Усманский

краеведческий портал

Городской театр

ГОРОДСКОЙ ТЕАТР

Сейчас трудно встретить человека, ко­торый мог бы ответить на вопрос “Был ли в на­шем городе театр?”.

В архиве данных нет, в музее тоже. Перебирая в памяти ныне живущих современников, не нахо­жу людей, имевших ка­сательство к городскому театру. Кажется, остал­ся я один, и это побуди­ло меня поделиться с усманцами тем, что сохра­нилось у меня в памяти и в фотографиях об Усманском театре.

Итак, вернемся в да­лекий апрель 1946 года. Одним очень ранним апрельским утром, пос­ле четырехлетнего от­сутствия я постучался в двери своего родного дома. Положенный на отдых апрель пролетел быстро. Подошло время подумать о работе, а за плечами только средняя школа.

Как-то на улице по­встречал своего старого знакомого — Николая Васильевича Щербако­ва. Он рассказал, что ра­ботает директором го­родского театра. Узнав о моем положении безра­ботного, пригласил меня на должность художника-декоратора. Так, не­ожиданно для себя, я стал членом театрально­го коллектива.

Театр располагался тогда в летнем павильоне, который находился на территории город­ского сада. До револю­ции на этом месте стоял клуб Общественного со­брания, который сгорел в 1918 году. В последую­щие годы здесь была по­строена сцена и не­сколько подсобных по­мещений, а затем был пристроен и зал с тесо­выми стенами под же­лезной крышей. Весь летний театр занимал место там, где сейчас стоит летняя сцена, и до сохранившейся кирпич­ной кинобудки. Это лет­нее сооружение и слу­жило рабочим местом театру с мая до октября. Говорят, что зимой он арендовал помещение клуба махорочной фаб­рики.

Образовался этот те­атр где-то в конце вой­ны и первым его дирек­тором был усманский фотограф Павел Ивано­вич Невареных, кото­рый проработал недол­го, а его сменил Нико­лай Васильевич Щерба­ков — юрист по специ­альности.

Театр этот не был чи­сто драматическим, а являл собой такую смесь драматического с эст­радным. Для этого, ви­димо, были соображе­ния экономического ха­рактера.

За лето готовилась какая-нибудь пьеса (ча­ще всего А.Н. Островского), а в промежутках устраивались эстрадные представления.
Помню, что летом 1946 года те­атр ставил пьесу “Без вины виноватые”.

Состав труппы был, в основном, молодежный и таланты были разносторонним. Были и певцы, и танцоры, и дра­матические актеры.
Театр не имел от го­рода каких-либо финан­совых дотаций и сущест­вовал на заработанные средства.
Видимо, народ за время войны изголодал­ся по зрелищам, и все спектакли шли при пол­ном зале. Помню, что и в кино в то время про­стаивали в огромных очередях за билетами. Особенно на шедшие тогда трофейные филь­мы, такие как “Мост Ва­терлоо” с Вивьен Ли и Робертом Тейлором, “Индийская гробница”, “Титаник”. ‘Девушка моей мечты» и другие.

Театр был неболь­шой, но в нем были все необходимые службы: труппа из артистов раз­ных амплуа, оркестр, художник-декоратор, ра­бочий сцены и даже кос­тюмер. Коллектив был очень дружный и спло­ченный и состоял из бывших энтузиастов те­атрального искусства. Интриги, так свойствен­ные коллективам боль­ших театров, полностью отсутствовали.

В 1946 г. театр пере­живал свой ренессанс. Он пользовался несо­мненным успехом у пуб­лики. Зарплата, хотя и невысокая, выплачива­лась аккуратно, были средства на костюмы, краски и материалы для декораций. Думаю, что успехи театра были свя­заны с личностью его директора. Николай Ва­сильевич Щербаков был очень эрудированным и коммуникабельным че­ловеком. Он сочетал в себе данные знатока ли­тературы и театра и от­личного хозяйственни­ка.

В театре он прекрасно справлялся с обязан­ностями директора, ре­жиссера и актера. В труппе были две актри­сы с профессиональным образованием: Надежда Борисовна Баранникова и Владская (и.о. не по­мню).
Были два опыт­ных драмкружковца, уже пожилые люди: О.А.Писарева и В.П. Зыков. Из студентов СХИ, тогда находившегося в нашем городе, пришла в театр Клара Федотова, из Воронежского театра приехала Валя Кириллова.
В театре работала и же­на директора Ольга Ивановна Щербакова — прекрасная певица.
Без­условно, талантливым актером был и мой друг юности — Анатолий Павельев. Работали в те­атре и коренные усманцы Петр Абрамович Мильштейн и Виктор Никульшин.
Небольшой оркестр возглавлял опытный музыкант — скрипач А.Я.Рязанцев. В состав оркестра вхо­дили: С.И. Летников — скрипка, М.П. Павлова — фортепьяно и К. Романов — труба.
Рабочим сцены был пожилой, небольшого роста мужчина, которо­го все звали просто Во­лодей (В.Ростовцев). Это был опытный сто­ляр и вообще мастер на все руки.
 В начале 1947 года в театр прибыли новые актеры Игорь Рыбчинский и его жена Иллария Рыбчинская, с их слов — профессионалы. В этом же году, в связи с переездом в г. Елец, по­кинул театр его дирек­тор Н.В.Щербаков.

Директором стал Игорь Рыбчинский, мо­жет быть, и неплохой ак­тер, но очень слабый ад­министратор. Зимой де­ла театра резко пошли вниз. Своего помещения не было, зарплату почти перестали платить. Пер­выми покинули театр музыканты, за ними по­следовали и актеры. К концу 1948 г. в театре осталось не более 7-8 че­ловек. Попытки И. Рыбчинского перепрофили­ровать театр на куколь­ный не имели успеха.

И после короткой агонии театр перестал существовать.

Последующие годы здание летнего театра использовалось как лет­ний кинотеатр. В 1965 году при очередном по­жаре полностью выгоре­ло. Теперь о нем напо­минает только одиноко стоящая кирпичная ки­нобудка.

Материал подготовлен по воспоминаниям краеведа Виктора Ярцева.