Усманский

краеведческий портал

Храм Архистратига Михаила в с. Песковатка

Храм Архистратига Михаила  в с. Песковатка

 

История  села Песковатка, началась в грозные времена обороны Усманского края от кочевых племен. Исторические источники свидетельствуют о том, что «село Песковатое возникло в промежуток 1615-1629 гг. За это время была построена и церковь во имя Архангела Михаила...»1

Жизнь наших пращуров была нелегкой и тревожной. Мужественно отражали поселенцы грабительские набеги. Обилие природных богатств привлекало нападавших, а отсутствие надежного укрепленного пункта не гарантировало безопасности населению. Высоких крепостных стен не было, а горе и тягот хватало всем.  Даже храм - духовное пристанище селян - постигла нелегкая участь. «...Татарским нападением 1643 года церковь была разорена...»2. Однако горе, лишения и трудности не сломили дух поселенцев. Именно им и довелось встать в ряды первостроителей нового города-крепости.  Вместе с крепостными стенами и башнями поднимались и храмы».

Чертеж Усманской защитной черты XVII века

«В Песковатом уже в 1645 г. приход был увеличен поселением полковых казаков... А воевода князь И.М. Волконский в 1651 г. восстановил разоренную церковь, ...украсив ее образами и снабдив кругом богослужебных книг»3. Земли при церкви в те годы (1646) определено было 20 четвертей4; к 1816 году - 33 десятины5.

История сохранила сведения о некоторых священниках, служивших в храме: о. Аверкий Клеменов -1645-1646 гг., о. Иван Иванов – 1646 -1676 г.г.,6 о. Тимофей - 1697 г.7, о. Ефрем – 1702 – 1703 г.г. и  о. Лукьян -  1703-1705г .г.8,  о. Иоанн Иванов -  1747-1760 г.г.9, о. Лазарь Диомидов -  1789-1816 г.г.10, диакон Тимофей Лазарев  -1806 - 1816 г.г.11

В 1850 г. древнюю церковь в Песковатке сменила новая - деревянная и была приписана к Софийскому  монастырю   с. Новоуглянка. 

По данным на 1876 год Архангельская церковь приписана к Софийскому монастырю, где настоятелем был свя­щенник Емельян Никитич Троицкий, а клириками — священники Стефан Орлов и Петр Дмитревский. Со­служил им также и сверхштатный священник Федор Павлолич  Тихомиров12. Они то и окормляли   Архангельскую церковь. 

В 1893 году  Песковатка и Архангельская церковь относились к Пригородней волости 1 Усманского  городского благочиннического округа, благочинный священник Павел Ермилов, помощник благочинного священник Василий Петров, духовно-судебный следователь священник Андрей Боголюбов, заведующий школами протоиерей Василий Никольский. Церковь была деревянная. Штат священник  Федор Павлолич  Тихомиров, 45 лет, рукоположен 16 апреля 1872 года, женат, 6 детей; псаломщик Иоанн Иоаннович Андреев, 45 лет, на должности с  21 октября 1861 года, женат, 7 детей. Всего в селе жителей было 850 человек, имелась земская школа на 33 ученика 13

По данным на 1903 год в храме уже настоятель, священник Тихон Иванович Спасский, 31 год, рукоположен 15 сентября 1896 года, награжден набедреником, женат, 4 детей. псаломщиком по прежнему служит Иоанн Иоаннович Андреев14.

   Да так бы и остались песковатцы со своим весьма ветхим деревянным храмом жить еще неопределенное время, если бы не явился к ним на помощь в этом добром христианском деле сосед их по жительству, усманский купец, некто Алексей Никитич Сидельников. Как человек зажиточный, человек хозяйственный, домовитый, он явился к ним на помощь с материальными средствами и со своими неустанными хлопотами.

И вот, в начале мая 1907 года, испросив молитвенно Божьего благословения и Божьей помощи, с разрешения доброго Архипастыря Преосвященнейшего Иннокентия, Епископа Тамбовского, началась постройка нового каменного храма, постройка шла весьма быстро.

Почти ни на шаг, ни на минуту не отлучались от нее строитель г. Сидельников и, большой труженик на пастырском поприще, священник с. Песковатки о. Тихон Спасский. Многие жители села посвятили себя этому доброму делу.

