Усманский

краеведческий портал

Храм святых безсеребреников Космы и Дамиана Асийских (КОСМО-ДАМИАНСКИЙ храм)

Храм святых безсеребреников Космы и Дамиана Асийских  (КОСМО-ДАМИАНСКИЙ  храм)

Первоначально в Стрелецкой Слободе г. Усмани не было своей приходской церкви, хотя воеводою С. М. Вельяминовым в 1646 году отведено место под церковь и приписано к этой будущей церкви 20 четвертин земли.

Церковь была построена лишь в 1664 году воеводою Матвеем  Карандеевым.
В 1667 году не совсем законченная церковь была достроена стрельцами
.

 


В «Окладных книгах Рязанской митрополии» 1676 года значится «церковь святых чудотворцев бессребреников Космы и Дамиана в Стрелецкой слободе. У тое церкви двор попа Феоктиста, церковной земли в трёх полях двадцать четвертей, сенных покосов на пять копен, рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви сто дворов стрельцов, а всего сто один двор». В середине XVIII в. деревянный Космодамианский храм Стрелецкой слободы сгорел в пожаре, после чего, в 1762 г., была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования.

Освящал её в 1763 г. святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, будущий Задонский Чудотворец.

Удивительный рассказ о строительстве од­ного из красивейших усманских храмов со­держится в статье Т. Олейникова, опублико­ванной в 1911 году в Воронежских губернских ведомостях : "В городе Усмани существует церковь во имя бессребреников и чудотворцев свв. Космы и Дамиана. Была она деревянная, располагалась «саженях в 80 - ти  к северу от Собора на Большой улице, в Стрелецкой Слободе. Эта церковь служит памятни­ком о св. Тихоне. Происхождение ее таково.  В 1763 году 10 июля она, тогда деревянная, была выстроена и освящена св. Тихоном.  Храм, освященный любимым усманским святителем, долго являлся для горожан зримым памятником Владыке".

История, изложенная в «Воронежских губернских ведомостях», подтверждается архивными документами.
23 октября 1814 года Указом Тамбовской духовной консистории Липецкому духовному правлению «... по слушании прошения города Усмани Космодамианской церкви от прихожан повереннаго однадворца Ивана Дмитриева сына Леонова о дозволении им вместо оной Козмодемьянской церкви, которая есть деревяннаго здания, по ветхости ея, построить вновь каменным зданием на другом неотдалённом от оной месте... приказали Липецкому духовному правлению велеть присутствующему онаго священнику Борису Аврамову отправляться в Усмонь и с тамошним благочинным освидетельствовать ветхости церкви и назначаемое место для новой церкви, рапортовать в консисторию».
Неизвестно чем закончились хлопоты прихожан Космодамианского храма в то время, но в 1825 г. во время большого пожара церковь
сгорела.
В 1828 году было решено строить новую каменную церковь в другом месте, а на месте старого в память о Святителе Тихоне был устроен каменный обелиск с изображением Святого, а затем часовня.

В 1828 году по случаю утверждения генерального плана города, последовало распоряжение об отнесении храма свв. Космы и Дамиана, который ранее находился в 80 саженях к северу от Богоявленского собора, на северный конец Усмани. На месте алтаря старого деревянного храма был устроен в виде часовни каменный столб, который в 1870-х ггодах упоминался как пришедший в ветхость.
В 1829 г. каменная церковь свв. Космы и Дамиана заложена на новом, вновь отведённом для неё месте.

