Усманский

краеведческий портал

Храм Рождества Христова в с. Излегоще
Храм Рождества Христова в с. Излегоще
Храм Рождества Христова в с. Излегоще

Церковь Рождества Христова в с. Излегоще Усманского района

С 1615 года упоминается в Воронежских писцовых книгах село Излегощи с церковью Рождества Христова. Заселение этих мест в нелегкие для России годы в интересах безопасности окраин государства шло очень активно.

Из писцовых и межевых книг Усманского края: “Село Излегощи, на реке Воронеж. Церковь Рождества Христова да придел во имя пророка Илии, “древена, клецки” (т.е. деревянная и “на подклетях” - двухэтажная с подвалом). После пожара 1689 года церковь была отстроена заново.

...За всю историю села потомкам первопоселенцев не раз пришлось строить новые храмы взамен обветшавших или ставших тесными... Ведь если во времена “вскоре после основания г. Воронежа” здесь “было поселено 10 дворов детей боярских и 18 дворов казаков - поместных атаманов, образовавших служилое село”, то из “Книги клировых ведомостей от 1816 г. Усманской округи Излегощинского благочиния” известно, что (“дворов 190, в них душ 764 муж. и 837 жен.”, а “церковь Христорождественская, деревянная, а когда и кем построена неизвестно”.

А “Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 г.” говорит о том, что “тщанием прихожан” в 1844 г. построена “Христорождественская церковь села Излегощи деревянная...” и что в приходе уже “душ мужескаго пола 1040, женскаго 1057”; настоятелем в это время (1876 г.) был священник Андрей Григорьевич Лукин.

Но самой главной и дорогой для нескольких поколений потомков тех самых “детей боярских” и “казаков - поместных атаманов” (с такими же фамилиями, как и у наших современников - Лопатиных, Требунских, Кобелевых, Пригородовых...) конечно же стал каменный храм, построенный в 1890 г., многие годы бывший украшением и гордостью старейшего села нашего края...
Строительство в Излегоще храма из красного кирпича на белокаменном фундаменте в псевдорусском стиле затянулось на долгие годы, и окончен он был постройкой только в 1890 г.
Торжественное освящение Христорождественского храма состоялось 22 ноября 1890 г. Очевидец этого события делился своими впечатлениями: «Сколько трудов положено, сколько скорбей перенесено, сколько средств затрачено за эти 17 лет! Говорят, что новопостроенный храм стоит более 75 000 руб. Нужно
отдать справедливость, он вышел великолепный. Построенный по образцу Тамбовского городского собора, он напоминает собой скорее собор, чем сельскую церковь. Каменный, пятиглавый, почти
весь крытый белым железом, храм этот составляет большую редкость для села. Не даром затрачены средства, не даром понесены труды и заботы. Пройдут века, а этот величественный храм будет стоят твёрдо и непоколебимо на радость и утешение потомкам. Будущие насельники Излегощи, наверное, не один раз скажут: «Царство небесное» строителям и благо-
творителям храма сего! Желающий помолиться всегда найдёт себе место в этом просторном и светлом храме. Храм трёхпрестольный, но пока освящён только один главный престол во имя Рождества Христова». Как трагически ошибался автор этот строк, предсказывая новому храму столетия процветания и служения людям… Не прошло и полувека, как он был закрыт, заброшен и до сих пор служит немым укором современным жителям с. Излегоще.
Но тогда, в радостные и праздничные для жителей села дни ничего не предвещало будущих скорбей… Накануне освящения храма, 21 ноября, в нём прошло всенощное бдение, которое совершал местный благочинный о. Василий Милютин в сослужении 14 священников и 3 диаконов при участии хора певчих из соседнего с. Поддубровка.
«Приятное, мелодическое пение хора из крестьян радовало простые народные сердца. Что-то своё, родное, слышалось народу в этом пении его собратий. Сколько удивлений, сколько похвал было высказано после крестьянами своим родным, так казать,
певцам».
На другой день церковный колокол возвестил о начале торжества освящения храма. Под благовест новый храм наполнился молящимся народом, в котором вскоре уже не хватало места, запоздавшие обступили здание со всех сторон. Освящение «по чину своему прошло торжественно… к двум часам пополудни окончилось богослужение. Чтобы отблагодарить своих прибывших соседей за то участие, какое они принимали ранее при постройке храма и приняли теперь при его освящении, благодарные излегощинцы предложили всем присутствующим трапезу, для чего на столах, временно устроенных близ церкви, расставлены
были разные деревенские кушанья… Духовенство и почётные гости были приглашены радушным хозяином о. Иоанном в свой дом на чай и обед… В числе присутствующих на трапезе находился основатель храма старец о. Андрей Лукин, положивший некогда первый камень в главу храма». Кроме главного
престола позднее в храме устроены приделы: св. Ильи (правый) и Казанской иконы Божией Матери (левый).
По описанию из страховой оценки 1910 г., Христорождественская церковь «каменная пятиглавая, крыта железом, окрашенным зелёной масляной краской, главы крыты белым железом, длина
церкви 15 саж., ширина 13 саж., высота до верха карниза 11 саж. Больших окон 16, малых 4. Дверей наружных двустворчатых, обитых железом 3 шт., внутренних дверей 1.
Иконостас главный длиной 10 арш., высотой 11 арш. оценён в 2 000
руб. Церковь холодная. Колокола помещаются в левой западной главе церкви.
Ближайшая к церкви чужая постройка – общественные амбары с южной стороны на расстоянии 50 сажень и жилой крестьянский дом с северо-восточной стороны на расстоянии 50 сажень».
При храме действовала церковно-приходская, одноклассная, смешанная школа в кирпичном здании с 13 окнами, размером 22×12 арш., высотой 5 арш., с двумя сенями.
В 1910 г. в приходе Христорождественской церкви насчитывалось дворов 447, в которых проживали 1 516 душ м.п. и 1 477 ж.п., «великороссы, земледельцы. По малоземелью занимаются, кроме того, работами в шахтах и сгонкою леса на плотах, имеют земли по 15 саж. на душу в поле».
Причт храма составляли священник, диакон и псаломщик. «У священника и диакона земли по 1 дес. усадебной, а у псаломщика – 2 дес. собственной, и 54 дес. пахотной, неудобная,
песчаная, в чрезполосном владении с крестьянами. Кроме того, священник пользуется 2 1/2 дес. сенокосной земли. Земля даёт годового дохода 350 руб.
Братский годовой доход от 854 р. до 1 000 р. Причтовый капитал 200 руб. Церковный капитал 300 р. Руга – печёным хлебом».

