Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Нелегко сложилась жизнь Анны Ивановны Бирюковой.
Родилась она в 1936 году в Коми АССР.
Суровый север, многоводная и могучая Печора, раздолье Коми АССР этого не забудешь, это на всю жизнь: там прошло детство, пролетела юность... Где-то недалеко светилась тысячами огней в необозримой тундре полярная кочегарка Воркута. Большая и дружная семья Тороповых с трудом переживала войну: ее главный кормилец находился на фронте. Крепко подорвал на фронте свое здоровье Иван Торопов - в 1946 году его не стало. А вскоре умерла и мать.
На попечении 16-летней Ани остались три сестры, одна другой меньше. Старший брат в это время служил в рядах Советской Армии. Что делать? Как жить дальше? Пришлось, закончив 8 классов, бросить школу. Хотя и училась она отлично и мечтала стать учительницей. Начинается трудовая жизнь: временно работает Аня библиотекарем в школе, потом статистом леспромхоза. Младшие сестры учились, получали специальное среднее образование, а старшая без устали работала, заботилась о них, заменяя им отца и мать.
Затем к Ане пришла любовь. Молодой ветврач родом с рязанщины Михаил Бирюков полюбил бил трудолюбивую северянку с певучей речью В 1960 году Михаил получил новое назначение: его направили на работу в вет-баклабораторию в Усмань. Так Анна Ивановна Торопова, по мужу Бирюкова, оказалась в нашем городе.
Шесть лет работала в горсовете машинисткой. Но сердце молодой женщины рвалось в школу, к детям. Работая, она училась.
В 1965 году окончила вечернюю школу рабочей молодежи с золотой медалью. А дальше заочное отделение Воронежского педагогического, физмат.
И только в 1967 году ее мечта осуществилась - Анна Ивановна переступила порог средней школь № 2, как учитель математики. Успешна закончен институт. Но она не останавливается на достигнутом, знает, что учитель, прекративший работу над собой, перестает быть учителем. А ведь ей всегда хотелось стать настоящим учителем, как, например, ее любимая учительница по вечерней школе Капитолина Юрьевна Ленская.
Анна Ивановна — умелый классный руководитель. Как-то на первых порах новичку в педагогике Анне Ивановне предложила взять 8 «б» класс, трудный, неорганизованный. К концу года класс было не узнать. Сейчас ее 7«а» частенько в соревновании занимает первое место по школе. В классе сильный актив, развитое самоуправление. И она отлично знает, какое дело можно поручить Рахманиной Гале, какое Рюмину Сергею. И так по отношению ко всем учащимся.
В прошлом году коммунисты школы оказали Анне Ивановне, еще молодому члену партии, высокое доверие, избрав своим секретарем. Вечером после уроков и других дел, возвращается учительница домой, где ждет ее дочка, пятиклассница Ирина — отличница учебы, девочка с абсолютным музыкальным слухом, и двухлетний трогательно лепечущий Валерик. Домашних забот тоже немало.
И снова за уроки, за стопку тетрадей. Завтра звонок позовет опять учительницу Анну Ивановну Бирюкову, ныне кандидата в депутаты Липецкого областного Совета депутатов.
Как описать подробно один только рабочий день директора средней школы...
Это был самый типичный рабочий день. Начался он, как обычно, в 7-30 с сбхода помещений. Сперва она сходила в котельную. убедилась, что там в печке жарко горит огонь, значит в классах будет тепло, дети малые и большие будут заниматься в нормальных условиях.
Затем директор средней школы № 2 Анна Ивановна Бирюкова встретила дежурных учителей и учащихся, убедилась, что все на месте. Вскоре звонкие голоса наполнили широкие и светлые коридоры. Но вот прозвенел звонок, и коридоры почти мгновенно опустели: учащиеся разошлись по классам-кабинетам, чтобы получить знания, необходимые в жизни. Захватив классный журнал и тетрадь с рабочими планами. Анна Ивановна направилась в один из четвертых классов, чтобы заняться с детьми любимой математикой. Много лет у нее нет неуспевающих, она сумела привить ребятам любовь к этому трудному, но такому важному в жизни предмету: каждые двое из трех занимаются на «4» и «5»
После дачи двух уроков она направилась к председателю городского Совета народных депутатов Н. М. Шевякову, чтобы решить вопрос относительно капитального ремонта школы на 1986 год. На улице гололед — быстро не пойдешь, здание Дома Советов далеко, а мебельный цех, где Анне Ивановне предстояло договориться н выписать необходимый материал для оформления школы — еще дальше.
В этот день домой на перерыв она не попала. Пришлось покушать в школьной столовой, я заодно и проверить качество пищи, приготовляемой для учащихся. Хорошо, что дома сын Валерий десятиклассник — отличник первой средней школы уже не нуждается в большой опеке матери...