К 1833 г. сооружена только трапезная часть нового храма, в которой в 1836 году освящён придельный престол во имя свв. Космы и Дамиана.
Собственно церковь, в которой планировалось освятить главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так и не была тогда построена, поскольку, когда была доведена до купола, в ней появились такие трещины, что дальнейшая постройка была признана невозможной. Средств же на продолжение строительства не было.
По данным 1847 года Космодамианская приходская церковь «каменная, только придельная. Построена тщанием прихожан, освящена 1833 года, крепка, без ограды, настоящая же сложена только по куполу и почти вся покрыта, при ней прихожан мужеского пола 475, женского 496, состоят из разных сословий, к церкви усердны, молитву Господню и Символ
Веры знают более трети частей, а десять заповедей некоторая часть, достопримечательных событий в ней не было, естественных редкостей также никаких нет».
В 1849 году в Св. Синод обратился епископ Тамбовский и Шацкий, который доносил о том, что Тамбовская «духовная консистория по выслушании краткой записки, составленной из дела о дозволении г. Усмани прихожанам Космодамианской церкви новостроющуюся церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы разобрать до основания, а на месте ея по желанию прихожан оной церкви и граждан города построить по вновь составленному плану в честь Вознесения Господня. Обстоятельства коего дела таковы: а) уполномоченный от граждан Усмани для перестройки Космодамианской церкви Усманский купец Иван Ростовцев в поданном 7 марта сего года ко мне прошением прописал, что граждане г. Усмани и прихожане Космодамианской церкви, озабочиваясь об окончательной постройке означенной церкви, а более о распространении её против данного плана, уполномочили его иметь ходатайство и попечение касательно перестройки означенной церкви, т.к. они находят её неудобною, как по тесноте ея, так и по непрочности кладки, просил дозволить ... настоящую церковь, предназначенную, но неоконченную постройкою в честь Покрова Пресвятой Богородицы, разобрать до основания, а на место ея ... построить по составленному вновь плану в честь Вознесения Господня, потому, что Покровская церковь имеется уже в кладбище их города; б) представленный просителем план и фасад на постройку означенной церкви был отослан в Тамбовскую строительную комиссию, ... утвердила. Исправ ляющий должность усманского городничего уведомил Консисторию, что на разобрание начатой в г. Усмани, но неоконченной Космодамианской церкви препятствий... не имеется». Далее Преосвященный Тамбовский доносил, что усманский благочинный при своих рапортах представил в консисторию выкопировку из генерального плана г. Усмань, «Высочайше конфирмованного» в 1817 г., а также план Космодамианской церкви и справку охраме и приходе. По справке храм, заложенный в 1829 г., строился до 1833 года, но так и не был завершён строительством ивозведен был «только по купол». Построены были лишь колокольня и трапезная, в которой освящён престол «во имя св. Безсребренных Косьмы и Домиана, утварью достаточна... По штату положено издавна: священник, диакон и два причётника. Земли при сей церкви усадебной нет, пахотной и сенокосной 42 дес... Приходских при сей церкви дворов 149, в них душ мужского пола 454, женскаго 484».

По просьбе прихожан Тамбовский Преосвященный и духовная консистория согласовали постройку нового храма в честь Вознесения Господня. 31 октября 1849 года из Св. Синода на рассмотрение главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями поступил представленный епископом Тамбовским и Шацким проект на построение в г. Усмань Вознесенского храма.
После добавления выкопировки из генплана и других сведений, 28 сентября 1851 года департамент проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий утвердил данную документацию, но «признал необходимым переделать проект..., предложив при этом построить пятиглавую церковь в византийском стиле». Предполагаемые затраты простирались до 10 тысяч рублей серебром.
К октябрю 1851 года проект был переделан, и 18 октября т.г. Высочайше утверждён. Определением Св. Синода от 2/9 ноября 1851 г. приказано утверждённый «проект на постройку в городе Усмани каменной церкви во имя Вознесения Господня отослать при указе к Преосвященному Тамбовскому с тем, чтобы исполнение этого проекта произведено было под руководством местного архитектора и в последующем донесено Св. Синоду в указный срок».
В декабре 1851 года Преосвященный Тамбовский Николай (Доброхотов) сообщил в Св. Синод, что он просил тамбовского губернатора выделить архитектора для надзора за построением храма, а проект на его постройку Консистория отослала благочинному для передачи прихожанам.

В 1852 году тщанием и иждивением купца И.Н. Ростовцева «постройка церкви шла с таким успехом, что в одно лето доведена почти до сводов. Но в следующую зиму, после утешения и радости, испытующий сердца и утробы, испытует прихожан новою тяжкою скорбию: строитель храма неожиданно умирает, не оставив никаких распоряжений и материальных
средств к приведению в совершенное исполнение своего благочестивого предприятия.
С открытием следующей же весны открывается, по-видимому, безвыходное состояние скорби. Построенный более, чем до половины храм показал такие трещины и расщелины, что опять признан неблагонадёжным к окончанию и девять лет этот, как бы на весах находящийся храм томил прихожан грустной мыслью: не видать нам храма святого в надлежащем его виде! …
И вот наконец приспело то время, когда премудрый и всеблагий Господь, долговременные испытания и тяжкие скорби вознаграждает неожиданным величайшим утешением: с открытием славы в нетленных и многоцелебных мощах святителя Тихона Задонского, новоявленного чудотворца, видимо открывает молитвами этого возлюбленного, великого угодника Своего и дивную судьбу тридцать четыре года строившегося храма».
Стоявшее 9 лет дело построения храма сдвинулось наконец-то «с мёртвой точки» в торжественные дни прославления святителя Тихона Задонского.
25 июля 1861 г. Тамбовский Преосвященный Феофан (Говоров) своим отношением за № 8888 представил в Св. Синод проект распространения Космодамианской церкви, выполненный на двух листах. Распространение храма планировалось осуществить на средства Воронежского купца первой гильдии Лукьяна Артемьевича Кряжева.

