Усманский

краеведческий портал

Игуменья София (Александра Сергеевна Юдина)

Александра Юдина родилась в 1872 году в Усмани на Прогонной улице.
Ее отец, Сергей Степанович Юдин, мещанин, владел хутором, имел в собственности 45 десятин земли. Имущество семьи составляло 2 дома (по сведениям В. С. Ярцева, дома на улицах Прогонная и Набережная (ныне Советская и Свободная), 3 сарая, 2 плуга, 4 бороны, 1 веялка, 1 молотилка, 5 лошадей, 3 коровы, 1 бык, 20 овец, 5 свиней.
Мать - предположительно, Дарья Дмитриевна Юдина.
Умер Сергей Степанович Юдин в 1910 году. 
Полутораэтажный дом на Прогонной в 1917 был продан. После революции в 1918 году хозяйство было  экспроприировано. 

Обучение Саша начала в возрасте 10 лет  в Усманской женской прогимназии и закончила в 13 лет, в 1885 году, получив весьма приличное по тем временам базовое образование.
К обязательным предметам в трёхклассной прогимназии относились: Закон Божий; русский язык; русская история и география в сокращённом объеме; арифметика (первые четыре действия над целыми числами и понятия о дробях); чистописание и рукоделия.
А кроме того, прогимназия была для девочек того времени хорошей школой не только общего, но и религиозного воспитания, основанного на началах православной педагогики. Перед началом первого и по окончании последнего урока одна из учениц, по очереди, должна была читать установленную молитву. Большое внимание уделялось и воцерковлению детей. Кроме того, что девочки должны были посещать богослужения в воскресные и праздничные дни, они также обязаны были раз в год исповедаться и представить начальнице прогимназии письменное удостоверение от своего духовника о том, что побывали на исповеди и причастились Святых Христовых Таин.
Так что, если детская душа Сашеньки Юдиной уже тянулась к Богу, то обучение в прогимназии должно было только укрепить эти добрые ростки. Так, видимо, и случилось, потому что всего несколькими годами позже, 18-летняя Александра поступила в Усманский Успенский Софийский монастырь, располагавшийся рядом с Усманью - в селе Новоуглянка.
Причём, с постригом новой послушницы не медлили - уже с 1890 г. она монахиня!. Достаточно уверенно можно назвать ее иноческое имя - София. Именно к матушке Софии обращены 2 письма некоей Евдокии Князевой, изъятые у Александры Юдиной при обыске, и доныне сохраняющие в архивном деле с материалами следствия. К письмам приложена также записка бытового содержания с подписью "София".

Пробыла она в этом духовном звании до 1921 года.
В 1917 году монахиня София была поставлена делопроизводительницей Усманской обители, или как она сама сообщила на допросе следователю: "с 1917 по 1920 год я была писарем монастыря". Тут следует заметить, что делопроизводительница обычно была правой рукой монастырской казначеи, особенно если эту должность занимала престарелая монахиня.
В трудном 1921 году, когда большевики потеснили матушек, насильно присоседив к ним сразу 3 детских дома, сестричество Ноуглянки доверило бразды правления именно бывшей делопроизводительнице. Одобрено это решение было и епархиальным руководством, возведшим в том же 1921 г. монахиню Софию в сан игуменьи монастыря. И, так сложилось что она, стала последней настоятельницей Софийского женского монастыря. 
Всего три года пробыла матушка София во главе Новоуглянского сестричества, и были это тяжкие годы, когда монастырь всё более стеснялся новой властью, не скрывавшей своего намерения ликвидировать "оплот мракобесия". И, тем не менее, игуменьи достало сил, чтобы даже в таких крайне неблагоприятных обстоятельствах неопустительно соблюдать уставную жизнь монастыря. А кроме того - достало намоленного благодатного душевного тепла, чтобы согревать вверенные ей души среди обступившего мрака и холода безбожия.

Свидетельство тому в строках письма, посланного игуменьи Софии некоей Евдокией Князевой (видимо, бывшей насельницей обители) уже после разорения монастыря - 23 сентября 1936 года. Евдокия той осенью посетила некоторые приходы, где ещё теплилась церковная жизнь, и делилась увиденным такими словами: "Без Вас всё было угрюмо и неприветливо и в Усмани и в Помазово. В церкви была в Помазове на Рождество Богородицы и не понравилось мне, что там нет порядка на клиросе". То есть, при матушке Софии, и порядок был, и светло бывало на душе у сестёр...
И после того, как монастырь окончательно закрыли в 1924 году, не оставила настоятельница забот о людях и церковном благочестии. С того же 1924 года игуменья София жила в церковной сторожке. За свое неравнодушие и попечение о том, чтобы не остались души людские без света Христовой Любви, Юдину, как бывшую игуменью, в 1928 году лишили избирательных прав.

На жизнь матушка София зарабатывала разной работой: мыла полы, стирала белье, шила одеяла, читала псалтырь по умершими. "Существовала на средства, добываемые путём заработка среди разных лиц за мытьё полов, стирку белья и пошивку одеял. В редких случаях ходила читать Псалтырь над умершими, за что мне также платили, но в малом размере", - так запишет рассказ Юдиной о бытовых её мытарствах следователь на одном из допросов в 1937 году.

