Усманский

краеведческий портал

  • Усмань православная
  • ИКОНА КОРСУНСКОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СОБОРНОМ ХРАМЕ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ ГОРОДА УСМАНИ
ИКОНА КОРСУНСКОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СОБОРНОМ ХРАМЕ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ ГОРОДА УСМАНИ

В начале XIX века митрополит Московский Платон (Левшин) благословил иконой Корсунской Пресвятой Богородицы майора Алексея Федоровича Вишневского, поселившегося в Усмани. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14).

Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике  стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе.
По смерти майора икона была принесена в Богоявленский собор г.Усмани и поставлена на окне среди множества икон, где обычно служились панихиды.

Первоначальная известность Корсунской Иконы Богоматери.
С чего и как началось прославление Корсунской Иконы Богоматери в Соборном храме города Усмани?
Об том кратко было заявлено в Тамбовских Епархиальных ведомостях протиерееем Василием Никольским в 1865 году: «Залог милости Бога и Его Матери имеем мы в Корсунской Иконе Матери Божией. В 1854 году ниспослан этот неоцененный дар жителям города Усмани; - и с того времени, по сознанию многих, особенная благодать обитает в нашем Соборном храме: многие из других приходов и даже окольных сел охотно поспешают в наш храм и здесь, в молитвенном преклонении колен пред Корсунскою Иконою Божией Матери проливают не мало слез... С чего же и как началось прославление Корсунской Иконы Божией Матери в городе Усмани?

Матери Божией угодно было прежде всего сделать откровение о своей иконе в городе Воронеже, - доброй и благочестивой Воронежской мещанке Мавре Саввиной  в сонном видении. Как и где было видение о нашей иконе, Мавра Савина со слезами искренней благодарности к Матери Божией так разсказывает: "у нас с стариком Егором Ивановичем только и детей, что одна дочь Анисья, с которою мы теперь живем; - и та несчастлива в своей жизни: она неблагополучно рождала детей, именно, шестерых родила мертвыми. Такое несчастие дочери нашей всему нашему семейству приносило скорбь не малую. Как помочь горю и что предпринять противу такого несчастия, мы не знали; молились, да плакали - и только.

Но верно, слезы наши дошли до Бога, и вот Он указал нам средство, как помочь горю! В одно время, именно 1853 года, на третьей неделе Великаго поста, в сонном видении, представилось мне, будто я сижу на диване и горюю... и явилась будто известная мне женщина, которая сказала: «что ты не лечишь своей дочери – Анисьи»?
А на вопрос мой: «чем и как ее лечить»? - она велела мне идти в город Усмань к Корсунской Иконе Божией Матери, которая многих там исцеляет. "Где же это там"? спросила я. - "В Соборной церкви", - сказала она. Самая же икона Божьей Матери была в руках этой женщины. - Тем видение кончилось.
Я проснулась и тотчас рассказала мужу, зятю и дочери все, что видела во сне и слышала, как бы на яву. Всех нас это видение заняло. Чтоб скорее убедиться в истине видения, мы послали тотчас узнать, - есть ли в Усманской Соборной церкви Корсунская Икона Божией Матери, и что об ней известно?..
Посланный возвратился, но никакого утешения нам не привез, потому что ему сказали, что в Соборе Усманском такой иконы никогда не было. Опять прежнее горе налегло на душу. Мы все-таки желали непременно побывать в Усмани... Мысль об Усмани постоянно занимала нас; но долго, целый год, не могли собраться по разным обстоятельствам домашним, а когда снова был мне голос в сновидении на Страстной седмице, в 1854 году: "что же вы не едете в Усмань".
Вышло время, и мы обе с Анисьей поехали в Усмань, тотчас пошли мы в Соборную церковь, где на вопрос наш: "где здесь Корсунская Икона»? - сказали, что нет такой иконы. Однако, после молебна Божией Матери, мы неотступно просили хорошенько посмотреть, нет ли той иконы, которую я видела, и сама всматривалась. В церкви на ту пору был один старичок, Филипп Гаврилович Корякин, который начал пересматривать одну за другою иконы, стоящие на окне, близ которого служили панихиды, и икон было очень много...
И вот тут-то радости исполнилось мое сердце, когда из-за других икон достали одну, именно ту самую, которую я видела в сновидении; рассмотрели ее хорошенько и подпись на ней: "Корсунская икона Божией Матери"...