Тамбовская губернская строительная и дорожная комиссия, рассмотрев проект, нашла его составленным правильно. По смете на строительство требовалось 27 тыс. руб. Полученные в канцелярии обер-прокурора Св. Синода 22 сентября 1861 года документы, были рассмотрены Св. Синодом, который приказал: «предварительное разрешение ... передать для отсылки в Главное управление путей сообщения и публичных зданий», где оно получено и 2 ноября Высочайше утверждено, а 12 отправлено в Св. Синод, где рассмотрено 17 ноября.

В своём заседании 22 ноября 1861 года Св. Синод разрешил «перестройку и распространение церкви во имя бессребреников Космы и Дамиана в г. Усмани по Высочайше утверждённому проекту под руководством опытного архитектора, уведомить о чём Преосвященного Тамбовского указом с приложением упомянутого проекта для должного исполнения».
13 мая 1862 года, после разбора недостроенного храма, на его месте была заложена новая каменная пятиглавая церковь. Трёхпрестольный храм возводился стараниями священника Иоанна Сперанского и почтмейстера Кудрявцева на средства воронежского почётного гражданина Лукиана Артемьевича Кряжева и окончен постройкой 15 сентября 1862 года.

В феврале 1863 года протоиерей Иоанн Сперанский в духовно – литературном журнале «Странник» поместил «Воззвание к православным чадам Церкви Христовой»
Из – за пределов и отдаленных уголков России, с Кавказа, Восточной и Западной Сибири, из земель Черноморского, Уральского и Донского войска были получены  значительные средства на сооружение храма. Приношения жертвователей принимались с молитвой и глубочайшей благодарностью, имена их и близких  их, живых и умерших, были внесены в   помянники церкви, для поминания при совершении божественной Литургии.
Полученные средства дали возмож­ность к концу 1864 года не только совершить до­стройку храма, но и снабдить его всею обста­новкою и утварью и освятить. Так, строив­шийся, и все неудачно, в течение 34 лет храм при помощи св. Тихона за каких-нибудь три года был совершенно готов для того, чтобы в нем христианская душа могла свободно возносить свои горячие молитвы Господу Богу.
Освящение храма состоялось 29 октября 1864 года.  

Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Филарет митрополит Московский и Коломенский, передал лично свое Архипастырское благословение на освящение 36 лет строящегося Храма Царицы Небесной Покрова Пресвятой Богородицы чрез приходского ея священника Иоанна Сперанского 24 июля 1864 года.

Участвовавший в открытии мощей святителя Тихона в Задонске епископ Тамбовский и Шацкий Феодосий прибыл в Усмань для освящения храма 28 октября 1864 года, а на следующий день совершил «чиноположение освящения храма и … в новоосвящённом храме Божественную литургию с 12 сослужащими ему священниками».
Кроме главного престола, освящённого, как и прежде, во имя святых Космы и Дамиана, в храме были устроены придельные алтари во имя святителя Тихона Задонского и священномученика Лукиана. Под одним из престолов хранился старинный, окрашенный синею краской подпрестольный крест от первоначального деревянного храма с надписью об освящении его епископом Тихоном в 1763 году.
Космодамианский храм внутри и снаружи был оштукатурен и выкрашен масляной краской. Резной иконостас устроен лучшими мастерами на пожертвования остающейся неизвестной пока особы. Священник Иоанн Сперанский писал об этом следующим образом: «Нельзя умолчать и о чудном устройстве редкого иконостаса, которое, по справедливости, принадлежит невидимому содействию и помощи святителя Тихона… Истинная христианка, глубоко проникнутая просвещенным сочувствием к истинно-высокому и национально-православному, А.В.С. … верно по предначертанию новоявленного угодника Божия и чудотворца… с особенным удовольствием и готовностью принимает на себя самое живое участие в построении иконостаса для этого храма: приглашает лучшего архитектора в С-Петербурге, и при взаимном высоком понимании дела составляют великолепный иконостасный план; поручает всю резную работу иконостаса лучшему резчику Санкт- петербургскому, а написание икон художникам С-Петербургской академии и в живописной школе Троице-Сергиевой лавры, и все эти заказы в настоящее время выполнены самым тщательным и великолепным образом. Кто мог допустить себе мысль видеть когда-нибудь такую редкость столицы в провинции? Вся изящная работа иконостаса резная, в византийском стиле, из светлого лучшего лифляндского дуба, совершенно без золота, а иконы в греческом вкусе на золотых чеканных фонах, с искусственной эмалью и жемчугом по местам».