Итак, при помощи Божией, при духовной работе добрых и христолюбивых лиц, в два года возводится новый, каменный, теплый и весьма красивый храм, который может смело вместить 1500 человек. Живопись - очень хорошая, иконостас весь блестит золотом, алтарь просторный.

По сему доброму делу следует воздать благодарность        церковному     старосте, крестьянину сего села — Василию Барбашину, за месяц до освящения храма выбранном обществом на эту должность, но уже целые сотни рублей из своих средств истратившему на новый храм покупкою весьма ценной утвари для него. Пошли ему, Господи, помощь служить также ревностно, как начал! В строительстве большую роль играли благотворители, в основном из купечества. Память Песковатских старожилов сохранила имена некоторых из них. Например, известный купец Барбашин, по словам М.М.Геращенко, внес большой денежный вклад в строительство новой церкви и, возможно, богадельни вблизи здания санатория. (Примеров благотворительности в те времена было множество). О самом храме она поведала следующее: церковь была красного цвета с двумя куполами, с зеленой крышей, на колокольню вела лестница изнутри храма. Справа от западных дверей был вход в подвал. О богатом внутреннем убранстве храма, его иконостасе и украшенной красивой ризой иконе Божией Матери рассказала другая жительница села, отец которой был регентом в этой церкви15

В Тамбовских Епархиальных ведомостях за 1909  год16  помещены воспоминания дьякона Л. Веткина о торжестве в с. Песковатка, выдержки из которых хотелось бы обозначить.

31  мая 1909 года происходило религиозное торжество - освящение большого каменного храма, воздвигнутого вместо деревянного, ветхого весьма маловместительного.

Освящение храма совершалось по благословению Преосвященнейшего Григория. Епископа Козловского, местным благочинным священником Андреем Молчановым, при содействии наблюдателя церковно-приходских школ  о. Петра Княжинского, священника с. Девица о. Георгия Яковлева и местного священника о. Тихона Спасского, при двух диаконах. Всенощную на освящении храма и обедню пел соборный хор г.Усмани.

Служба была торжественная, все постарались дело свое совершить благоговейно, с душой, с великим вниманием. А от этого и молящиеся стояли с благоговением, внимательно слушая и сосредоточенно созерцая все совершающееся в храме и от всей души вознося благодарственные молитвы за своего благодетеля - за храмосоздателя. Молящихся было весьма много.

Умилительны, трогательны, радостны и торжественны были минуты пред обедней по освящении престола, когда крестный ход направился в старый храм за св. Антиминсом, и когда освящающий храм иерей сделал земной поклон пред престолом, чтобы взять Антиминс, уже приготовленный на дискосе и покрытый воздухом. В это время невольно у присутствующих явилась мысль: «Господи, почивающий в св. Антиминсе и обитающий Своею благодатью во всем храме, гряди в новый, благолепный, для Тебя устроенный дом и почий тамо».

Когда крестный ход с св. Антиминсом, обошедши вокруг нового храма, вошел в него и посреди его пред завесою остановился, и когда освящающий иерей торжественно воскликнул: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата венчая: и в ни дет Царь Славы», а хор за завесой дружно и громогласно ответил: «Кто есть сей Царь Славы», - то в эти минуты благоговейному чувству и сердечному восторгу души христианской не было предела; в эти минуты слезы умиления, слезы радости, благодарности к Богу, лились у молящихся. Поистине священные минуты!

За всенощной, пред шестопсалмием, и на литургии, во время причастного стиха, о. Благочинным, были сказаны два прочувствованных, от сердца льющихся, слова.

Присутствующие остались весьма довольны проповедником и от души благодарили его. После обедни был отслужен молебен св. Архангелу Михаилу, в честь коего создан храм.

Сама церковь была построена так, что видна была из любой точки села. Вокруг церкви располагалось сельское кладбище. Отдельные захоронения представляли собой небольшие склепы с выложенными из кирпичей сводами. Уже в современное время при проведении земляных работ на месте храма и кладбища  люди нередко находили предметы церковной утвари. Тем не менее, точное местоположение Архангельской церкви установить оказалось трудно. 

Уже по данным на 1911 год: церковь каменная, тёплая, построена в 1909 году на средства прихожан при участии усманца купца Алексея Сидельникова. Престолов два: в честь Архистратига Михаила (8 ноября) и святого пророка Илии (20 июля).