Тут я все подробно уже рассказала священнику (о. Алексею Ласточкину) о своем видении и о горе нашем... Я упросила его отдать эту икону нам в Воронеж для того, чтобы обложить ризою. Означенная дочь наша Анисья была в то время беременна, и мы со слезами молили Царицу Небесную пред иконою Ея, чтобы нам хоть увидеть живого младенца и окрестить его. К несказанной радости нашей, сновидение сбылось, - молитвы наши услышаны; - родилась дочь и наречено ей имя Евфросиния. Радости нашей радовались и другие, знавшие наше горе; особенно принимал участие в нашей радости наш отец протоиерей Смоленской церкви Павел Феодоров Эсманский. О таковой милости Матери Божией и поныне я не могу вспомнить без слез.
С подлинника сняли мы себе копию иконы, а на Усманскую икону сделали киоту, обложили ризою с венцом и возвратили обратно по прошествии целаго года". - Вот откуда и как известна стала наша Корсунская Икона Божией Матери.
По словам Мавры Саввиной, во время пребывания иконы в Воронеже, многие, кроме их, испытали благодеяния Царицы Небесной чрез Ее икону Корсунскую.

Замечателен ее рассказ и о киоте для иконы Корсунской: "Когда мы искали человека, - говорит она, - который бы получше сделал киоту, каким-то образом пришел к нам незнакомый столяр, который сделал для одного помещика киоту, да не угодил, поэтому, как человек бедный, горевал, не зная, куда девать свою работу. Нам нужна киота, и мы просили его принесть… Что же к удивлению нашему случилось?... Когда икону вложили в киоту, то оказалось, будто киота и делана для этой иконы"...

Корсунская, что в Усмани, Икона Божией Матери написана на доске, мерою в 7 1/4 верш.; простой греческой работы; по словам одного сторожа церковного, - старика Степана Аверьяновича, дьячка Соборной церкви, икона эта у нас с 1826 года; принесена по смерти одного майора, Алексея Феодоровича Вишневского, получившего эту икону в благословение от Митрополита Платона Левшина (Митрополит Московский 1737-1812). (Тамбовские Епархиальные Ведомости 1863 года, Ноябрь, № 21, стр. 637).

Соборный протоиерей Василий Никольский.

В июле месяце 1884 года, при случайном свидании со вдовою - помещицею Воронежской губернии, Бобровского уезда Софиею Васильевною Секириною, Василий Никольский выслушал от нее лично следующий рассказ: «я знала вашу икону (т. е. Корсунскую) еще тогда, когда она (икона) была в доме майора Алексея Феодоровича Вишневскаго; эта икона, как сейчас помню, была в передней комнате дома его, Вишневскаго; когда служили молебен в доме его, то от недосмотра молившихся в передней прислуг близко прилепленная к иконе свечка подожгла икону (знак этот остался и на современных изображениях св. иконы, у правого глаза лика Пресвятой Богородицы), за что Алексей Феодорович побранил прислуг. Господин Вишневский почасту приглашал священника для домашней молитвы: человек он быль набожный, умер лет 50 тому назад и погребение его совершалось в Соборной церкви, торжественно. Хотя я (София Васильева) тогда была небольшая, но хорошо помню, где был дом и жительство Алексея Феодоровича - это близ большого моста; родители мои были близко знакомы с ним".

После этого рассказа протоиерей В. Никольский навел справку в метрических книгах Соборной церкви и оказалась следующая запись в 3-й части об умерших в 1833 году под № 13-м: «Алексей Феодоров, майор, Вишневский, 54 лет, похоронен 4-го Марта". Им было сделано распоряжение о внесении имени Алексея (майора) в синодик для вечного поминовения.