К освящению Космодамианского храма графиня Завадовская пожертвовала священническое облачение, одежду на престол и воздухи; фрейлины Софья и Варвара Васильевны Ланские – большое напрестольное Евангелие и напрестольный крест; некий Л.А.К – полное священническое и диаконское облачения и воздухи белого серебряного глазета «самого высшего достоинства»; некий Ф.И.З. – «великолепный, серебряный вызолоченный ковчег превосходной работы, стоящий более 300 руб. серебром».

В доме усманца И.В. Евреинова оказался портрет св. Тихона, написанный, по достоверному доз­нанию, с живого святителя; своеручно пода­ренный любимому им по высокой христиан­ской жизни и уважаемому всеми усманцу Ивану Васильевичу Пашутину. Это священ­ное изображение, теперь сильно повредив­шееся, преимущественно в лике, было пода­рено и принесено самим домохозяином в строящуюся церковь. «Портрет с разрешения епархиального начальства тогда же было положено обратить в икону и пред нею, во всегдашнее воспоминание бывшаго, в среду каждой недели служить торжественную вечерню с акафистом, что исполняется неопустительно и до сего…
Икона-портрет находится перед солеёй, на левой стороне и считается главной святыней в храме».
Икона святителя Тихона была украшена сребропозлащённой ризой весом 1 260 золота.
Икона-портрет святителя Тихона Задонского в Космо-Дамианском храме.
Из других благочестивых обычаев, связанных с Космодамианским храмом и памятью в нём святителя Тихона, следует назвать крестный ход из Богоявленского собора, впервые разрешённый 7 октября 1872 года. К первому крестному ходу был «устроен аналой для иконы, пелена и подсвечник весом 4 1/2 пуда на сумму более 250 рублей ... на средства Чулкова – балдахин в 400 рублей».
По неизвестным пока причинам в середине 1880-х годов крестный ход перестали проводить, несмотря на ходатайства прихожан, и решили его возобновить лишь спустя четверть века.
В 1913 году прихожане Космодамианской церкви г. Усмань обратились к архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову) со следующим прошением: «В г. Усмани, начиная с 1872 г., в течение четырнадцати лет, ежегодно 13-го августа в день памяти святителя Тихона Задонского чудотворца, совершается с особого каждый год разрешения епархиального начальства из соборного храма в Кос мо да мианскую церковь крестный ход. Означенный крестный ход был установлен в благодарную память святителю Тихону, молитвенному заступничеству коего усманцы, по их глубокому убеждению, обязаны своим избавлением от холерной эпидемии в 1871 году». Преосвященный Феодосий «признал за благо учредить крестный ход, который совершался с 1873 по 1885 г.», но по какой-то причине прекратился. Прихожане долго ходатайствовали о его возобновлении. Прошения оставались без удовлетворения до 1914 года и только архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл поддержал просителей своим обращением в Св. Синод 26 февраля 1914 года и 27 мая 1914 года Св. Синод позволил учредить крестный ход официально.
20 июня 1872 г. при Космодамианском храме открыто церковно-приходское попечительство, которое активно работало над благоукрашением своего храма. Так, в 1876 году поднимался вопрос об отливке нового колокола весом в 250 пудов, и в том же году В.Я. Поповым и И.И. Казанким по поручению попечительства в Воронеже отлит новый колокол весом 105 пуд. и устроена ризница.
Другой заботой церковно-приходского попечительства стало обновление приписанной к Космодамианскому храму небольшой каменной часовня с иконой, стоявшей на месте древней деревянной церкви, сгоревшей в начале 1820-х годов.
Осенью 1869 года Усманская городская дума вынесла по­становление о закладке в центре города сада, «который освежал бы воздух и служил приятным местом для отдыха жителей в свободное время». Это намерение встретило решительное возраже­ние со стороны губернской духовной консистории и священников Космо-­Дамианской церкви.

    «Отцы ду­ховные» считали совершенно не­допустимым устройство «светско­го гульбища» по соседству с храмом. И только к концу 1874 года консистория дала разреше­ние при условии выделения зна­чительной части площади для особо огороженного прицерковно­го участка.
Вход в городской сад.

 

