Усманский

краеведческий портал

Антицерковная работа в районе

Материал из газеты Путь Ленина 1931 года.
Приводятся в соответствии с текстом напечатанном в газете.

1931 год
Колокола на нужды индустриализации
Общее собрание студентов и просвещенцев  табактехникума в числе 152 человек одобряет постановление облисполкомма о закрытии очагов "духовной сивухи" - Соборной и Пятницкой церквей города Усмани и требует немедленного проведения этого постановления в жизнь.
Закрытые церкви надо превратить из орудий классового врага в центр марксистско-ленинского воспитания и пролетарской культуры.
Кроме того собрание требует немедленного снятия колоколов с остальных церквей и передачи их на дело индустриализации страны.

КРЕПЧЕ УДАР ПО РЕЛИГИОЗНОМУ МРАКОБЕСИЮ
"Рождественские" и "святочные" дни превратим в дни ударных работ на фабриках и заводах, в учреждениях и предприятиях, в селах, деревнях и колхозах!
Безбожники на фронте ударной работы.
Ячейка Союза воинствующих безбожников в Усманском районе показывает блестящий пример подлинно большевистской работы на всех фронтах соцстроительства.
Ячейка насчитывает 44 члена и целиком мобилизовала на фронт ударных кампаний.
С 30 ноября по 10 декабря 1930 года ударные бригады безбожников провели большую и успешную работу по зачистке хлебозаготовок и сбору платежей в сельсоветах - Пригороднем, Песковатском, Сторожевском, Девицком.  На общих собраниях в этих селах  безбожники провели зачистки хлебозаготовок и сбора средств. Результаты получились хорошие - за одну декаду собрано 2820 рублей в погашение разных видов платежей, сильно продвинулась вперед хлебозаготовительная работа.
Подача новых заявлений для вступления в колхозы продолжается.
Сейчас ячейка не бросает боевой работы. Она включилась во Всесоюзный конкурс, приняла решение биться за первенство, вызвать на соревнование Союз воинствующих безбожников Грязинского РИКА.  Большинство пунктов усманцами уже выполнено.
Антирелигиозная работа учеба в ячейке на первом плане. Регулярно проводятся беседы по антирелигиозному воспитанию, прорабатывается руководящий материал, помещенный в газете "Безбожник".
Члены ячейки на 60% охвачены подпиской на безбожные издания. Организован кружок по ликвидации неграмотности среди членов ячейки.
В дни антирождества ячейка ставит в подшефном селе Девица доклад и пьесу. Для этого села и для ячейки колхоза выписана газета и журнал "Безбожник".
Члены ячейки сдали в среднем 10% облигаций 3-го займа индустриализации на постройку танка "Безбожник", собрали в фонд обороны страны 22 рубля 11 копеек.
Ячейка охвачена энтузиазмом ударной работы. Она не на словах, а на деле показывает способность и свое желание и умение работать.
Безбожники района, учитесь работать у безбожников Усманского районного отдела.

СЕГОДНЯ В ГОРОДЕ:

В 6 часов вечера состоится антирелигиозная демонстрация-карнавал по улицам города. Сбор у здания райкома (ул. Ленина).
В 9 часов вечера в помещении большого зала педтехникума антирелигиозный вечер. В программе: доклад и художественное отделение (силами радио-студии). Вход по контромаркам от райсовета СВБ.
В 8 часов вечера (после карнавала) в здании госмахорфабрики — антирелигиозный вечер. Доклад и художественное отделение. Вход свободный.
По всем городским школам 1 и 2 ступени проводятся антирелигиозные вечера.
Сегодня в 10.30 часов вечера и регулярно через день (8-го, 10 и 12 января) безбожные доклады по радио из Усманского радиоузла  (с художественной частью).
Слушайте местную безбожную радиопередачу!


ШКОЛЬНИКИ ДАЮТ НАКАЗ ГОРСОВЕТУ

Ученики Усманской 1 школы 1 ступени коллективно выработали наказ новому составу горсовета. Школьники требуют - закрыть Никольскую церковь и приспособить ее под пионерский клуб, улучшить водоснабжение трудящегося населения Никольского района, организовать за счет горсовета горячие завтраки в школе для беднейших учеников, снизить цены в кинотеатре для учащихся и внесли в репертуар кинотеатра картины, доступные для детского понимания, выделить специального школьного врача для обслуживания исключительно школьников города, открыть в Усмани специальную Детскую амбулаторию.