Виновница прославления нашей иконы Корсунской восьмидесятилетняя старушка, Мавра Саввина почти каждогодно приезжала из Воронежа в Усмань помолиться пред Корсунскою Иконою. Последние ее посещения были в 1883-м году 5-го июня и в 1884-м году 5-го июля.
Со слезами на глазах всегда вспоминала она о знамении, явленном ей Богоматерью. Кроме того, что из рассказа ее мною было заявлено в Епархиальных ведомостях в 1863 году, я много раз слышал от нее:
а) об иконе: тогда после Пасхи, в мае месяце, когда дорога сделалась удобною для езды, мы с Анисиею и отправились в Усмань... Узнала я икону по наружному знаку: она была обожжена, так я ее видела во сне в 1853 году... Долго не возвращали мы икону к своему месту в Усманский Собор потому, что нам хотелось, чтоб рождение младенца Анисиею совершилось в присутствии в нашем доме иконы. По рождении младенца, в следующем 1855 году мы возвратили икону в Усмань, где нас встретили с торжеством... Когда была Икона в нашем доме, многие из граждан города Воронежа желали взять ее к себе в дом для совершения молебна; но, по словесному объяснению об этом Преосвященному Иосифу, был получен от него отказ. Он сказал, что Икону нужно возвратить в свое место; а в нашем доме служить молебны для желающих разрешил Смоленскому причту, и служили молебны нередко".

б) О своем происхождении Мавра Саввина рассказывала: “я родилась в Москве от Саввы Мартинова, содержателя постоялого двора, а росла и воспитывалась в деревне Пестриковой, принадлежащей к селу Коробчеву, что близ Коломны и Галутвина монастыря.

По выходе замуж за Егора Ивановича Бурлакова, с открытия мощей Святителя Митрофана Воронежского, мы с мужем переехали на жительство в город Воронеж, где и жили всегда в приходе Смоленском. Единственная дочь наша Анисья была выдана в замужество за Ивана Алексеевича Ильина, содержателя постоялого двора в Воронеже. По милости Царицы Небесной, рожденная Анисиею дочь Евфросиния была жива 11 месяцев. После у Анисии родился еще живой ребенок, сын Павел, который прожил 14 дней".

В 1884 году 5 июля Мавра Саввина, при прощании с В. Никольским, обливаясь слезами, сказала: "Все мои родные померли, одна я осталась на старости лет”, и "вся моя надежда на милость и покровительство Матери Божией. Желательно мне умереть в женском монастыре близ места воспитания моего, в Галутвине".
В мае месяце 1854 года 14-го числа, отец протоиерей Алексей Ласточкин после вечерни отслужил молебен Божией Матери, по просьбе Мавры Саввиной с дочерью. После молебна, по объяснении причины приезда просителей из Воронежа, найдена Икона Корсунская... Снова отслужен был молебен и... икону отец протоиерей отпустил в Воронеж.

Обстоятельство это вначале мало кому было известно. Свободно отпущена была Икона настоятелем, надобно полагать, или потому, что просьба Бурлаковой была усиленная, а рассказанному ею о видении не придавалось особенного значения, или, может быть, из желания получить обратно оную в серебряной ризе, каковое обещание было сделано со стороны Бурлаковой...

Как бы то ни было, но Икона в Воронеже. По прошествии некоторого времени, соборяне-духовенство и прихожане стали поговаривать об Иконе серьезно; некоторые из прихожан просили отслужить молебен именно Корсунской Божией Матери... Чрез полгода или более начали распространяться слухи, что наша Икона в Воронеже прославляется, что от нее бывают исцеления больных. Эти слухи более и более усиливались... а Икону все не возвращали...

В то время дорога в Воронеж из Усмани мало кому лежала, - только почти одни пешеходы совершали путь для поклонения мощам Святителя Митрофана... Летом 1855 года отправился в Воронеж на богомолье, и с целью быть у Бурлаковых, отец диакон Соборной церкви Василий Михайлович Данилов (человек, можно сказать, более всех нас ревновавший усердием к пребывающей в Воронеже Корсунской Иконе Богоматери). Он, увидел Икону уже в ризе серебряной,... лично узнал, что совершали молебны пред этою Иконою в доме Бурлаковых, которых просил возвратить Икону и получил обещание... Однако, еще помедлили возвращением ее... 27 Сентября отправился и я пешком в Воронеж с тем, чтоб принести Икону и 28-го пред вечерней явился в дом Мавры Саввиной, которая, как оказалось, в этот день рано отправилась с Иконою в Усмань... Так наша драгоценная святыня, как светлая, отрадно светящая звезда, воссияла в Соборном нашем храме для утешения и нравственного просвещения жителей города Усмани, 1855 года 29 Сентября.
По возвращении моем из Воронежа мне рассказывали, что на встречу иконы собралось много народу, среди которых были и недужные, служили молебны, с больными нравственно замечались непонятные проявления...Когда я вошел в Собор, чтоб приложиться к Иконе, в первый раз, признаюсь, мною овладело, доселе памятное, какое то волнующее, но вместе с тем радостно-восторженное чувство... 

