Вернулся с войны
Усмань, г.
В годы Великой Отечественной войны мне пришлось служить в авиационных частях.
*
Летом 1943 года фашистская армия готовилась к наступлению на Курско-Орловском выступе. Гитлеровцы, сосредоточив на небольшом участке фронта громады танков и самолетов, лелеяли надежду взять реванш за поражение у волжской твердыни, добиться перелома в боевых действиях в свою пользу.
Наше командование вовремя разгадало замысел врага. Были приняты меры для контрнаступления. Большую роль в разгадке замысла противника, сыграла воздушная разведка.
В это время я, лейтенантИван Поликарпович Харькин служил в аэрофоторазведке авиационного корпуса.
Аэрофотоснимки обработаны. Начальник аэрофотоотделения штаба авиакорпуса гвардии лейтенант Иван Харькин докладывает начальниуц оперативного отдела корпуса подполковнику Трегубу о результатах бомбовых ударов по войскам противника в районе Днепра.
Снимок 1943 года.
Наши самолеты вели усиленную воздушную разведку в районах Белгорода, Борисовки, Тамаровки, Грайворона, Золочева, Ахтырки, Богодухова, Мерефы и Харькова. Тщательной обработкой аэрофотоснимков нам всегда удавалось определить состав и расположение вражеских войск, их систему обороны, скопление танков и самолетов вблизи от линии фронта.
Имея точные данные, наше командование предприняло ряд массированных воздушных бомбардировок по аэродромам, железнодорожным станциям и укрепленным пунктам противника.
Летчики авиакорпуса под командованием И. С. Полбина успешно громили танки и мотопехоту противника. В штабе корпуса мне приходилось сутками обрабатывать фотоснимки о результатах бомбардировок войск противника.
Особенно мне запомнилось Прохоровское сражение. Именно это сражение решило судьбу последующей исторической битвы на Курской дуге. На узком участке фронта наша авиация ежедневно сбрасывала на боевые порядки врага тысячи бомб. От взрывов бомб, снарядов и мин, грохота орудий дрожала земля.
Наши самолеты буквально висели над скоплением живой силы и техники противника. Летчики возвращались на аэродром только для того, чтобы заправиться горючим, подвесить бомбы и получить новое боевое задание.
Благодаря мужеству и отваге наших воздушных соколов, превосходство в воздухе на Курской дуге перешло на нашу сторону. Враг понес огромные потери в живой силе и технике. Под напором советских войск фашистская армия начала откатываться на Запад, освобождая Советскую Украину. Гитлеровцы пытались задержать наше стремительное наступление на линии Днепра. Однако, сооветские воска успешно преодолели и этот рубеж.
Помнится и такой случай. Немцы, отступая, усиленно охраняли переправу у Кременчуга. По данным аэрофоторазведки было установлено, что там скопилось большое количество техники и живой силы. Летчики нашего соединения получили задание уничтожить переправу и скопление войск. Это задание было успешно выполнено.
В это же время было обнаружено большое скопление военных эшелонов на железнодорожных станциях Пятихатка, Знаменка, Протопоповка, Александрия. Их нужно было уничтожить. Эту задачу наши летчики выполнили блестяще.
Семнадцать самолетов 81 авиаполка повел на боевое задание сам командир корпуса Герой Советского Союза гвардии генерал - майор авиации Иван Семенович Полбин. В результате массированного удара пикировщика по этим железнодорожным станциям было уничтожено более 10 эшелонов с техникой и боеприпасами противника. Мне пришлось обрабатывать фотоснимки этого боевого вылета.
Могучие взрывы, объятые пламенем эшелоны, клубы черного дыма были запечатлены на снимках.
После бомбежки наши самолеты возвращались на свою базу.
Полбин заметил большую группу немецких бомбардировщиков, летевших в нашу сторону. Не задумываясь он принял решение: навязать врагу воздушный бой. Замечу: редко когда бомбардировщики вступали в воздушный бой. В шлемофонах летчиков послышалась его команда: «Вперед, за мной, на фашистских стервятников!». В результате воздушного боя было сбито 6 самолетов противника. Два из них сбил лично И. С. Полбин.
Наш генерал не раз во время полетов принимал вызовфашистских истребителей. Однажды, когда полбинцы отбомбили аэродром противника в районе Миллерово, бомбардировщиков неожиданно атаковали 12 «мессерш-мидтов». По команде Полбина «петляковцы» сомкнулись и смело вступили с ними в бой. Один за другим четыре вражеских самолета рухнули на землю, остальные позорно бросились наутек.
Много славных страниц вписал в боевые дела отечественной авиации наш гвардейский авиакорпуспус. Его личный состав участвовал в уничтожении окруженных Корсунь Шевченковской, Ясско-Кишеневской немецких группировок, в Львовской операции, оказал помощь чехословацкому народу в изгнании гитлеровских захватчиков, громил немцев в фашистском логове — Берлине.
В составе гвардейского авиационного корпуса я прошел путь от Воронежа до Берлина. Участвовал во многих боевых операциях по разгрому врага. И навсегда сохранил в своей памяти это трудное время, своих боевых товарищей. Командир авиакорпуса, дважды Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации Иван Семенович Полбин навсегда остался в моей памяти, как бесстрашный летчик, талантливый полководец, простой и отзывчивый товарищ. Он много и вдохновенно трудился для достижения победы. Но дожить до нее ему не удалось.
10 февраля 1945 года, совершая свой 157-й боевой вылет, он погиб. Операция была проведена успешно. Но при возращении на свой аэродром горстку полбинских бомбардировщиков настигла целая армада фашистских стервятников. В неравном бою Иван Семенович получил смертельное ранение. За проведенную операцию гвардии генерал-майор авиации И. С. Полбин был посмертно удостоен второй Золотой медали.
И. С. Полбин погиб, но имя его бессмертно, как и бессмертны его ратные подвиги.
И. ХАРЬКИН, участник Великой Отечественной войны. // Новая жизнь. - 1965. - 28 марта.