Усманский

краеведческий портал

Бирюкова Анна Ивановна
Бирюкова Анна Ивановна

Нелегко сложилась жизнь Анны Ивановны Бирюковой.
Родилась она в 1936 году в Коми АССР.

Суровый север, многоводная и могучая Печора, раздолье Коми АССР этого не забудешь, это на всю жизнь: там прошло детство, пролетела юность... Где-то недалеко светилась тысячами огней в необозримой тундре полярная кочегарка Воркута. Большая и дружная семья Тороповых с трудом переживала войну: ее главный кормилец находился на фронте. Крепко подорвал на фронте свое здоровье Иван Торопов - в 1946 году его не стало. А вскоре умерла и мать.
На попечении 16-летней Ани остались три сестры, одна другой меньше. Старший брат в это время служил в рядах Советской Армии. Что делать? Как жить дальше? Пришлось, закончив 8 классов, бросить школу. Хотя и училась она отлично и мечтала стать учительницей. Начинается трудовая жизнь: временно работает Аня библиотекарем в школе, потом статистом леспромхоза. Младшие сестры учились, получали специальное среднее образование, а старшая без устали работала, заботилась о них, заменяя им отца и мать.

Затем к Ане пришла любовь. Молодой ветврач родом с рязанщины Михаил  Бирюков полюбил бил трудолюбивую северянку с певучей речью В 1960 году Михаил получил новое назначение: его направили на работу в вет-баклабораторию в Усмань. Так Анна Ивановна Торопова, по мужу Бирюкова, оказалась в нашем городе.

Шесть лет работала в горсовете машинисткой. Но сердце молодой женщины рвалось в школу, к детям. Работая, она училась.
В 1965 году окончила вечернюю школу рабочей молодежи с золотой медалью. А дальше заочное отделение Воронежского педагогического, физмат.
И только в 1967 году ее мечта осуществилась - Анна Ивановна переступила порог средней школь № 2, как учитель математики. Успешна закончен институт. Но она не останавливается на достигнутом, знает, что учитель, прекративший работу над  собой, перестает быть учителем. А ведь ей всегда хотелось стать настоящим учителем, как, например, ее любимая учительница по вечерней школе Капитолина Юрьевна Ленская.

Анна Ивановна — умелый классный руководитель. Как-то на первых порах новичку в педагогике Анне Ивановне предложила взять 8 «б» класс, трудный, неорганизованный. К концу года класс было не узнать. Сейчас ее 7«а» частенько в соревновании занимает первое место по школе. В классе сильный актив, развитое самоуправление. И она отлично знает, какое дело можно поручить Рахманиной Гале, какое Рюмину Сергею. И так по отношению ко всем учащимся.

В прошлом году коммунисты школы оказали Анне Ивановне, еще молодому члену партии, высокое доверие, избрав своим секретарем. Вечером после уроков и других дел, возвращается учительница домой, где ждет ее дочка, пятиклассница Ирина — отличница учебы, девочка с абсолютным музыкальным слухом, и двухлетний трогательно лепечущий Валерик. Домашних забот тоже немало.
И снова за уроки, за стопку тетрадей. Завтра звонок позовет  опять учительницу Анну Ивановну Бирюкову, ныне кандидата в депутаты Липецкого областного Совета депутатов.

Как описать подробно один только рабочий день директора средней школы...
Это был самый типичный рабочий день. Начался он, как обычно, в 7-30 с сбхода помещений. Спер­ва она сходила в котель­ную. убедилась, что там в печке жарко горит огонь, значит в классах будет тепло, дети малые и большие будут зани­маться в нормальных ус­ловиях.

Затем директор сред­ней школы № 2 Анна Ивановна Бирюкова встре­тила дежурных учителей и учащихся, убедилась, что все на месте. Вскоре звонкие голоса наполнили широкие и светлые кори­доры. Но вот прозвенел звонок, и коридоры почти мгновенно опустели: уча­щиеся разошлись по клас­сам-кабинетам, чтобы по­лучить знания, необходи­мые в жизни. Захватив классный журнал и тет­радь с рабочими планами. Анна Ивановна направи­лась в один из четвертых классов, чтобы заняться с детьми любимой матема­тикой. Много лет у нее нет неуспевающих, она сумела привить ребятам любовь к этому  трудному, но такому важному в жизни предмету: каждые двое из трех занимаются на «4» и «5»

После дачи двух уро­ков она направилась к председателю городского Совета народных депута­тов Н. М. Шевякову, что­бы решить вопрос относи­тельно капитального ре­монта школы на 1986 год. На улице гололед — быстро не пойдешь, зда­ние Дома Советов далеко, а мебельный цех, где Анне Ивановне предстоя­ло договориться н выпи­сать необходимый мате­риал для оформления шко­лы — еще дальше.

В этот день домой на перерыв она не попала. Пришлось покушать в школьной столовой, я за­одно и проверить качество пищи, приготовляемой для учащихся. Хорошо, что дома сын Валерий деся­тиклассник — отличник первой средней школы уже не нуждается в боль­шой опеке матери...

Часа в три дня мы встретились в маленьком уютном директорском ка­бинете. Посетители шли один за другим. В дверь постучал ученик 7 «Б» класса Андрей Ткаченко. Мальчик способный, но в последнее время забаловался: стал пропускать уроки, конфликтовать с учителями и родителями, хуже учиться. Директор беседует с подростком, просматривает его днев­ник, тетради, назначает время новой встречи. И хотя в школе почти семь­сот учащихся, ей до каждого есть дело.