Молчание о Корсунской Иконе со стороны Соборного духовенства и первое о ней объяснение Преосвященному
. Со времени возвращения Корсунской Иконы из Воронежа вскоре замечена была особенная перемена в Соборе; не только городские жители в большем, против прежнего, количества стали посещать каждодневно Богослужение, но и из села начали показываться желающие помолиться пред образом Царицы Небесной.

До сего времени редко, бывало, служились молебны в церкви, по просьбам собравшихся за Богослужением, а тут и после вечерни, и после утрени, и после Литургии являлись просители отслужить молебен Корсунской Божией Матери.
Пришло, наконец, и время открытия Корсунской Иконы начальству; это было в 1862-м году: Преосвященный Феофан проезжал из города Задонска с открытия мощей Святителя Тихона и прибыл в Усмань неожиданно. Встретить Его Преосвященство в Соборе пришлось одному, младшему священнику...

На вопрос Преосвященного, что за икона, священник объяснил ее происхождение и значение. Его Преосвященство трижды коленопреклонно помолившись, приложился ко Святой Иконе и потом прошел как обычно в  храм в алтарь....

С того времени духовенство Собора более уже не укрывалось с Иконою: все Преосвященные во время обозрения города Усмани, по молитве пред сею Иконою, честно лобызали ее, как особо прославленную.

Возвышение торжества Корсунской Иконы Благоговейным вниманием Архипастыря Феофана к нашей Корсунской Иконе положено как бы новое начало торжества Ее. Вскоре после сего усердствующими устроена была сень для Иконы, деревянная вызолоченная; эта сень была поставлена на выше означенном месте, между придельными алтарями, и Икона поставлена на аналое под этою сению, и для входящих в храм Соборный взору каждого прежде всего представлялась Корсунская Икона...

В 1862 году 10 ноября Преосвященный, по определении Василия Никольского настоятелем Собора, при получении   благословения, сказал   как бы между прочим: "хорошо бы ты сделал, если б известие об иконе Корсунской сообщил редакции Епархиальных Ведомостей для отпечатания"...

В 1863 году возобновлялась Трапезная церковь и перестраивались оба иконостаса, со снятием обветшавших престолов. По мысли и желанию прихожан правый придельный святой престол переименован из Тихвинского в Корсунский. С благословения Преосвященного Феодосия, 5 октября было совершено освящение Корсунского престола... Многочисленностью собравшихся на торжество освящения подтвердилось благоговение ко Святой иконе Богоматери. 
С 1869 года горожане - торговцы пожелали совершать торжественное Богослужение - всенощное бдение Богородице пред Корсунскою иконою на второй день Святой Троицы (Пятидесятницы). На это Богослужение приглашают всех священников города в Собор, а на следующий день, то есть, на третий день Пятидесятницы в Соборе Литургия совершается соборно всеми священниками города и по Литургии - крестный ход в торговые ряды. Во главе святынь церковных несется, под нарочито для сего устроенной сению, Корсунская Икона... На молебне здесь читаются два акафиста: Спасителю и Богоматери.

С 1871 года задумано распространить Со­борный храм и сделать его теплым; для этой цели деньги, вырученные от продажи раз­ных вещей, жертвованных на икону, собира­лись постепенно, и к 1877 году, при помо­щи почтенного гражданина города Усмани Григория Димитриевича Сукочева (своих де­нег он употребил десять тысяч), весь   храм принял совсем другой вид внутри: воз­вышена и расширена арка из трапезнаго хра­ма в настоящий, весь храм устроен теплым. Настоящий храм великолепно расписан живо­писью и анфрельными орнаментами, для певчих устроены хоры. С внешней стороны надстроены трапезный храм и колокольня. Вся эта работа стоит 27 тысяч рублей» (из очерков Б.П.Княжинского известно, что наш Свя­то-Успенский храм также построен на сред­ства купца Григория Дмитриевича Сукочева, «...с разрешения епархиального на­чальства...» в 1905 году взамен старой домо­вой церкви).