Попечительство в 1877 году возбудило вопрос о строительстве новой часовни на месте маленькой и обветшавшей. При этом председатель попечительства действительный статский советник Г.Б. Бланк предполагал сделать «часовню светлую и поместительную, с иконостасом в виде греко-русского складня с 3 иконами: в середине Покрова, по бокам Козмы и Дамиана и Св. Тихона. Пред иконами паникадило для свечей. В часовне будут совершаться молитвословия». Проект часовни был составлен Обществом вспомоществования русс ким художникам: восьмиугольная часовня на 6 квадратных аршин в 9 аршин высоты, 6 аршин в длину и 6 аршин в ширину, плюс по одному аршину на ограду.
Составленный проект был утверждён Строительным отделением Тамбовского губернского правления 15 марта 1877 года.
Но поскольку новую часовню предполагалось построить у дома частного владельца Нагайцева и она, к тому же, должна была стать несколько большего размера, чем существующая, потребовалось утверждение постройки Городской думой. На плане города в предполагаемом месте строительства существовал «выступ, выдающийся во внутрь улицы, длиною 7 саженей и шириной 7 саженей, но выступ этот вероятно означает только место, где прежде существовала деревянная церковь... По каноническим правилам Православной Церкви и уставу Духовной консистории принято местность, где были алтари церквей знаменовать поставкою креста с обнесением его решёткою, что в натуре в г. Усмани исполнено буквально, т.е. поставлена каменная маленькая часовня, каковая занимает место длиной 3 аршина и шириной 3 аршина, и при таких размерах очевидно не стесняет ни проезда по улице, и нисколько не мешает обывательским домам».
Однако мещанка А.В. Кузнецова просила иметь в виду, что с устройством часовни ей придётся закрыть лавку с ренсковым погребом, находящуюся перед её домом.
15 апреля 1877 года Дума рассмотрела вопрос о постройке часовни «близ дома мещанина Нагайцева» и не дала согласия на строительство, так как с точки зрения членов думы в результате сузился бы проезд по улице и тротуару и снизился доход от сдаваемых помещений под«ренсковые погреба»!  Кроме того, как сказано в решении думы, «предполагаемая к постройке церковно-приходским попечительством Усманской Космодамианской церкви каменная часовня по представленному проекту должна занимать место в глубь улицы 8 аршин, шириною 6 аршин без ограды и высотою 12 аршин, будет вдаваться в улицу, считая от линии домов на 4 сажени и при значительной высоте своей будет отымать свет у стоящего дома позади оной, а также и стеснит проезд в ворота того же дома по каковым причинам и не может быть допущена к постройке означенная каменная часовня на предложенном церковно-приходским попечительством месте». Но при этом городская дума отметила, что «к возобновлению ветхой часовни препятствий не имеется».

20 июня 1872 года  Космо – Дамианской церкви открыто Приходское попечительство. По данным на 1887 год председателем Попечительства состояли статский советник Григорий Борисович Бланк и Михаил Михайлович Охотников. Священник приходской церкви – П. И. Ермилов (он же казначей попечительства, а в отсутствие председателя занимает его место), церковный староста – усманский купец С. Т. Шебурев.

Для обсуждения вопросов, касающихся попечительства, члены его собирались по мере необходимости. О всех рассмотренных вопросах составлялись журналы, а о приходе и расходе сумм, поступивших в попечительство велась денежная шнуровая книга, которую проверяли члены попечительства. Много средств тратилось на бедных. Роздано бедным Космо – Дамианского прихода: к Святой Пасхе – 38 руб. 30 коп.,  к Рождеству 50 рублей.
Выдано на похороны бедных прихода 12 руб. и в помощь при устройстве дочерей в замужество их бедным родителям
.

Усманская Охотниковская богадельня с приютом.
 В марте 1873 г. для устройства богадельни с приютом им был пожертвован двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом на каменном фундаменте, деревянный флигель, баня и амбар по ул. Садовая № 502, 503 и 508, а также деревянный одноэтажный дом на Долевой улице № 383. Это богоугодное заведение учреждено Усманским уездным предводителем дворянства, почетным гражданином г. Усмани М. А. Охотниковым и устроено в Космо-Дамианском приходском попечительстве 4 октября 1875 года, по уставу, утвержденному Министерством Внутренних Дел 26 июня того же года. Богадельня с приютом помещалась в пожертвованном М. А. Охотниковым доме из 11 комнат, с надворными постройками и огородом. Богадельня получала доходы от 100 десятин и 1 749 сажен земли, находящихся при д. Дубовка Липецкого уезда, и 32,5 дес. в Демшинской даче.