Более длительным оказался разговор с учителем математики Антониной Фёдоровной Клюкиной. Молодому учителю предстоит аттестация, Анна Ивановна просматривает рабочие планы коллеги, советует увеличить нагрузку на уроке, больше решать задач и примеров, соответственно уменьшить письменные домашние задания. И еще совет: точнее определять, конкретизировать и запи­сывать в рабочих планах цели уроков. Молодой учитель согласно кивает головой.
Телефонный звонок ин­спектора РОНО II. А. Степановой запрашивал об организации уроков труда у девочек-восьми­классниц на швейной фаб­рике: реформа требует коренного изменения от­ношения к трудовому обу­чению школьников... Не­сколько раз в кабинет заходила секретарь учеб­ной части Г. П. Коровина для решения дел «на ходу».

Оперативность и еще раз оператив­ность! Вряд ли вся эта большая работа заняла более получаса. Звонок звал на урок, и мы с директором направились на урок математики к опытному учителю Нине Да­ниловне Поповой. Анна Ивановна курирует мате­матику и это ее плановое посещение. Кстати, по инициативе А. И. Бирюковой большинство учите­лей школы объявили свои уроки открытыми. Нина Даниловна ведет урок умело, с большим знани­ем дела. Педагог-мастер видит весь класс, умело задаст вопросы, меняет виды работ: устно, пись­менно, самостоятельно, коллективно. Казалось, как говорится, ни сучка, ни задоринки. И все-таки директор замечает немно­гие «промашки» опытного учителя: в одном случае— сама проверила пример, решенный учащимся у доски, а лучше было бы привлечь к проверке са­мих ребят, недостаточно работала со слабыми, за­была про дневники. Обо всем этом директор шко­лы скажет учителю при анализе урока в конце рабочего дня...
На мой вопрос, какими личными качествами дол­жен обладать директор современной школы, Ан­на Ивановна говорит: «Вот в этой книге (она показывает книгу Е. С. Березняка «Руководство современной школой») один заслуженный директор указывает на полтора де­сятка таких качеств. Но главное: директор, как и любой педагог, должен любить и уважать детей, быть самокритичным, по­стоянно повышать свои знания... Остальное ПРИЛОЖИТСЯ...»
А мне почему-то вспом­нилось. что родилась Ан­на Ивановна в многодетной семье, рано потеряв­шей родителей, что в юном возрасте она заме­няла младшим сестренкам Ирине, Полине и Маше родную мать. Что закон­чила среднюю школу ра­бочей молодежи в Усмани будучи замужней женщиной с ребенком па руках. И закончила блестяще — с золотой медалью. Что в пединституте училась заочно и весьма успешно...

По характеру и призва­нию А. И. Бирюкова — активный общественник: 12 лет  прежде чем стать завучем, а потом дирек­тором, возглавляла школь­ную партийную организа­цию. В свое время избира­лась депутатом Липецкого областного и  Усманского городского Советов на­родных депутатов. а сей­час ведет политические занятия с коллективом учителей и воспитателей школы.
Был уже зимний вечер, когда усталая, но доволь­ная Анна Ивановна сооб­щила мне, что получены аппараты «ЛЭТИ» и один из них выделяется для исторического кабинета. Школа работает по каби­нетной системе, при ко­торой использование тех­нических средств обуче­ния приобретает исключи­тельное значение. Ученик должен не только услышать, но и увидеть, а иногда что-то сделать соб­ственными руками. Это тоже одно из требований реформы школы.

Затем директор занялась проверкой журнала кружковых за­нятий. По данным учебной части почти все уча­щиеся занимаются в од­ном или двух кружках. Один кружки оплачивае­мые, другие нет. Но даже и кружки, ведомые учи­телями в порядке обще­ственной работы, должны заниматься систематиче­ски. После просмотра ста­ло ясно, с кем из учителей побеседовать, к кому схо­дить на занятия.

Предстояла важная ра­бота: составление перспек­тивного плана на пятиле­тие. где надо прогнозиро­вать количество классов и учащихся, запланировать аттестацию педаго­гов, посылку на курсы повышения квалификации и многое другое.
Анна Ивановна накануне целый вечер просматривала жур­налы «Народное образо­вание» и «Советская пе­дагогика». Ее интересова­ли статьи, темы которых можно было бы поставить на заседаниях педсовета в перспективе на 5 лет. Сейчас директор пригла­сят одного из завучей и эта работа будет продол­жена...

Только в восемь часов вечера вернулась Анна Ивановна домой, где ее помимо обычных женских дел по-хозяйству, ждали подготовка к урокам и проверка тетрадей.
Анне Ивановне Бирюковой присвоено почетное звание «Заслуженный учи­тель школы РСФСР». В приветственном адресе Министр просвещения РСФСР Г. П. Веселов пи­сал: «Уверен в том, что Вы и впредь своим твор­ческим трудом будете вносить достойный вклад в дело народного образо­вания. воспитывать у под­растающего поколения  трудолюбие, коллективизм, преданность делу  комму­низма».
Уверены в этом и мы, её коллеги и товарищи по совместной работе.

Д. Комяков, учитель школы, внешт. корр. «Новой жизни», 1971, 1988 г.