча Дмитрия Павловича Павперова застал в учительской. Приняли меня радушно, объяснили мои обязанности и школьные порядки. Радушие и доброжелательность администрации и коллектива учителей очень помогли мне как начинающему учителю. Здесь я приобретал свой первый педагогический опыт. Работать было очень интересно. Я всячески старался использовать навыки, привитые на уроках рисования и черчения для оснащения наглядными пособиями уроков иностранного языка. На уроках рисования я учил ребят работать не только карандашом, но и акварелью. На уроках черчения знакомил учащихся с техническим и строительным черчением, приучал работать тушью. А в старших классах знакомил учащихся с отмывкой цветной тушью.
Используя полученные на уроках рисования и черчения навыки, и знания, полученные на уроках иностранного языка, мы с учащимися старших классов оформили стенд «Изучайте иностранные языки», выпустили стенгазету на английском языке «Советская молодежь», оформили стенды «Выдающиеся английские и американские писатели», «Выдающиеся немецкие писатели» .
На зимних каникулах мы стали устраивать выставки наглядных пособий по иностранному языку и лучших рисунков и чертежей учащихся. Большое количество чертежей с выставок хранится у меня до настоящего времени.
Последующие годы, когда я перешел на преподавание только иностранных языков, мы стали ежегодно устраивать вечера, на которых учащимися исполнялись стихи и песни на английском и немецком языках.
Если не изменяет память, через год после меня в школу пришли два молодых историка: Б.И.Борзунов и М.В.Журавлева. Б.И.Борзунов стал известным усманским краеведом и одним из создателей школьного музея.
Интересно отметить, что в этой школе среди учителей начальных классов я встретил свою первую учительницу Серафиму Григорьевну Аристову и свою первую учительницу немецкого языка Александру Исидоровну Михнюк.
Директор Клавдия Митрофановна Родионова (в центре), Эвелина Евгеньевна Красногорская (внизу слева), Сергей Семенович Жданов, Наталья Васильевна Аввакумова, Анна Матвеевна Матвеева (вверху слева), Анна Егоровна Ворошилина, Римма (секретарь), Тамара Самохина (вверху справа) |
Помню, что из литераторов при мне работали Мария Николаевна Маслакова, Наталия Васильевна Аввакумова, а потом и Нина Андреевна Захарова (Малеева).
Нельзя не упомянуть и о библиотекаре Анне Матвеевне Матвеевой — человеке, прекрасно знающем литературу, дисциплинированном и принципиальном работнике.
Надо сказать, что школа в то время работала в очень трудных условиях. Учительская была просто крошечная. Не было физического и химического кабинетов. Не было актового зала, спортзал располагался в здании церковно-приходской школы. Учитель физики Степан Владимирович Перелыгин с помощью лаборанта вынужден был таскать тяжелые приборы из класса в класс. А приборы эти размещались в маленькой комнатке рядом с учительской, где безраздельным хозяином был лаборант Алексей Иванович Буданцев — человек удивительных технических способностей и мастер на все руки.
В школе совершенно не было места для проведения уроков труда. И в середине 50-х годов, по моему проекту, хозяйственным способом было построено здание для столярной и слесарной мастерских. Хорошо помню учителя столярного труда Сергея Николаевича Шарапова — замечательного столяра с природным талантом педагога.
Возрастающие требования к организации учебного процесса, рост контингента учащихся настоятельно требовали расширения школьного здания. И вот в начале 60-х был поставлен вопрос о сооружении пристройки к основному зданию. Мне, как человеку, знакомому со строительным делом, не раз приходилось ездить в областной архитектурный отдел по согласованию проекта пристройки. В 1963 г. начались работы, в которых принимала участие вся школа.
В 1964 году обстоятельства сложились так, что я перешел на работу в школу № 3. Я покидал коллектив с чувством глубокой благодарности и теплоты. Я всегда вспоминаю его дружелюбие, сплоченность, работоспособность. Там я приобрел свой педагогический опыт и хороших друзей.
Общее военное прошлое, увлечение краеведением и филателией, шахматы сделали моим большим другом Дмитрия Васильевича Комякова. Хорошими друзьями были и мои коллеги по «кафедре» — Галина Александровна Дмитревская и Федор Григорьевич Поздняков.
Работая в школе № 3, я не порывал связи со второй школой. Руководители ее никогда не забывали приглашать меня на встречи выпускников, юбилеи и другие мероприятия.
Сейчас вторая школа — вполне современное, хорошо оснащенное всем необходимым учебное заведение. Может быть, она и не типовая, но именно и хороша она своей нестандартностью, своими старыми традициями, своим коллективом тружеников и новаторов.
Большое спасибо хочется сказать и ее директору Галине Андреевне Прибытковой за ее титанический труд в строительных работах, в создании сплоченного творческого коллектива, за ее доброжелательность и чуткость к людям.