Главными лицами,  принимавшими участие в составлении устава были бывший предводитель дворянства пожертвовавший дом и усадьбу М. А. Охотников, бывший председатель попечительства В. Е. Потапьев, протоиерей  Космо – Дамианской церкви И. И. Сперанский и др.
Из отчета за 1887 года видно, что комитет богадельни с приютом помогал бедным и сиротам, сколько позволяли средства, получаемые от пожертвований с разных сторон, средствами старался распоряжаться осмотрительно, бережливо и справедливо, не уменьшая числа призреваемых (около 25 человек).
В праздничные дни все призреваемые посещали Космо – Дамианскую церковь. Приютантки сами  заботились о чистоте в комнатах; летом работали в огороде, изготовляли для себя чулки, белье и платья, стирали, гладили; помогали на кухне под присмотром надзирательницы; учились грамоте: читать, писать, считать, молитвам и основам веры православной. Священник П. И. Ермилов преподавал Закон Божий и исполнял все требы по заведению (бесплатно). От земства на его содержание выделялось ежегодно 500 руб., Усманский городской банк выделял 1 100 руб.
По данным на 1907 г., в Охотниковской богадельне призревалось 35 человек, в приюте 15 детей, в 1908 г. в богадельне содержалось 14 человек, в приюте – 15 детей, в 1913 г. – 10 престарелых и 20 малолетних.
В 1913 г. среди сотрудников Охотниковской богадельни упомянуты от-
ставной штабс-капитан Василий Георгиевич Потапов (Потапьев), протоиерей Иоанн Иоаннович Сперанский, действительный статский советник Григорий Борисович Бланк и титулярный советник Иван Иванович Казанский, глава комитета – вдова генерала княгиня Мария Владимировна Вяземская, князь Борис Леонидович Вяземский.
Усманская Охотниковская богадельня с приютом состояла под августейшим покровительством Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии.

По данным на 1876 год в храме 1 настоятель – священник Фотий Иванович Несмелов и псаломщик.  Священник Павел Ермилов, рукоположен 25 января 1873 года,  служил в храме и в 1893 году и в 1902 годах.  Дьяконы в  1893 году Василий Алексеевич Горнов, 68 лет, рукоположен 1 декабря 1864 года.  
В 1902 году  дьяконом служит Аркадий Михайлович Трунцев, 29 лет, рукоположен 6 февраля 1895 года и псаломщик Михаил Димитриевич Высокополянский, 25 лет.

Архиепископ ИннокентийВ 1903 года храм посетил Преосвященный Иннокентий (Беляев), епископ Тамбовский и Шацкий. «Космодамианская церковь, благодаря заботам о. настоятеля и церковного старосты и местного церковно-приходского попечительства, благолепно украшена внутри и содержится в хорошем порядке снаружи; церковь эта по размеру небольшая, но уютная, светлая, чистая… Наружные и внутренние стены выкрашены по штукатурке масляной краской, иконостас в ней, устроенный из светлого дуба, производит прекрасное впечатление своей простотой и изяществом. Утварь и ризница ценные и содержатся в отличном порядке. При церкви имеется хор певчих, организованный на церковные средства».

 

По данным на 1911 год: штат – священник уже пожилой Павел Ермилов, ему уже 63 года, с 1902 года - протоиерей, имеет наперстный крести орден святой Анны 3 степени. Дьякон Константин Тимофеевич Попов, 27 лет, рукоположен в 1905 году  и псаломщик Димитрий Иванович Яковлев, 37 лет, сын священника.

По данным описи из страховой оценки 1910 г., Космодамианская церковь «каменная, крытая железом, окрашенным зеленой краской, внутри снаружи оштукатурена. Длина церкви с колокольней 17 1/2 саж., ширина 7 сажен, высота до верха карниза 4 сажен. На церкви есть 5 главок без окон, больших окон 11 штук, а малых 8 штук. Дверей наружных створчатых, обшитых железом 3 штук, а внутренних 6 штук Длина иконостаса 18 аршин, высота 10 аршин, оценён в 9 000 рублей, действительная же стоимость его 18 000 руб. т.к. он художественной работы …
Колокольня в 3 яруса, общей высотой до верха карниза в 8 1/2 саж. В церкви 3 голландских печи. Ближайшая к церкви чужая постройка – Охотниковская богадельня – к западу на расстоянии 100 саж.
Церковь устроена в 1863 г. Здание сохранилось хорошо. Оценено вместе с иконостасом и колокольней в 44 000 руб.». Храму принадлежал амбар для дров каменный, «крытый железом, окрашенным масляной краской, оценён в 1 000 рублей».
При Космодамианском храме действовала церковно-приходская одноклассная смешанная школа, находившаяся в приходской деревне Полевая Излегоща. «Каменная, крытая железом, окрашенным зелёной масляной краской, одноэтажное, внутри и снаружи оштукатурено, длина школы 8 саж., ширина 4 саж., высота 2 саж., окон в школе 14 шт., вышиной 2 1/2 арш., шириной 1 ½ арш., с двойными рамами, дверей двустворчатых 2 шт., одностворчатых 1 шт., печь 1 шт.  Школа построена в 1898 г. Здание хорошее. Оценено в 1 700 рублей. Амбар при школе для дров деревянный, крытый железом, оценён в 150 рублей».