За сто с лишним лет своего существования этот прекрасный храм явился свидетелем самых разных событий: радостных, печальных, трагических... Сейчас он стоит таким, каким сделали его люди и события ХХ в. Таким ли хотели видеть свой храм Божий его строители, благотворители, благоукрасители, прихожане прежних времен и наши современники?

В “Историко-статистическом описании Тамбовской епархии” за 1911 г. имеются следующие сведения: “церковь каменная, холодная, построена в 1890 г. Престолов три: средний - во имя Рождества Христова, второй - святого пророка Илии, третий - Казанской иконы Божией Матери. Приход открыт в 1754 году. Дворов 447, душ мужского пола 1516, женского пола 1477, великороссы, земледельцы, работают также в шахтах, занимаются сгонкою леса на плотах. Рек две: Излегощенка и Лесной Воронеж. Есть лес.

Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная, законоучителю — 60 рублей, дьякону — 360 рублей в год. Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1788 года, но не полностью. Церковная библиотека в 100 томов.

Штат: священник, дьякон, псаломщик. У священника и дьякона земли по 1 десятине усадебной, а у псаломщика и дьякона земли по 2 десятины собственной и 54 десятины пахотной, неудобной, песчаной, в четырёхполосном владении с крестьянами. Кроме того, священник пользуется 2,5 десятинами сенокосной земли. Земля даёт годовой доход 350 рублей, братский доход — от 854 до 1000 рублей в год. Причтовый капитал — 200 рублей. Церковный капитал — 300 рублей. Руга — печёным хлебом.

По страховой оценке 1915 г. в Христорождественской церкви находилось следующее движимое имущество: дарохранительница бронзовая стоимостью 25 руб., крест напрестольный серебря-
ный стоимостью 40 руб., Евангелие в медном окладе стоимостью 60 руб., потир серебряный 2 шт. стоимостью 120 руб., дискос серебряный 2 шт. стоимостью 10 руб., священные блюда серебряные 4 шт. стоимостью 12 руб., звездница серебряная 2 шт. стоимостью 5 руб., лжица серебряная 2 шт. стоимостью 5 руб., паникадила медные 2 шт. стоимостью 200 руб., иконы в киотах под стеклом – кипарисовые 2 шт. стоимостью 450 руб., без киота
и без рам 12 икон на цинковых листах стоимостью 25 руб., хоругви бронзовые стоимостью 75 руб., плащаница шитая по бархату стоимостью 80 руб., кресты выносные деревянные 5 шт. стоимостью 30 руб., круг богослужебных книг стоимостью 100 руб., колокола 4 шт. стоимостью 4 200 руб. Однако, материальное положение прихода не позволило застраховать данное движимое имущество.
В июле 1916 г. в с. Излегоще возник страшный пожар, в огне которого сгорело более 200 домов. «Пожар продолжался всего один час, но дул сильный ветер. Огонь перебрасывался через 10 и даже 45 домов. Дома горели в шесть рядов».
Храм при этом не пострадал.