17 сентября 1937 года в отношении А.С. Юдиной было возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-10 УК РСФСР -  контрреволюционная деятельность. Основанием для возбуждения дела и обвинений послужило агентурное донесение осведомителя, укрывшегося под псевдонимом "Дорога". 6 сентября сей бдительный товарищ донёс, что в с. Новоуглянка проживает и нигде не работает бывшая игуменья здешнего монастыря Юдина, которая ведёт антисоветскую пропаганду, заявляя, что "колхозов скоро не будет", так что и "не надо ходить в колхоз", и что "не надо давать закрывать церкви". Этой агентурной записки следствию оказалось достаточно, для возбуждения дела,  а также выписан ордер № 3412 на обыск у А.С. Юдиной.
Ничего компрометирующего перетряхивание скудных личных вещей бывшей игуменьи в церковной сторожке не выявило. Тем не менее, были изъяты и приложены к делу "фото Юдиной с бывшей учительницей Софийского женского монастыря Величкиной В.М.", переписка, а также "молитвы разные, написанные от руки" (личные синодики матушки Софии) - то есть то, что по мнению следствия подтверждало главное, из-за чего и возбуждено было уголовное преследование "гражданки Юдиной" - её верность Вере Православной.
Мерой пресечения ей избрали "содержание под стражей". И с 18 сентября Юдина Александра Сергеевна, обвинённая по ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР, была помещена в тюрьму города Усмани.  В знаменитом "Архипелаге ГУЛАГ" Солженицына об усманской тюрьме сказано так: "Усмань? ... Вшивая вонючая тюряга, постройка старинная со сводами. И ведь её набивают, что когда на этап начнут выводить - не поверишь, где они тут все помещались, хвост на полгорода".

На допросе 18 сентября 1937 года виновной в контрреволюционной деятельности матушка София себя не признала - на все обвинения, поддержанные запуганными свидетелями, смиренно и тихо ответствовала: "Виновной себя не признаю". Приписывали же ей высказывания, стандартные для обвинявшихся в те годы "церковнослужителей": "... в августе 1937 она... всячески клеветала на советскую власть и вождя партии тов. Сталина, обвиняя его в закрытии церквей, издевательстве над верующими". Говорила якобы, что "скоро начнется война и погибнет сов. власть вместе с коммунистами и колхозами".
Так называемое  "обвинение" строилось только на показаниях нескольких жителей с. Новоуглянка.
Допрошенные свидете­ли, а попросту доносчики, показали, что бывшая игуменья вела систематическую контрреволюционную агита­цию пораженческого и ан­тиколхозного характера, призыва­ла колхозников не ходить на работу в колхоз, распрост­раняла провокационные слухи о войне и гибели Советской власти, клеветала на вождей ВКП(б) и прави­тельство.
В ходе очной ставки со "свидетелем" и последующего допроса, который проходил 23 сентября, помощник оперуполномоченного УГБ райотдела НКВД Щербаков, во время допроса упрекал игумению в ложных показаниях, хотя никаких иных доказательств ее вины так и не было представлено.

Александра Сергеевна отрицала свою причастность к контрреволюционной деятельности, показания свидетелей не подтвердила и виновной себя не признала.  "Виновной себя в проведе­нии контрреволюционной работы среди населения не признаю, так как я никогда и нигде контрреволюционной деятельностью не зани­малась."

Итогом стало обвинительное заключение по ст. 58-10 УК РСФСР - расстрел.

Всего несколько дней следствия и жизнь Александры Сергеевны Юдиной - монахини Софии, последней настоятельницы Софийского монастыря, прервалась. 
10 октября 1937 года она была расстреляна по обвинению в проведении систематической антиколхозной агитации, распускании провокационных слухов о войне и гибели Советской власти, призыву колхозников отказываться от работы в колхозе и др. 

Справка об исполнении приговора приложена к делу "А. С. Юдиной", расследованному УНКВД по Воронежской области. По некоторым данным известно, что в Усманской тюрьме производились и расстрелы осуждённых. Но, о месте их захоронения сведений нет.
Спустя 52 года на осно­вании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года бывшая игуменья Софийского жен­ского монастыря была реа­билитирована.

Использованы материалы уголовного дела Юдиной Александры Сергеевны в Государственном Архиве Липецкой области.

1. Морев Л.А. Усманский Софийский женский монастырь и трагическая судьба его последней настоятельницы // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Вып. 10. - Липецк, 2013. - С. 266-273.
2. Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. Липецк, 1997. С.290
3. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования. Т. 1-П.- Екатеринбург, 2006. С. 479.

4. Ярцев В. Усмань. Серебряный век, Усмань, 2013.

На фотографии А.С. Юдина и бывшая учительница монастыря В.М. Величкина. Это фото было изъято при аресте игуменьи Софии. 

 

,