В начале XX в. в приходе Космодамианского храма состояло 159 дворов, в них душ м.п. 515, душ ж.п. 556, «великороссы, занятие городских жителей – торговля». В приходе числились также д. Полевая Излегоща, Стрелецкие Хутора тож, с 143 дворами, в них душ м.п. 540,
душ ж.п. 544, в 5 верстах от церкви, «жители – земледельцы, имеют земли 1 1/2 дес. на душу в трёх полях»55. Штат Космодамианского храма в начале XX в. состоял из священника, диакона и псаломщика. Причт пользовался 42 1/2 дес. земли «пахотной и сенокосной, вся в одном месте, и 1 060 кв. саж неудобной, в 5 верстах от церкви. Земля даёт годового дохода 420 руб. Братский годовой доход 1 740 руб. Причтового капитала 5 034 руб. Церковного капитала 2 849 рублей».

В Усманском краеведческом музее хранится расписка Государственного банка о  вкладе Космо - Дамианской церкви, священник Павел Григорьевич Успенский,  за 1913 год в размере 2400 рублей и 100 рублей, за 1914 год – 200 рублей

Пришло время Советской власти… Из всех бывших уездных городов современной Липецкой области Усманский совет депутатов и уездный исполком были самыми активными борцами с Церковью.
После Октябрьсколй револю­ции в саду проходили митинги, народные гуляния. Летом в нем действовали детские оздорови­тельные площадки. Юноши и де­вушки - активисты обществен­ной жизи города - взяли шефст­во над садом.  В 1918 году вместо сгоревшего клуба оборудовали летнее помещение. В нем прохо­дили собрания, ставились спек­такли местными самодеятельными артистами и  гастролировавшими труппами.

1 Мая 1918 года  - демонстрация в городском саду, рядом с Космо - Дамианской церквью.

Уже на заседании 14 февраля 1919 года был поставлен вопрос о закрытии Космодамианской церкви: «Вследствие того, что Козмодамианская церковь находится рядом с увеселительными помещениями, и принимая во внимание неимение других подходящих зданий для культурнопросветительных целей, идя навстречу желанию рабочих масс, уездный исполком на основании циркуляра по вопросу об отделении церкви от государства, опубликованного в Известиях ЦИК от 5 февраля с.г. (п. 1) постановил: Космодамианскую церковь закрыть, передав её в распоряжение Пролеткульта и предложить мирянам перейти в другой приход по желанию вместе с церковным имуществом».
Но тогда Господь Бог не попустил этому свершиться! Космодамианский храм ещё 10 лет служил верующим домом соборной молитвы, а за годы существования приход претерпел, как и другие храмы, многие гонения от безбожной власти.

В 1922 г. в церкви свв. Космы и Дамиана изъяты «2 евангелия, обложенных серебром, 5 серебряных крестов, 3 сосуда с принадлежностями серебро-вызолоченными, 3 ковчега серебровызолоченные, серебряная дароносица, 2 серебряных кадила».

Закрыли Космодмианскую церковь согласно постановлению исполкома ЦЧО от 11 октября 1929 г. (пр. № 51).

«Считаясь с жилищным кризисом в г. Усмани..., (нужде) в помещениях для культурных целей, и в части для кабинета – лаборатории 2-й школы 2-й ступени и клуба молодёжи» церкви закрыть».

Верующие просили отдать им иконы и утварь, но безрезультатно.
27 октября 1929 г. «опросом членов президиума предложено … использовать Космодамианскую церковь под клуб молодёжи».

В Усманской газете от 5 декабря 1929 года  «…Здание бывшей Козьмодемьянской церкви временно предоставлено для проведения вневойсковой подготовки трудящихся….».

4 июня 1930 года по сообщению Усманско го горсовета, здание бывшей Космодамианской церкви будет переоборудовано под театр. За отсутствием средств это запланировано на следующий год. Пока же здание церкви занято военным ведомством.
Но уже к 1933 г. здание Космодамианского храма было просто разрушено.
Место на котором стоял храм свв. Космы и Дамиана, находится в северной части городского парка. В настоящее время здесь стоит поклонный Крест и беседка.
Охотниковская богадельня была ликвидирована в тот же период,  а ее основное помещение отдано под жилые квартиры.

Крестный ход к бывшей Космо-Дамианской церкви. Начало ХХ века.

 