Часа в три дня мы встретились в маленьком уютном директорском кабинете. Посетители шли один за другим. В дверь постучал ученик 7 «Б» класса Андрей Ткаченко. Мальчик способный, но в последнее время забаловался: стал пропускать уроки, конфликтовать с учителями и родителями, хуже учиться. Директор беседует с подростком, просматривает его дневник, тетради, назначает время новой встречи. И хотя в школе почти семьсот учащихся, ей до каждого есть дело.
Более длительным оказался разговор с учителем математики Антониной Фёдоровной Клюкиной. Молодому учителю предстоит аттестация, Анна Ивановна просматривает рабочие планы коллеги, советует увеличить нагрузку на уроке, больше решать задач и примеров, соответственно уменьшить письменные домашние задания. И еще совет: точнее определять, конкретизировать и записывать в рабочих планах цели уроков. Молодой учитель согласно кивает головой.
Телефонный звонок инспектора РОНО II. А. Степановой запрашивал об организации уроков труда у девочек-восьмиклассниц на швейной фабрике: реформа требует коренного изменения отношения к трудовому обучению школьников... Несколько раз в кабинет заходила секретарь учебной части Г. П. Коровина для решения дел «на ходу».
Оперативность и еще раз оперативность! Вряд ли вся эта большая работа заняла более получаса. Звонок звал на урок, и мы с директором направились на урок математики к опытному учителю Нине Даниловне Поповой. Анна Ивановна курирует математику и это ее плановое посещение. Кстати, по инициативе А. И. Бирюковой большинство учителей школы объявили свои уроки открытыми. Нина Даниловна ведет урок умело, с большим знанием дела. Педагог-мастер видит весь класс, умело задаст вопросы, меняет виды работ: устно, письменно, самостоятельно, коллективно. Казалось, как говорится, ни сучка, ни задоринки. И все-таки директор замечает немногие «промашки» опытного учителя: в одном случае— сама проверила пример, решенный учащимся у доски, а лучше было бы привлечь к проверке самих ребят, недостаточно работала со слабыми, забыла про дневники. Обо всем этом директор школы скажет учителю при анализе урока в конце рабочего дня...
На мой вопрос, какими личными качествами должен обладать директор современной школы, Анна Ивановна говорит: «Вот в этой книге (она показывает книгу Е. С. Березняка «Руководство современной школой») один заслуженный директор указывает на полтора десятка таких качеств. Но главное: директор, как и любой педагог, должен любить и уважать детей, быть самокритичным, постоянно повышать свои знания... Остальное ПРИЛОЖИТСЯ...»
А мне почему-то вспомнилось. что родилась Анна Ивановна в многодетной семье, рано потерявшей родителей, что в юном возрасте она заменяла младшим сестренкам Ирине, Полине и Маше родную мать. Что закончила среднюю школу рабочей молодежи в Усмани будучи замужней женщиной с ребенком па руках. И закончила блестяще — с золотой медалью. Что в пединституте училась заочно и весьма успешно...
По характеру и призванию А. И. Бирюкова — активный общественник: 12 лет прежде чем стать завучем, а потом директором, возглавляла школьную партийную организацию. В свое время избиралась депутатом Липецкого областного и Усманского городского Советов народных депутатов. а сейчас ведет политические занятия с коллективом учителей и воспитателей школы.
Был уже зимний вечер, когда усталая, но довольная Анна Ивановна сообщила мне, что получены аппараты «ЛЭТИ» и один из них выделяется для исторического кабинета. Школа работает по кабинетной системе, при которой использование технических средств обучения приобретает исключительное значение. Ученик должен не только услышать, но и увидеть, а иногда что-то сделать собственными руками. Это тоже одно из требований реформы школы.
Затем директор занялась проверкой журнала кружковых занятий. По данным учебной части почти все учащиеся занимаются в одном или двух кружках. Один кружки оплачиваемые, другие нет. Но даже и кружки, ведомые учителями в порядке общественной работы, должны заниматься систематически. После просмотра стало ясно, с кем из учителей побеседовать, к кому сходить на занятия.
Предстояла важная работа: составление перспективного плана на пятилетие. где надо прогнозировать количество классов и учащихся, запланировать аттестацию педагогов, посылку на курсы повышения квалификации и многое другое.
Анна Ивановна накануне целый вечер просматривала журналы «Народное образование» и «Советская педагогика». Ее интересовали статьи, темы которых можно было бы поставить на заседаниях педсовета в перспективе на 5 лет. Сейчас директор пригласят одного из завучей и эта работа будет продолжена...
Только в восемь часов вечера вернулась Анна Ивановна домой, где ее помимо обычных женских дел по-хозяйству, ждали подготовка к урокам и проверка тетрадей.
Анне Ивановне Бирюковой присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В приветственном адресе Министр просвещения РСФСР Г. П. Веселов писал: «Уверен в том, что Вы и впредь своим творческим трудом будете вносить достойный вклад в дело народного образования. воспитывать у подрастающего поколения трудолюбие, коллективизм, преданность делу коммунизма».
Уверены в этом и мы, её коллеги и товарищи по совместной работе.
Д. Комяков, учитель школы, внешт. корр. «Новой жизни», 1971, 1988 г.