Копия с Иконы Корсунской, поднесенная в дар II Фанагорийскому Гренадерскому полку в 1878-м году.
После окончания Русско-Турецкой войны 1877-78 гг. 11-й гренадерский Фанагорийский полк был направлен на стоянку в г. Усмань Тамбовской губернии.
Вот как это событие описанно в книге "Корсунская икона БОЖЬЕЙ МАТЕРИ в соборном храме Богоявления Господня в г. Усмани" :
"27 сентября 1878 года был крестный ход из Собора за город для встречи 11-го гренадерского Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова полка. Во главе Церковной Святыни в крестном ходе была Корсунская икона Богоматери. Когда при великом множестве народа по встрече полка возвратились на Соборную площадь, где против храма у главного алтаря на приготовленном месте совершен был молебен по случаю возвращения полка с поля Турецкой битвы, тогда городской голова поднёс полку хлеб-соль, а почетными гражданами с протоиереем Собора преподнесена была полку копия с иконы Корсунской, образ в сребро-вызолоченной ризе и в том самом киоте. При поднесение иконы настоятелем Собора была сказана речь, которая закончилась словами " да будет эта икона, отныне и всегда, залогом милости Божьей к 11-му гренадерскому Фанагорийскому генералиссимуса князя Суворова полку..."

На поднесение этой Иконы было испрошено благословение Его Преосвященства, на задней стороне Иконы сделана надпись, соответствующая случаю и времени.
Принятая икона полковником.  Им и священником полка обнесена по всему полку, рядами расположенного на площади, а настоятелем Собора, вслед иконы шедшим со святым крестом, войско окроплено святою водою."


На фотографии предположительно с право меньшего размера и есть та самая полковая святыня.

Эта икона хранилась в полку и так же с ним отправилась в поход из г. Москвы в 1914 г. К сожалению судьба иконы после 1917 года пока остаётся неизвестна.

 

От Собора светлые лучи религиозного чувства вскоре стали отражаться не только в городских храмах, но и сельских Усманского уезда: с 1866 - 70 годов слышится чтение акафистов еженедельно и в других храмах: Космодамианском - Святителю Тихону Задонскому по средам, Пятницкой церкви - Казанской Божией Матери и Николаевской - Успению Богоматери по воскресным дням. С 1871 года в селах: Девице, Пашкове, Верхней Матренке и других также введено чтение акафистов пред Корсунскою (в копии) Иконою. И везде за акафистным Богослужением большое собрание молящихся...

Влияние Корсунской Иконы на материальное состояние Усманского Собора. Чтоб осветить тот факт, что действительно, с появлением Корсунской Иконы Богоматери, возвысилось материальное благосостояние Собора, нужно вспомнить предшествовавшее времени появления иконы состояние его.

Собор был темен и мрачен внутри, обновления долго не было никакого, он по чистоте своей и убранству мало превосходил сельскую Церковь (красив был всегда одною внешнею формою)... Ризница бедная... Так было долго, и как будто так и должно было Быть...

С появлением иконы дивная перемена. Собор скоро принял благообразный вид и ризница обновилась... В 1858 году, в настоящем храме ветхий иконостас заменен новым, дорогим иконостасом... В 1863 году трапезная церковь внутри украшена богатым убранством: два иконостаса переустроены вновь за дорогую цену и весьма красиво; стены по местам облицованы мрамором, стенная и в куполе роспись великолепная, окна распространены, и сделаны новые рамы с разноцветными стеклами... В 1870 году устроена блестящая киота на горнем месте в настоящем храме и написан образ Воскресения Христова на полотне в 5 аршин высоты... (киот с образом в 1000 рублей).

С 1871 года задумано распространить Соборный храм и сделать его весь теплым; для этой цели деньги, вырученные от продажи разных вещей, жертвованных на Икону, собирались постепенно и к 1877 году, при помощи почтенного гражданина города Усмани Григория Димитриевича Сукочева (давшего 10 тыс. рублей), наш храм принял совсем другой вид внутри: возвышена и расширена арка из трапезного храма в настоящий, весь храм устроен теплым.