Княжинский Очерки истории Усманского края.- Липецк, 1995
ЦГАДА Белгородского стола столбец №523, л. 118
ЦГАДА Белгородского стола столбец №523, л. 303
Воронежская старина. Вып.10: Юбилейный сборник /  Воронеж. церков. ист-археол. ком.-  Воронеж, 1911.
Тамбовские епархиальные ведомости, 1864 г. № 16-17
ЦГАДАБелгородского стола столбец  1231, л.580, столбец 1860, л. 399,  л. 469
Воронежская старина  Вып. 12/  Воронеж. церков. ист-археол. ком.- Воронеж, 1911 
Архив Усманской городской управы дело 1877 г. Сперанский И. И. Краткое описание 36 лет безуспешно строившегося храма.ЦПб 1864.- с. 9-10
Справочная книжка по  Тамбовской епархии на 1876 год / сост. И. А. Самоцветов.- Тамбов 1876.- С. 173
Отчет приходского попечительства при Космо-.Дамiанской в г. Усмани церкви за 1887 год.
Справочная книжка по  Тамбовской епархии на 1893 год / сост. И. М-в .- Козлов 1893.-С. 173; Справочная книжка по  Тамбовской епархии на 1902 год / сост. И. М-в .- Тамбов, 1902
ГАЛО, Фонд Р158, Опись,1 дело 315, Лист 22
ТЕВ. 1915. № 30. С. 767.
ГАРО. Ф. 627. Оп. Доп. Д. 328. Св. 23. Л. 492 об.
ТЕВ. 1865. № 9. С. 289; 1883. № 10. С. 324-326.
ВГВ. 13 августа 1887. № 67.
ГАЛО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5. Л. 240.
ТЕВ. 1915. № 30. С. 767.
Память о Св. Тихоне в Усманском Софийском женском монастыре и в г. Усмани Тамбовской губернии – в кн. Воронежская старина. Вып. 10. Воронеж, 1911. С. 219.
ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1310. Л. 2 об.
РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 311. Л. 3–4 об.
Там же. Л. 4 об.–6.
Там же. Л. 1–3.
Там же. Л. 26–28.
Там же. Ф. 797. Оп. 19. Д. 43045. Л. 12 об.
Там же. Л. 14–14 об.
Там же. Л. 15.
Краткое описание тридцать шесть лет безуспешно строившегося и в последнее время необыкновенно быстро устроившегося и совершившегося храма в городе Усмани Тамбовской губернии или о невиданной чудодейственной помощи от святителя Тихона, епископа Воронежского и Задонского, новоявленного чудотворца, в совершении тридцать шесть лет строившегося храма. Составил приходской священник Иоанн Сперанский. СПб., 1864. С. 9–12.
РГИА Ф. 797. Оп. 31. Д. 115. Л. 1–2.
Там же. Ф. 796. Оп. 142. Д. 1332. Л. 5–5 об.
Память о Св. Тихоне в Усманском Софийском женском монастыре...С. 220.
ТЕВ. 1883. № 10. С. 324–326.
РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 311. Л. 13;
ТЕВ.1865. № 9. Прибавления. С. 289–297; 1883.№ 10. С. 324–326.
ТЕВ. 1865. № 9. Прибавления. С. 289–290.
ТЕВ. 1915. № 30. С. 767.
Память о Св. Тихоне в Усманском Софийском женском монастыре... С. 220.
ТЕВ. 1876. № 9. С. 258.
РГИА. Ф. 796. Оп. 199. VI отд. 3 ст. Д. 78. Л.1–2;
ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2077. Л. 143; Д.1808. Л. 562 об.;
ВГВ. 1887. № 67.
ТЕВ. 1883. № 10. С. 324–326.
РГИА. Ф. 796. Оп. 199. VI отд. 3 ст. Д. 78. Л.1–2.
ТЕВ. 1876. № 9. С. 258.
Там же. 1883. № 10. С. 326.
Там же. 1873. № 14. С. 403.
Там же. 1883. № 10. С. 326.
ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 688. Л. 1, 5, 9,  9 об.
ТЕВ. 1913. № 25. С. 617–631.
Там же. 1883. № 10. С. 326.
ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2065. Л. 13 об. Д. 2077. Л. 143; Д. 1808. Л. 562 об.
РГИА. Ф. 796. Оп. 199. VI отд. 3 ст. Д. 78. Л. 1–2.
ТЕВ. 1913. № 25. С. 617–631. 1904. № 19. Неоф. часть. С. 476.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2021. Л. 4–4 об.
ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2077. Л. 143; Д.1808. Л. 562 об.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2021. Л. 6.
Историко-статистическое описание Тамбовской епархии/ ред. Андриевский А. Е. - Тамбов, 1911.-С. 368-369
Усманский краеведческий музей. Фонд №1
Усманская газета. - 1919 г. - 25 февраля. -   № 40. С. 4.
Путь Ленина.- 1929.- 5 декабря
ГАЛО. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 133. ОЦ. Л. 43. Ф. Р-382. Оп. 1. Д. 22. Л. 14, 19 об.  Ф. Р-249. Оп. 1. Д. 19. Л. 128–130. Л. 51–52. Л. 133. Л. 127.
Архив уполномоченного по делам религии при Совете министров СССР по Липецкой области. Дело Успенского храма г. Усмань.
Л. 45.
Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ЛИПЕЦКОЙ И ЕЛЕЦКОЙ ЕПАРХИЙ. Усманский район.–Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2019 – 496 с.