Дворов 220, душ мужского пола -  824, женского пола — 830, великороссы, хлебопашцы и лесопромышленники, имеют по 1 десятине земли на душу.

В приходе три деревни: 1) Дальняя Песковатка, 140 дворов, в 2 верстах, 2) Сокольщина, 39 дворов. В обеих деревнях душ мужского пола -  250. Дом лесничего, его помощника и пять караулок лесной стражи. Река Усманка. Село примыкает к лесу.

Школы две: церковно-приходская и земская, законоучителю -  40 рублей в год, есть церковно­приходское попечительство. Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1787 года. Библиотека в 250 томов.

Штат: священник и псаломщик. У причта пахотной земли 33 десятины, вся в одном месте, в полуверсте от церкви, без удобрения иловатая. При дороговизне обработки земля едва оправдывает расход, потраченный на неё. Братский годовой доход — 40 рублей. Причтовый капитал -  150 рублей 17.

...В «Адрес-календаре Тамбовской губернии» за 1913 год в разделе о школах имеются имена и фамилии тех, кто заботился о духовном просвещении, воспитании и образовании юных селян того времени:  в земской школе заведующая Л. Ф. Тихомирова, законоучитель священник отец Тихон Спасский, в церковно-приходской школе заведующим и законоучителем так же был свя­щенник Тихон Спасский, учительница Екатерина Ивановна Андреева17.
  
Вскоре, однако, грянул роковой для России 1917 год.  Началось массовое закрытие и разрушение храмов по всей стране.
Архангельскую церковь закрыли приблизительно в 1937 году. По архивным данным в это время в храме служил священник отец Николай Солнцев. После закрытия храм превратили в зерносклад. С этого времени началось его постепенное разрушение.

Жители села сохранили историю времен воинствующего атеизма, когда некий Горбунов, член сельского совета, собрав комсомольцев села, устроил явное богохульство. Он лег в гроб и приказал носить себя вокруг церкви с песнопениями, насмехаясь над верой. Но Бог поругаем не бывает. Через несколько дней он ослеп. Переполох в селе поднялся такой, что приезжало начальство для проведения расследования. Комсомольцам был сделан выговор, что «они своими необдуманными действиями сыграли на руку попам». Горбунова отправили в столицу на лечение, но зрение у него так и не восстановилось.

В 1941 г. к бывшему церковному старосте пришли в дом военные и потребовали открыть помещение церкви, чтобы можно было снять колокола и отправить их в переплавку для нужд фронта.

В 1942 году, 8 сентября в Усманском райсовете слушали ходатайство 70-го отдельного инженерно-аэродромного батальона о передаче им здания кирпичной церкви в с. Песковатка, принадлежащего артели "Красный пищевик", для использования красного кирпича в целях строительства взлетно-посадочной площадки. Ходатайство решили удовлетворить и "разрешить здание церкви сломать... с условием уплатить артели "Красный пищевик" 168,0 тыс. руб., истраченных на строительство этой церкви... Обязать Песковатский сельсовет все листовое железо и лесоматериалы взять под своу хранение,  выслав на время слома своего представителя для приема".
Одна из долгожительниц  села рассказала, что видела, как в 1943 году разрушали храм Архангела Михаила. В тот день приехало множество различных представителей, уполномоченных, ответственных работников. Сбежалось все село. Церковь обложили с нескольких сторон взрывчаткой. Когда грянул взрыв и куски стен стали падать вниз, то многие люди не могли сдержать слез, плакали и дети... Остатки стен разрушались постепенно в течение многих лет.

Но взрыв, потрясший все живые души, не убил у людей веру и почитание святынь. Многие старались как могли сберечь все, что возможно с надеждой на лучшее будущее и с риском для жизни. Благодаря им, нашим землякам, в чудом уцелевшем единственном Свято-Успенском храме, вновь открывшемся в годы Отечественной войны, появились богослужебные книги, церковная утварь, иконы и все, что удалось сберечь. 