Перед изъятием церковных ценностей в 1922 г. комиссия описала в храме с. Излегоще «2 сребровызолоченных сосуда с принадлежностями, серебряная дароносица, ковш».
После ареста в 1937 г. священника Павла Ефимовича Базилева, осуждённого на 10 лет лишения свободы, Христорождественская церковь была закрыта и долгое время использовалась под склад. 28 августа 1946 г. во время возникшего от удара молнии пожара на здании храма сгорела кровля.

Храм возвращён верующим в апреле 1993 году, но великолепный храм до настоящего времени не восстановлен.

Только приезжими благотворителями у стен храма благоустроена могила местного юродивого блаженного Петруши.

Священно- и церковнослужители храма Рождества Христова:
Священники:
Савельев Тимофей – 1646–1652
Осипов Мокей – 1658–1676
Яковлев Иоанн – уп. 1690
Ефрем – 1700–1705
Иоанн – уп. 1705
Ефремов Феодор – 1702–1748
Феодоров Феодор – 1771–1781
Петров Филипп – 1786–1818
Орлов Алексий Симеонович – 1828–1840
Лукин Андрей Григорьевич – 1840–1884
Писарев Иоанн Алексиевич – 1884–1900
Писарев Александр Иоаннович – 1900–1902
Базилев Павел Евфимович – 1903–1937
Диаконы:
Фёдоров Пётр – уп. 1781
Яковлев Александр – 1787–1816
Яковлев Василий – 1819–1847
Владимиров Феодор Григорьевич – 1886–1897
Болховитинов Василий – 1902
Ведехин Корнилий Павлович – 1908–1923
Дьячки:
Попов Иван Максимович – уп. 1748
Петров Филипп – уп. 1781
Антонов Яков – 1805–1807
Филиппов Стефан – 1816–1831
Песков Михаил – уп. 1840
Яковлев Василий – уп. 1847
Пономари:
Попов Иван – уп. 1721
Карпов Михаил – уп. 1748
Рождественский Михаил – уп. 1816
Ивановский Михаил – 1839–1847
Парфёнов Максим – 1834–1847
Псаломщики:
Германов Алексей Иванович – 1868–1923
Чернышёв Алексей – 1912–1916 г.

Больно смотреть ныне всем приезжающим в село издалека людям на прекрасное творение добрых рук наших предков. Насколько же тяжелее жителям села! Ведь негде помянуть им ни первостроителей своего села, ни его многочисленных защитников, негде помянуть ни строителей храма, ни погибших в годы войн и репрессий...
В 2008 году началось возрождение Христорождественского храма. Но, в 2010 году случился пожар который уничтожил несколько десятков домой и остановил работы по восстановлению храма...

В настоящее время приход зарегистрирован. Настоятеля нет, в селе совершаются требы: панихиды, молебны, крестины священниками Успенского храма г. Усмани или Покровского храма с. Боровое по просьбе прихожан и по расписанию, составленному с учетом церковных праздников.


Излегоще. Храм Рождества Христова
1. Княжинский Б.П. Усманская старина, Усмань, 1194. С. 3.
2 Княжинский Б.П. Церковно-исторический обзор Усманско го края (Материалы по истории Тамбовской епархии). Тамбов, 1916. С. 3.
3 Список с воронежских книг письма и дозору Григорья Киреевскаго с товарищи лета 7123 // Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронежские писцовые книги. Т. 2. Воронеж, 1891. С. 126; Поликарпов Н. Воронежский край в церковном отношении до учреждения самостоятельной Воронежской епархии
(1586–1682 гг.) // Воронежская старина. Вып. III. Воронеж, 1903. С. 54.
4. Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронежские писцовые книги. Т. 2. Список с воронежских книг
письма и дозору Григорья Киреевскаго с товарищи лета 7123. Воронеж, 1891. С. 254.
5. ТЕВ. 1915. № 31. С. 800.
6. ГАРО. Ф. 627. Оп. Доп. Д. 328. Л. 496.
7. ТЕВ. 1915. № 31. С. 800.
8. РГИА. Ф. 1350. Оп. 312. Д. 162. Л. 45 об.– 46.
9. Справочная книжка по Тамбовской епархии. Тамбов, 1876. С. 178.
10. ГАЛО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 73. Л. 139.
11. ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 565. Л. 2.
12. Там же. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1808. Л. 573 об.
13. ТЕВ. 1891. № 3. Неоф. часть. С. 120–121.
14. Там же. С. 121.
15. Там же. С. 122.
16. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1997. Л. 16–16 об.
17. Там же.
18. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Под ред. А.Е. Андри евского. Тамбов, 1911. С. 391–392.
19 РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1969. Л. 58–59 об.
20. Товицкий И.А. Записки старого учителя. История семьи – история страны. Воронеж, 2008, С. 34.
21. ГАЛО. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 133. ОЦ. Л. 45.
22. Там же. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 22736. Л. 16.