Настоящий храм великолепно расписан живописью и анфрельными орнаментами, для певчих устроены хоры. С внешней стороны надстроены трапезный храм и колокольня. Вся эта работа стоит 27 тысяч рублей.

1871-й год. Холера. Память об этом годе сохранится у многих на долго-долго. Три месяца этого года, свирепствовала ужасная болезнь - холера. Тамбов и Борисоглебск были как бы средоточными пунктами холеры... В конце июня месяца стали доходить и до нас слухи о холере, - о том, что из своего стана порывается она идти далее и уже идет. 4-го июля, прямо по соединенной Тамбово-Борисоглебской дороге, пожаловала в Усмань незваная грозная гостья, холера. Жившая при въезде в город старушка торговка Агафья, заболела: все признаки холеры... Эта заболевшая осталась жива... Затем начали заболевать многие, но целых пять дней смертных случаев не было. С 8 июля больных оказывалось все больше и больше и притом по всему городу, а в слободах изредка появлялись уже и гробы.

В селах Усманского уезда холера тоже уже проявляла свои действия. С первого появления холеры, жители города встрепенулись: молитвы общественные и частные усиливались, храмы наполнялись молящимися... многие стали говеть - приготовляться к исповеди и причастию Святых Таин Тела и Крови Христовой, даже и вольнодумные смельчаки услышали над собою гром гнева Божия, и они, в чувстве смирения, стали призадумываться о своем состоянии. Святыня Собора - Корсунская икона Богоматери на этот раз соделалась, можно сказать, желанием всех: к Ней направили все свое внимание, свои молитвы... Чтоб понять искренность этой молитвы оробевших жителей города, нужно было быть свидетелем события. Слезы, коленопреклонения, желание приложиться к иконе, слова: "Заступница Усердная, помоги и спаси", успокоение на душе, радость на челе, если икона побыла в доме, - все это вместе взятое представляло картину глубокого покаяния во грехах.
Ни одного, кажется, дома в городе не осталось, который бы не был посещен Корсунскою Иконою.
 Скоро заметно стало, что жало холеры притупляется... больных меньше, смертных случаев тоже, и к половине августа совсем прекратилась болезнь. Всех в городе со слободами, взрослых и детей, умерло собственно от холеры до 70 человек - на 7200 жителей...

Замечательно то, что последними жертвами холеры были священник Соборной церкви отец Николай Зарницын и заштатный диакон той же церкви Василий Данилов: два гроба рядом!

С половины июля холера более и боле распространяла свою силу в уезде. Уездные жители начали прибегать за помощью к Корсунской иконе.   Отовсюду шли заявления о желании взять святую икону в те села, где по преимуществу свирепствовала холера. Таковы: бывший город Демшинск, Нижняя Матренка, Березнеговатка и другие.

С 29 июля по 14 сентября, икона Корсунская посетила до 20 селений Усманского уезда и три селения Задонского уезда.

Во всех селах, кроме общих молебнов на улицах, совершались молебны по домам. А в селе Манино Задонского уезда и в Демшинске Усманского уезда, по желанию жителей в каждом доме побывала икона Корсунская. Замечательно, в особенности явила свое знамение Богоматерь при посещении Иконою Корсунскою села Демшинска.

В день прибытия Иконы в Демшинск не было ни одного смертного случая, тогда как до сего времени каждодневно было по 10 - 15 гробов. Верно милость Богоматери явлена жителям этого селения за то, что они первые усердствовали взять Икону и первые упросили Преосвященного отпустить к ним святыню с крестным ходом. А как торжественно совершился этот крестный ход из Усмани до Демшинска (12 верст)..

Из Собора, после вечернего богослужения торжественно провожали Икону до заставы, - сюда из Демшинска пришли жители, во главе с духовенством, в количестве более тысячи человек. Духовенство Собора (четыре человека) и два штата духовенства Демшинского в облачениях, во время шествия, читали акафист Богоматери.

Около 10 часов вечера, явился свет на небе, который осиял всех так, что, по рассказам, участвовавших в крестном ходе, они все содрогнулись, будучи поражены, как бы ослепительною молниею.

