Усманский

краеведческий портал

Карпухин Виктор Григорьевич
Карпухин Виктор Григорьевич

Погиб
Октябрьское, с.

Родился в 1919 году в городе Москве. Окончил среднюю школу.
С 1938 года в рядах Красной Армии, призван Московским ГВК. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа.

Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 гг. в составе 7-го ИАП 59-й ИАБР, ВВС 7-й Армии, Северо-Западного фронта, летал на И-153.
В небе Карелии младший лейтенант В. Г. Карпухин сбил лично 1 самолёт противника. Затем продолжал службу в Ленинградском военном округе в должности адъютанта эскадрильи.

С 22 июня 1941 года лейтенант В. Г. Карпухин в действующей Армии: в должности пилота 7-го ИАП  5-я САД, ВВС Северного фронта, летал на МиГ-3.
С августа 1941 года временно воевал в 19-м ИАП 7-го ИАК ПВО, продолжая летать на МиГ-3.
В сентябре 1941 года возвратился в 7-й ИАП 7-го ИАК ПВО. Осуществлял прикрытие города Ленинграда и военных объектов с воздуха, помимо задач ПВО вылетал на прикрытие наземных войск и штурмовку войск противника. 21 сентября 1941 года лейтенант В. Г. Карпухин был сбит, в начале октября вернулся в полк.

4 октября 1941 года переведён в 153-й ИАП 5-й САД, ВВС Ленинградского фронта, где продолжал летать на МиГ-3. 22 февраля 1942 года, по расформировании 5-й САД, полк вошёл в состав ВВС 23-й Армии. 11 марта 1942 года выведен с фронта в тыл, в 22-м ЗИАП Московского военного округа в городе Иваново проходил переформирование и осваивал американские истребители "Аэрокобра".

29 июня 1942 года приступил к боевой работе на Брянском фронте, как полк сопровождения в составе 244-й БАД, 2-й Воздушной Армии. 7 июля 1942 года передан в состав войск вновь образованного Воронежского фронта.

Командир звена старший лейтенант Карпухин Виктор Григорьевич вылетел на "свободную охоту" с товарищами. У деревни Верхнее Турово они встретили два ДО-217, прикрываемых двумя МЕ-109ф. Решительной, внезапной атакой летчики вынудили бомбардировщиков сбросить бомбы в пустое поле и уйти в облака. Их охранники-"мессершмитты" в сражении оба были сбиты. Один - на счету Карпухина. На следующий день летчик-ас вылетел по тревоге и у деревни Гремячье вступил в бой с 12 "мессерами", которые обстреливали наши отступающие войска на переправах через Дон. Ме-210 от точного удара его 37-миллиметровой пушки упал у деревни Устье.
Капитан Кирсанов Петр Семенович восьмого июля вылетел вместе с Кисляковым, Милехиным, Карпухиным на перехват двух МЕ-109. От меткой очереди Кирсанова вражеский самолет загорелся и затем упал на западной окраине деревни Чертовицкое.

Десятого июля семь летчиков ведомые капитаном Кирсановым сопровождают советские бомбардировщики. Известно, что на выполнение боевого задания шли Авдеев, Карпухин, Никитин, Милехин, Праводелов и лейтенант Борис Александрович Мухин. В районе Воронежа пилоты встретили 12 "мессершмиттов". В небе над городом, на глазах пехотинцев, завязался бой. От метких попаданий капитана Кирсанова один "мессершмитт" загорелся и упал в двух километрах западнее Отрожки. Старший лейтенант Кисляков сбил два МЕ-109ф. Один упал северо-западнее Отрожки, а другой врезался в дом на северной окраине Воронежа. Четвертый стервятник сбили летчики сообща.

12 августа 1942 года в небе между Усманью Липецкой области и Новой Усманью Воронежской области произошел бой. Звено истребителей - ведущий первой пары кавалер орден Красной Звезды командир авиационной эскадрильи капитан Александр Федорович Авдеев [в сентябре 1942 года награжден орденом Красного Знамени за первые 10 дней боев на Воронежском фронте и сбитые три самолета врага] и его ведомый кавалер ордена Красной Звезды старший лейтенант Амколадзе. Ведущий второй пары - командир звена, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени капитан Карпухин, прикрываемый старшим лейтенантом Кисляковым. Летчики-истребители вступили в схватку с большой группой вражеских самолетов 9 МЕ-109 и 6 МЕ-110. Фашисты, зная, что в этом районе находятся советские аэродромы, любили скрытно прилетать, устраивать засады. Они сбивали на подлете, при посадке наши самолеты - часто подбитые, как правило - без боезапаса и горючего самолеты. Записав легкую победу, враги убегали прочь.

Летчики вступили в бой с коварным врагом, превосходившем их по численности. В схватке капитан Карпухин сбил МЕ-110. Вражеский самолет упал у села Девица Липецкой области. Но и крылатую машину ведомого Кислякова подбили. Ему пришлось выйти из боя и посадить самолет в поле. В тот день на аэродром не вернулись капитаны Авдеев, сбивший сем немецких стервятников, и Карпухин, сбивший 13 самолетов (семь - лично, шесть - в группе).

В донесениях о потерях Авдеев значится пропавшим без вести, а Карпухин - погибшим, но с припиской карандашом на донесении: "Жив". Разыскивая героя, военный чиновник нашел донесение, где сообщается, что пропавший без вести Карпухин вернулся в часть. Но оно датировано октябрем 1941 года, когда летчик был сбит на Ленинградском фронте.

К тому времени совершил 229 боевых вылетов, провёл более 70 воздушных боёв, сбил лично 6 и в составе группы ещё 6 самолётов противника. Могилу лётчика нашли в 1948 году у села Верхний Телелюй, ныне это Грязинский район Липецкой области.

Сейчас его прах покоится в селе Октябрьское Усманского района Липецкой области.

Награждён орденами: Ленина (20.12.1941), Красного Знамени (13.09.1942).