Усманский

краеведческий портал

Усманский Софийский девичий монастырь

Выдержки из «Ведомости о Усманском Софийском Девичьем монастыре за 1866 год».

«... Обитель с Высочайшего ут­верждения, последовавшего на док­ладе Святейшего Правительствую­щего Синода 1799 г., построена иж­дивением Усманской помещицы майорской дочери Надежды Георгиеврны Феодоровой, и по указу Святей­шего Синода формальным порядком открыта в 1817 г.

В ней церковь одна, устроена ка­менным зданием, крепка. Престолов в сей церкви три, в настоящей холодной во имя Успения Божией Матери, освящена в 1829 г. бывшим "Преосвященным Евгением, в приде­ле теплом во имя Св. Великомучени­ка Георгия, 2-й во имя св. мучениц Софии и трех ея дщерей Веры, Надежды и Любови, освящены в 1817 г. бывшим Преосвященным Ионою.

Церковь утварью достаточна, имеет полный круг церковных Богослужебных книг и библиотеку состоя­щую из 53-х для чтения сестер книг. По штату третьеклассных монас­тырей в сей Обители положено в 1817 г   настоятельница одна в сане игуменьи. Казначея одна, монатейных монахинь 19, рясофорных послушниц 138, на испытании в монастыре пре­бывающих 12, в Усманском монастырском подворье живущих 19.

Домовая церковь одна в 1862 г. каменным зданием в Усманском монастырском подворье. Престол в ней один во имя Успения Божией Матери. Утварью снабжена достаточно, имеет полный круг церковных Богослужебных книг. Богослужение в ней отправляется монастырскими священнослужителями.

Опись церковному имуществу выдана в 1853 г. из Тамбовской Ду­ховной Консистории...»

«Ведо­мость о мо­нашествую­щих... со­стоящих в штате, сверх шта­та и на временном пребывании за 1866 год»

сохранила имена и зва­ния каждой из монахинь при поступ­лении в монастырь, при накрытии ря­софором и постриже­нии в мона­шество.

Приво­дим имена монахинь «в мантии» Олимпиада (57 лет), Аполлинария (96 лет), Архелая (68 лет), София (88 лет), Агния (64 года), Евпраксия (57 лет), Еликонида (66 лет), Евгения (58 лет), Фомаида (66 лет), Зинаида (62 года), Афанасия (77 лет), Августа (57 лет), Анфиса (60 лет), Варвара (61 год), Таисия (61 год), Вриенна (63 года), Магдалина (58 лет), Евнакия (48 лет), Елисавета...

В «Ведомости..» приведены так­же сведения о том, чему и где учи­лась, что умеет делать. Об этом име­ются такие записи, «...читать и пи­сать училась в я монастыре,... в доме у роди­телей..., ...ра­ботает сукна, ...прядет, ...шьет платье, работает мухояр, ...прядет сукна,.. прядет мухояр, ...пря­дет и ткет...»

Кроме это­го, имеются записи «Из какого звания и места вдова или девица родом: ... Ус­манской окру­ги, села Ниж­ней Матренки, казенно-крес­тьянская дочь-девица, из сел Студенок, ...го­рода Усмани мещанская дочь, ...села Коробовки, ...сел Новоуглянского, Де­вицы, Песковатки..., из гу­берний Воронежской , Курской, Ор­ловской, Саратовской...»

Немало интересного о каждой монахине содержит графа «Когда по­ступила или переведена в монас­тырь, также когда и где покрыта ря­софором и пострижена в монаше­ство. Какое несла послушание». Вот несколько фрагментов из этого раз­дела: «...казначея, ...по преклонности лет - 96 - без послушания, ...заве­дует свечным ящиком, ...за болезнью без послушания, ...управляет клиро­сом и учит нотному пению, ...мятет ал­тарь, ...прибирает ризницу, ...за скот­ным двором смотрит, ...смотрит за выходом, ...на клиросе поет и чита­ет...»

Следующая часть «Ведомости» касается рясофорных послушниц. Вот их имена: Екатерина (57 лет), Анна (55 лет), Мария (56 лет), Анна (47 лет), Мелания (57 лет), Анастасия (61 год), Феодосия (52 года), Параскева (48 лет), Дарья (52 года), Мария (49 лет), Мария (42 года), Санклитикия (54 года), Евдокия (53 года), Надежда (58 лет), Афанасия (54 года), Евдокия (47 лет), Параскева (46 лет), Александра (64 года), Мария (57 лет), Фекла (39 лет), Евфимия (49 лет), Агриппина (55 лет), Мария (44 года), Александра (39 лет), Параскева (35 лет), Акилина (35 лет), Александра (55 лет), Екатерина (50лет),

Мария (33 года), Матрона (44 года), Саломия (34 года), Ксения (34 года), Надежда (29 лет), Елена (30 лет), Анна (27 лет), Онуфрия (56 лет)...

Среди их умений, помимо ткаче­ства, прядения, шитья и вязания за­писано, «...обделывает фольгой об­раза, ...вяжет кружева, ...шьет бе­лье...»

Места их рождения и жительства - многие села Усманского и Бобров­ского уездов, гг. Усмань и Тамбов... Из послушаний записаны: «...печет просфоры, ...свечи зажигает, ...хлеб в амбаре принимает и отпускает, ...в настоятельских кельях за выходом смотрит, ..за монастырским выходом смотрит, .в церкви топит печи, ...смотрит за подворьем, ...на клиро­се поет, .. в трапезной за кушаньем смотрит, .. монастырские ворота за­пирает, ...в трапезной на стол накры­вает и подает., и т. д »

...Были в монастыре и «Указом определенные» Мария Димитриева, 33 лет; Мария Алексеева, 42 лет; Харитона Ерофеева, 29 лет; Варвара Никанорова, 30 лет; Соломония Афанасьева, 23 лет; Анастасия Петрова, 38 лет; Параскева Ильина, 37 лет.

