Александра Юдина родилась в 1872 году в Усмани на Прогонной улице.
Ее отец, Сергей Степанович Юдин, мещанин, владел хутором, имел в собственности 45 десятин земли. Имущество семьи составляло 2 дома (по сведениям В. С. Ярцева, дома на улицах Прогонная и Набережная (ныне Советская и Свободная), 3 сарая, 2 плуга, 4 бороны, 1 веялка, 1 молотилка, 5 лошадей, 3 коровы, 1 бык, 20 овец, 5 свиней.
Мать - предположительно, Дарья Дмитриевна Юдина.
Умер Сергей Степанович Юдин в 1910 году.
Полутораэтажный дом на Прогонной в 1917 был продан. После революции в 1918 году хозяйство было экспроприировано.
Обучение Саша начала в возрасте 10 лет в Усманской женской прогимназии и закончила в 13 лет, в 1885 году, получив весьма приличное по тем временам базовое образование.
К обязательным предметам в трёхклассной прогимназии относились: Закон Божий; русский язык; русская история и география в сокращённом объеме; арифметика (первые четыре действия над целыми числами и понятия о дробях); чистописание и рукоделия.
А кроме того, прогимназия была для девочек того времени хорошей школой не только общего, но и религиозного воспитания, основанного на началах православной педагогики. Перед началом первого и по окончании последнего урока одна из учениц, по очереди, должна была читать установленную молитву. Большое внимание уделялось и воцерковлению детей. Кроме того, что девочки должны были посещать богослужения в воскресные и праздничные дни, они также обязаны были раз в год исповедаться и представить начальнице прогимназии письменное удостоверение от своего духовника о том, что побывали на исповеди и причастились Святых Христовых Таин.
Так что, если детская душа Сашеньки Юдиной уже тянулась к Богу, то обучение в прогимназии должно было только укрепить эти добрые ростки. Так, видимо, и случилось, потому что всего несколькими годами позже, 18-летняя Александра поступила в Усманский Успенский Софийский монастырь, располагавшийся рядом с Усманью - в селе Новоуглянка.
Причём, с постригом новой послушницы не медлили - уже с 1890 г. она монахиня!. Достаточно уверенно можно назвать ее иноческое имя - София. Именно к матушке Софии обращены 2 письма некоей Евдокии Князевой, изъятые у Александры Юдиной при обыске, и доныне сохраняющие в архивном деле с материалами следствия. К письмам приложена также записка бытового содержания с подписью "София".
Пробыла она в этом духовном звании до 1921 года.
В 1917 году монахиня София была поставлена делопроизводительницей Усманской обители, или как она сама сообщила на допросе следователю: "с 1917 по 1920 год я была писарем монастыря". Тут следует заметить, что делопроизводительница обычно была правой рукой монастырской казначеи, особенно если эту должность занимала престарелая монахиня.
В трудном 1921 году, когда большевики потеснили матушек, насильно присоседив к ним сразу 3 детских дома, сестричество Ноуглянки доверило бразды правления именно бывшей делопроизводительнице. Одобрено это решение было и епархиальным руководством, возведшим в том же 1921 г. монахиню Софию в сан игуменьи монастыря. И, так сложилось что она, стала последней настоятельницей Софийского женского монастыря.
Всего три года пробыла матушка София во главе Новоуглянского сестричества, и были это тяжкие годы, когда монастырь всё более стеснялся новой властью, не скрывавшей своего намерения ликвидировать "оплот мракобесия". И, тем не менее, игуменьи достало сил, чтобы даже в таких крайне неблагоприятных обстоятельствах неопустительно соблюдать уставную жизнь монастыря. А кроме того - достало намоленного благодатного душевного тепла, чтобы согревать вверенные ей души среди обступившего мрака и холода безбожия.
Свидетельство тому в строках письма, посланного игуменьи Софии некоей Евдокией Князевой (видимо, бывшей насельницей обители) уже после разорения монастыря - 23 сентября 1936 года. Евдокия той осенью посетила некоторые приходы, где ещё теплилась церковная жизнь, и делилась увиденным такими словами: "Без Вас всё было угрюмо и неприветливо и в Усмани и в Помазово. В церкви была в Помазове на Рождество Богородицы и не понравилось мне, что там нет порядка на клиросе". То есть, при матушке Софии, и порядок был, и светло бывало на душе у сестёр...
И после того, как монастырь окончательно закрыли в 1924 году, не оставила настоятельница забот о людях и церковном благочестии. С того же 1924 года игуменья София жила в церковной сторожке. За свое неравнодушие и попечение о том, чтобы не остались души людские без света Христовой Любви, Юдину, как бывшую игуменью, в 1928 году лишили избирательных прав.
На жизнь матушка София зарабатывала разной работой: мыла полы, стирала белье, шила одеяла, читала псалтырь по умершими. "Существовала на средства, добываемые путём заработка среди разных лиц за мытьё полов, стирку белья и пошивку одеял. В редких случаях ходила читать Псалтырь над умершими, за что мне также платили, но в малом размере", - так запишет рассказ Юдиной о бытовых её мытарствах следователь на одном из допросов в 1937 году.