Но были такие, которые не боялись надругаться над святынями или старались их продать с корыстной целью. Вот один лишь показательный пример из истории того времени. К местному бондарю принесли икону с изображением Пресвятой Богородицы и попросили сделать из нее дно бочки.  Бондарь обещал сделать заказ, но икону спрятал, а дно сделал из своего материала. Когда открывали Успенский храм, он принес эту икону в церковь, где она и находится в настоящее время.

По воспоминаниям жительницы села М.М. Геращенко, Архангельская "церковь была красного цвета с двумя куполами, с зеленой крышей, на колокольню вела лестница изнутри храма. Справа от западных дверей был вход в подвал".
О богатом внутреннем убранстве храма, его иконостасе и укращенной красивой ризой иконе Божией Матери  рассказала другая жительница села, отец которой был регентом в этой церкви. Вокруг церкви располагалось сельское кладбище.

От церковных построек сохранился только один дом. Когда-то в этом доме было караульное помещение и крестильня, позже - начальная школа, затем его отдали под квартиру преподавателям.

Отец Тихон Спасский                         Семейная фотография Спасских. Фото 1927 года

О последнем священнике Песковатского храма удалось собрать совсем немного сведений. Известно, что звали его Тихон Иванович Спасский. 

Судьба его была тяжелой, как и многих священнослужителей того времени. Хотя он и не был арестован, тем не менее, он претерпел от властей множество лишений и бед. К сожалению, не удалось ничего узнать о периоде его жизни с 1917 г. до 1929 г.
В 1929 году семью Спасского изгоняют из родного дома (время «раскулачивания» всех и вся), сейчас от дома осталась часть фундамента да каменный колодец, засыпанный мусором вблизи Песковатской школы. Приблизительно в том же году он приобретает небольшой деревянный домик, крытый соломой, в котором доживал свои последние годы жизни. Дом находился в конце улицы Тухачевского близ кладбища. Имел несколько окон с резными ставнями. Вокруг него рос небольшой, но густой сад.

Но и после выселения священника из дома власти не оставили его в покое. Несколько раз проводили в его доме обыски, пытаясь найти церковное богатство. Но безрезультатно. Была развернута настоящая травля священника и его детей. Детей принуждали публично отказаться от отца.

Во время войны в дом к о. Тихону поселили эвакуированных. Женщина, которая была среди них, рассказала, что умер он у нее на руках в 1943 году, страдая от глубокого горя после разрушения храма. Похоронили его на песковатском кладбище. В доме осталась жить его дочь Александра Тихоновна, умершая в 1980 году.

Старожилы села Песковатка,  которые помнят последнего священника, все в один голос говорили, что о. Тихон был «хорошим батюшкой». Когда им показывали его фотографию, то многие сразу узнавали священника, рассказывали о том, как он венчал их, крестил детей, отпевал умерших... Удалось установить, что о. Тихон был талантливым иконописцем и художником. 

На месте храма  несколько лет назад установили памятный крест.

___________________________

1 Из окладных книг Рязанской митрополии // Тамбовские епархиальные ведомости.-1864.-№16-17; Тамбовские епархиальные ведомости.-1912.-№41

2,3 ЦГАДА. Белгородского стола столбец  342. л .49.

4ЦГАДА Писц. Кн.л.л. 19, 89.

5Ведомость  Излегощенского  Благочиния  1816 г.

6 ЦГАДА Писц. Кн.л.л. 19, 89.

7 ЦГАДА. Белгородского стола столбец  1385. л103.

8Труды Воронежской Ученой архивной комиссии / под ред Ст. Зверева.- Воронеж, 1902.- Вып. 1

9 Тамбовские епархиальные ведомости.-1912.-№41

10, 11 Ведомость  Излегощенского  Благочиния  1816 г..                                                                

12Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год / сост. И. Самоцветов.- Тамбов, 1876.

13 Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год/ сост. И. М – в.- Козлов, 1893.- С. 254.

14Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1902 год/ сост. И. М – в.- Тамбов, 1902

15Киселев  К. Церковь села Песковатка и ее последний священник //Усмань православная 

16Веткин Л. Церковные торжества в с. Песковатка// Тамбовские Епархиальные ведомости.- 1909 .

17Андриевский  А. Е. Историко –статистическое описание Тамбовской епархии.- Тамбов, 1911.-С. 374-375.

18 Справочная книжка и Адрес- календарь Тамбовской губернии на 1913 год.- Тамбов, 1913.- С. 423- 433.