Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
ГОРОДСКОЙ ТЕАТР
Сейчас трудно встретить человека, который мог бы ответить на вопрос “Был ли в нашем городе театр?”.
В архиве данных нет, в музее тоже. Перебирая в памяти ныне живущих современников, не нахожу людей, имевших касательство к городскому театру. Кажется, остался я один, и это побудило меня поделиться с усманцами тем, что сохранилось у меня в памяти и в фотографиях об Усманском театре.
Итак, вернемся в далекий апрель 1946 года. Одним очень ранним апрельским утром, после четырехлетнего отсутствия я постучался в двери своего родного дома. Положенный на отдых апрель пролетел быстро. Подошло время подумать о работе, а за плечами только средняя школа.
Как-то на улице повстречал своего старого знакомого — Николая Васильевича Щербакова. Он рассказал, что работает директором городского театра. Узнав о моем положении безработного, пригласил меня на должность художника-декоратора. Так, неожиданно для себя, я стал членом театрального коллектива.
Театр располагался тогда в летнем павильоне, который находился на территории городского сада. До революции на этом месте стоял клуб Общественного собрания, который сгорел в 1918 году. В последующие годы здесь была построена сцена и несколько подсобных помещений, а затем был пристроен и зал с тесовыми стенами под железной крышей. Весь летний театр занимал место там, где сейчас стоит летняя сцена, и до сохранившейся кирпичной кинобудки. Это летнее сооружение и служило рабочим местом театру с мая до октября. Говорят, что зимой он арендовал помещение клуба махорочной фабрики.
Образовался этот театр где-то в конце войны и первым его директором был усманский фотограф Павел Иванович Невареных, который проработал недолго, а его сменил Николай Васильевич Щербаков — юрист по специальности.
Театр этот не был чисто драматическим, а являл собой такую смесь драматического с эстрадным. Для этого, видимо, были соображения экономического характера.
За лето готовилась какая-нибудь пьеса (чаще всего А.Н. Островского), а в промежутках устраивались эстрадные представления.
Помню, что летом 1946 года театр ставил пьесу “Без вины виноватые”.
Состав труппы был, в основном, молодежный и таланты были разносторонним. Были и певцы, и танцоры, и драматические актеры.
Театр не имел от города каких-либо финансовых дотаций и существовал на заработанные средства.
Видимо, народ за время войны изголодался по зрелищам, и все спектакли шли при полном зале. Помню, что и в кино в то время простаивали в огромных очередях за билетами. Особенно на шедшие тогда трофейные фильмы, такие как “Мост Ватерлоо” с Вивьен Ли и Робертом Тейлором, “Индийская гробница”, “Титаник”. ‘Девушка моей мечты» и другие.
Театр был небольшой, но в нем были все необходимые службы: труппа из артистов разных амплуа, оркестр, художник-декоратор, рабочий сцены и даже костюмер. Коллектив был очень дружный и сплоченный и состоял из бывших энтузиастов театрального искусства. Интриги, так свойственные коллективам больших театров, полностью отсутствовали.
В 1946 г. театр переживал свой ренессанс. Он пользовался несомненным успехом у публики. Зарплата, хотя и невысокая, выплачивалась аккуратно, были средства на костюмы, краски и материалы для декораций. Думаю, что успехи театра были связаны с личностью его директора. Николай Васильевич Щербаков был очень эрудированным и коммуникабельным человеком. Он сочетал в себе данные знатока литературы и театра и отличного хозяйственника.
В театре он прекрасно справлялся с обязанностями директора, режиссера и актера. В труппе были две актрисы с профессиональным образованием: Надежда Борисовна Баранникова и Владская (и.о. не помню).
Были два опытных драмкружковца, уже пожилые люди: О.А.Писарева и В.П. Зыков. Из студентов СХИ, тогда находившегося в нашем городе, пришла в театр Клара Федотова, из Воронежского театра приехала Валя Кириллова.
В театре работала и жена директора Ольга Ивановна Щербакова — прекрасная певица.
Безусловно, талантливым актером был и мой друг юности — Анатолий Павельев. Работали в театре и коренные усманцы Петр Абрамович Мильштейн и Виктор Никульшин.
Небольшой оркестр возглавлял опытный музыкант — скрипач А.Я.Рязанцев. В состав оркестра входили: С.И. Летников — скрипка, М.П. Павлова — фортепьяно и К. Романов — труба.
Рабочим сцены был пожилой, небольшого роста мужчина, которого все звали просто Володей (В.Ростовцев). Это был опытный столяр и вообще мастер на все руки.
В начале 1947 года в театр прибыли новые актеры Игорь Рыбчинский и его жена Иллария Рыбчинская, с их слов — профессионалы. В этом же году, в связи с переездом в г. Елец, покинул театр его директор Н.В.Щербаков.
Директором стал Игорь Рыбчинский, может быть, и неплохой актер, но очень слабый администратор. Зимой дела театра резко пошли вниз. Своего помещения не было, зарплату почти перестали платить. Первыми покинули театр музыканты, за ними последовали и актеры. К концу 1948 г. в театре осталось не более 7-8 человек. Попытки И. Рыбчинского перепрофилировать театр на кукольный не имели успеха.
И после короткой агонии театр перестал существовать.
Последующие годы здание летнего театра использовалось как летний кинотеатр. В 1965 году при очередном пожаре полностью выгорело. Теперь о нем напоминает только одиноко стоящая кирпичная кинобудка.
Материал подготовлен по воспоминаниям краеведа Виктора Ярцева.