17 сентября 1937 года в отношении А.С. Юдиной было возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-10 УК РСФСР - контрреволюционная деятельность. Основанием для возбуждения дела и обвинений послужило агентурное донесение осведомителя, укрывшегося под псевдонимом "Дорога". 6 сентября сей бдительный товарищ донёс, что в с. Новоуглянка проживает и нигде не работает бывшая игуменья здешнего монастыря Юдина, которая ведёт антисоветскую пропаганду, заявляя, что "колхозов скоро не будет", так что и "не надо ходить в колхоз", и что "не надо давать закрывать церкви". Этой агентурной записки следствию оказалось достаточно, для возбуждения дела, а также выписан ордер № 3412 на обыск у А.С. Юдиной.
Ничего компрометирующего перетряхивание скудных личных вещей бывшей игуменьи в церковной сторожке не выявило. Тем не менее, были изъяты и приложены к делу "фото Юдиной с бывшей учительницей Софийского женского монастыря Величкиной В.М.", переписка, а также "молитвы разные, написанные от руки" (личные синодики матушки Софии) - то есть то, что по мнению следствия подтверждало главное, из-за чего и возбуждено было уголовное преследование "гражданки Юдиной" - её верность Вере Православной.
Мерой пресечения ей избрали "содержание под стражей". И с 18 сентября Юдина Александра Сергеевна, обвинённая по ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР, была помещена в тюрьму города Усмани. В знаменитом "Архипелаге ГУЛАГ" Солженицына об усманской тюрьме сказано так: "Усмань? ... Вшивая вонючая тюряга, постройка старинная со сводами. И ведь её набивают, что когда на этап начнут выводить - не поверишь, где они тут все помещались, хвост на полгорода".
На допросе 18 сентября 1937 года виновной в контрреволюционной деятельности матушка София себя не признала - на все обвинения, поддержанные запуганными свидетелями, смиренно и тихо ответствовала: "Виновной себя не признаю". Приписывали же ей высказывания, стандартные для обвинявшихся в те годы "церковнослужителей": "... в августе 1937 она... всячески клеветала на советскую власть и вождя партии тов. Сталина, обвиняя его в закрытии церквей, издевательстве над верующими". Говорила якобы, что "скоро начнется война и погибнет сов. власть вместе с коммунистами и колхозами".
Так называемое "обвинение" строилось только на показаниях нескольких жителей с. Новоуглянка.
Допрошенные свидетели, а попросту доносчики, показали, что бывшая игуменья вела систематическую контрреволюционную агитацию пораженческого и антиколхозного характера, призывала колхозников не ходить на работу в колхоз, распространяла провокационные слухи о войне и гибели Советской власти, клеветала на вождей ВКП(б) и правительство.
В ходе очной ставки со "свидетелем" и последующего допроса, который проходил 23 сентября, помощник оперуполномоченного УГБ райотдела НКВД Щербаков, во время допроса упрекал игумению в ложных показаниях, хотя никаких иных доказательств ее вины так и не было представлено.
Александра Сергеевна отрицала свою причастность к контрреволюционной деятельности, показания свидетелей не подтвердила и виновной себя не признала. "Виновной себя в проведении контрреволюционной работы среди населения не признаю, так как я никогда и нигде контрреволюционной деятельностью не занималась."
Итогом стало обвинительное заключение по ст. 58-10 УК РСФСР - расстрел.
Всего несколько дней следствия и жизнь Александры Сергеевны Юдиной - монахини Софии, последней настоятельницы Софийского монастыря, прервалась.
10 октября 1937 года она была расстреляна по обвинению в проведении систематической антиколхозной агитации, распускании провокационных слухов о войне и гибели Советской власти, призыву колхозников отказываться от работы в колхозе и др.
Справка об исполнении приговора приложена к делу "А. С. Юдиной", расследованному УНКВД по Воронежской области. По некоторым данным известно, что в Усманской тюрьме производились и расстрелы осуждённых. Но, о месте их захоронения сведений нет.
Спустя 52 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года бывшая игуменья Софийского женского монастыря была реабилитирована.
Использованы материалы уголовного дела Юдиной Александры Сергеевны в Государственном Архиве Липецкой области.
1. Морев Л.А. Усманский Софийский женский монастырь и трагическая судьба его последней настоятельницы // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Вып. 10. - Липецк, 2013. - С. 266-273.
2. Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. Липецк, 1997. С.290
3. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования. Т. 1-П.- Екатеринбург, 2006. С. 479.
4. Ярцев В. Усмань. Серебряный век, Усмань, 2013.
На фотографии А.С. Юдина и бывшая учительница монастыря В.М. Величкина. Это фото было изъято при аресте игуменьи Софии.
,
|