Об этом официально даже доносил от 2 августа 1871 года за №1883   господин становой приставь Феодор Гаврилович Гугнин, сопровождавший крестный ход.

Нельзя не сказать особо и о посещении Святою Иконою Корсунскою Задонского уезда с 8 по 14 число сентября месяца 1871 года. За иконою помещиком Иваном Васильевичем Кафтановичем был прислан экипаж - карета. Когда подъехали к селу Излегощи Усманского уезда, расположенному на берегу реки Воронежа, жители сего села, со своим священником, с иконами и хоругвями, уже ожидали икону из Усмани.

На следующий день совершена литургия, в этот же день и следующие за ним совершаемо было всенощное бдение в домах помещиков

Днем совершаемы были молебны в домах крестьян... Несмотря на проливной дождь, в продолжение двух дней, за Иконой всюду ходила масса народа. 14 сентября вечером возвратились икона была возвращена в Усмань.

К клирикам Богоявленского собора с просьбой помолиться перед Корсунской иконой Божией Матери обращались верующие из разных уголков Российской Империи, слава о ней пересекала границы губерний и княжеств. Жители Курской, Тамбовской, Белгородской, Рязанской, Олонецкой и других губерний, Вильно и Камчатки имели веру в благодатную силу, изливающуюся от Корсунской иконы.

Апофеозом духовной славы, просиявшей от Усманской святыни, явилось освящение золотой ризы нового киота и балдахина, сооруженных по усердию причта для Корсунской иконы. Церковное торжество по этому поводу состоялось 5 июля 1884 года, в нем участвовало 13 священников и свыше 5000 богомольцев...

Люди состоятельные и те, кто мог пожертвовать образу Пресвятой Девы лишь "две лепты", не считались с расходами на украшение чудотворного образа.

В 1885 году жители бывшего города Демшинска написали в Москве новую копию с Усманской Корсунской Иконы на кипарисе и на эту Икону господином Хлебниковым устроена сребровызолоченная риза в 250 рублей, доброхотно собранных жителями Демшинска.
На ризе отчеканена и надпись, упоминающая о 1871 годе.

 9 июля 1886 года Преосвященнейший Виталий, епископ Тамбовский, при встрече его перед входом в Собор, приложившись к иконе, взял ее в свои руки и осенил ею наш город на все четыре стороны...

Клириками Богоявленского собора велась запись «действительных фактов знамений Богоматери от чтимой Ее иконы Корсунской». Всего до 1886 г. было подробно зафиксировано 17 случаев исцелений; подчеркнута массовость случаев облегчения  во время болезни, например, только в лето 1886 г. таковых отмечалось не менее 100. «Подробное рукописное описание явлений и чудес» от Корсунской иконы, принадлежащее прот. В. Никольскому упоминает и архиепископ Димитрий (Самбикин)  Месяцеслов. Вып. 2. (окт.). С. 62).

В 1892 г. производилось следствие по случаям исцелений, после вторичного исследования, в 1901 заявления со свидетельствами о чудесах были переданы в Духовную консисторию епархиального управления (Никольский. 2007. С. 54).

***

В 30-е гг. XX в. храм был разрушен, Корсунская икон исчезла.
С 1998 года 22 октября проходит традиционный Крестный ход в память Корсунской иконы Божией Матери. 
В 2000 г. было принято решение о восстановлении Богоявленского храма (заложен в 2002).

16 июля 2001 года в канун праздника святых Царственных страстотерпцев имп. Николая II, имп. Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Корсунская икона была чудесно обретена.
С 17 июля 2001 года Крестный ход проходит с чудотворной иконой. Он начинается одновременно из двух храмов г. Усмани (Успенского и Богоявленского), проходит по центральным улицам до площади, где после встречи Крестных ходов служится торжественный молебен.

С 2003 года возобновлена традиция чтения акафиста Корсунской Божией Матери по субботам перед началом вечернего богослужения.

Икона установлена в верхнем храме справа от алтаря. Она находится в деревянном резном киоте с балдахином, изготовленном в 2004 г. по сохранившейся фотографии начала XX века.  Украшена икона позолоченной ризой с жемчугом, изготовленной в ХПП Софрино в 2009 г.