Они также пряли, ткали, вязали, шили, пекли просфоры... Есть и такие записи: «...читает правило, ...варит квас»...

Еще одна часть «Ведомости...» - с данными о тех, кто был в монастыре «на испытании»; Матрена Иванова, 30 лет; Наталья Петрова, 21 год; Евдокия Степанова, 24 лет; Гликерия Михайловa, 21 год; Наталия Григорьева, 26 лет; Елизавета Феодорова Попова, 50 лет; Александра Егорова, 29 лет; Мария Спиридонова, 29 лет; Пелагея Антонова, 22 лет; Анастасия Логгинова, 24 лет, Евдокия Григорьева, 32 лет; Анастасия> Григорьева, 30 лет.

Прежде они жили в Землянске, Во­ронеже, в разных селах Тамбовской, Воронежской губерний.

Из записей об умениях и послуша­ниях «...за скотным двором смотрит, в трапезной готовит кушанье» и т.д. Заключительная часть «Ведомости» отведена сведениям «о живущих девицах в подворьи, ...состоящем в го­роде Усмани за 1866 год».

Это были. Евдокия Стефанова, 72 лет; города Усмани мещанская дочь. Ев­докия Никифорова, 66 лет, Пригород­ней Стрелецкой слободы, казеннокрерстьянская дочь. Марфа Прокопьева, 67 лет, Усманской округи села Сторожеваго, казеннокрестьянская дочь. Параскева Сафонова, 86 лет, Усманской округи села Нижней Матренки, казеннокрестьянская дочь. Татьяна Иванова, 66 лет, Усманской округи села Мазейки, казеннокрестьянская дочь. Параске­ва Акинфиева, 68 лет, Усманской ок­руги села Мазейки, казеннокрестьянс­кая дочь. Матрена Лаврентьева, 79 лет, Усманской округи села Верхней Байгоры, казеннокрестьянская дочь. Агафия Яковлева, 69 лет, Усманской ок­руги села Грачевки, казеннокрестьянс­кая дочь. Александ­ра Антонова, 58 лет, Усманской округи села Телелюя, казеннокрестьянская дочь. Мария Андри­анова, 48 лет, Ус­манской округи села Демшина, ка­зеннокрестьянская дочь. Дарья Феофилактова, 39 лет, Усманской округи села Красного, казеннок­рестьянская дочь. Матрена Феодоро­ва, 39 лет, Усманс­кой округи села Нижней Матренки, казеннокрестьянс­кая дочь, Евдокия Феодорова, 40 лет, Усманской округи села Мазейки, казеннокрестьянская дочь. Агриппина Ан­тонова, 39 лет, Усманской округи села Сторожевого, ка­зеннокрестьянская дочь. Мария Алексеева, 35 лет, Усман­ской округи села Падворок, казеннок­рестьянская дочь Анастасия Василье­ва, 24 лет, Пригородней Пятницкой сло­боды, казеннокрестьянская дочь. Евдокия Ефтеева, 57 лет, Пригородней Пят­ницкой слободы, казеннокрестьянская вдова. Анна Григорьева, 34 лет, Приго­родней Пятницкой слободы, казеннок­рестьянская дочь. Анна Иванова, 43 лет, Усманской округи села Грачевка, казеннокрестьянская

Ведомость эту подписала настоя­тельница монасты­ря игумения Сера­фима.

Лишь малая часть имен его насельниц до­несена до нашего времени в документах. Еще мно­гое предстоит най­ти, открыть, иссле­довать. Ведь в бы­лые годы в этом монастыре находи­лось до 250 сес­тер, в том числе до 40-50 на Усманском подворье.

В памяти лю­дей того времени были живы многие добрые дела «не­вест Христовых». О многих из них хо­телось бы узнать и поведать нашим современникам, чтобы помнили и молились о них так, как это было в далекие от нас годы...

XX век стал для монахинь време­нем многих и многих испытаний: в 1924 году монастырь был закрыт новыми властями, жизнь многих насельниц сложилась трагически, а некоторые скон­чались мученически: в ссылках, лаге­рях, тюрьмах. Лишь немногие похоро­нены на старом городском и некото­рых сельских кладбищах... В наши дни мы даже не знаем монашеского име­ни расстрелянной в 1937 году после­дней игумений монастыря. Следствен­ное дело сохранило лишь ее мирское имя - Александра Сергеевна Юдина...

Разрушен главный монастырский храм, находившийся на теперешней территории Усманской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних, неизвестно местоположение второго храма - во имя преподобного Серафима Саровского, неизвестно, сохранилась ли под главным храмом могила первостроителя монастыря-иеромонаха Тихона, хранителя духов­ного наследия Святителя Тихона Задон­ского.

Одни лишь столетние дубы стоят немыми свидетелями испытаний того времени. Но имена их ведает Господь! Поэтому в дни 200-летия монастыря впервые за многие годы в бывшей домовой монастырской церкви - на­шем Свято-Успенском храме за Боже­ственной Литургией и на панихиде прозвучали дошедшие до нас имена мо­нахинь и послушниц, а также игумений и священников монастыря. Основатель­ницы обители Надежды Федоровой и первостроителя иеромонаха Тихона.

Будем же и мы поминать этих лю­дей Божиих, ибо и они тогда за нас предстанут пред Престолом Божиим на Страшном Суде.

Восстановим же богатую и поучи­тельную славную историю монастыря, построенного по завету Святителя Ти­хона Задонского!