"СВЯТАЯ" АГИТАЦИЯ ОБРЕЧЕНА НА ПРОВАЛ

Девицкий колхоз "Красная девица" растет не по дням, а по часам.
За время с 15 ноября по 27 декабря в колхоз вступили 112 хозяйств.Сейчас колхоз объединяет 189 хозяйств. Девица победным шагом движется к сплошной. Не по душе это местным церковникам, сектантам и особенно, монашкам.
Искуссно, потихоньку, из-за угла сеют они среди девицких бедняков, особенно среди женщин, нелепые, ядовитые сплетни: - "Не ходите в колхоз, братцы и сестрицы, Наложат на вас там печать антихриста... Погибнете".
Бедняки не не верят поповско-кулацкой брехне. Их тяга в колхоз не ослабевает.
Особенно дружный и убийственный отпор "божьим" агитаторам дают женщины, старые колхозницы. Прямо в лицо говорят они им:  "Вы верите в антихристовву печать, а хлеба у вас нет. А вот мы не верим в эту сказку, мы сыты, обуты и одеты. Все лето мы работали по ударному, ни где не видели печати, ни чертей, которых вы воображаете  и никогда их не увидим. В колхозе нам легко работать и вольнее жить. С колхозного пути мы не сойдем".
И уходят "святые" агитаторы не солоно хлебавши, затая звериную злобу.
Пусть бешено злятся обреченные. Их песенка спета.  "Божье дело" гибнет. Колхозное дело растет
//Путь Ленина. - 1931. - 2 января

КОЛОКОЛА
"Вечерний звон, вечерний звон как много дум наводит он" /Козлов

Да.. Колокольный звон наводит дум много. Основных - три.
Первая - зачем бесполезно болтаются в воздухе десятки тысяч тонн бронзы и меди в которых наша страна ощущает сейчас острый недостаток.
Вторая - колокола оцениваются в 160 милионов рублей золотом. На эту сумму можно было бы купить для деревни 80 тысяч тракторов
Третья - если в СССР будут сняты все колокола, то наша промышленность будет обеспечена цветными металлами на 3-4 года вперед.
Сейчас, когда в нашем Советском Союзе широко развернулось социалистическое строительство, колокола должны быть использованы в дело индустриализации страны, на изготовление тракторов, машин для деревни, машин для фабрик и заводов.
Новому составу нашего горсовета нужно дать наказ - использовать колокола наших усманских церквей на нужды индустриализации.

СЛЕДУЙТЕ ПРИМЕРУ ПЕРЕДОВЫХ
Работники союза связи города Усмани на общем собрании постановили ходатайствовать о закрытии 3-х усманских церквей - Соборной, Пятницкой и Никольской. Объявили дни рождества днями ударной работы, решили с 7 по 11 января 1931 года не пользоваться выходными днями и призвали последовать своему примеру все профсоюзы города.

КОЛОКОЛЬНУЮ МЕДЬ - В РУДМЕТАЛЛТОРГ!
На колокольне Излегощенской церкви есть большой колокол. Давно он дал трещину и сейчас весит бесполезно.  Местная комсомольская ячейка должна развернуть среди бедняцко-середняцкого населения села кампанию за немедленное снятие этого колокола и сдачу его в Рудметаллторг.
Вырученные деньги должны быть использованы на покупку новых сельхозорудий, в которых Излегоще испытывает острый недостаток.

НА ШТУРМ ПОПОВСКОГО „РОЖДЕСТВА".
Па проведение антирождественской кампании райсовет СПБ направляет в деревню 10 бригад безбожников, общей численностью до 80 человек.
От ячейки СПБ педтехникума выезжают 4 бригады в Сторожевое, Федоровку, Сторожевские Хутора и Бреславку.
От ячейки медтехпикума 2 бригады — в Студенки и Беляево.
От ячейки адмотдела 1 бригада — в Девицу.
От ячейки типографии 1 бригада — в Песковатку.
От ячейки сельхозтехникума 1 бригада — в Завальное.

Основная задача безбожных бригад — отвлечь крестьянское население от празднования поповского „рождества",— путем устройства массовых, групповых и индивидуальных бесед. докладов, вечеров чудес, постановки пьес и безбожных инсценировок.
Попутно бригады будут проверять работу местных ячеек СВБ и давать им руководящие указания для дальнейшей работы.
Бригада городских комсомольцев и пионеров-безбожников организует лыжную вылазку в села Новоуглянское, Девицу, Завальное.
Основная задача лыжной вылазки — распространение среди крестьян безбожной литературы, вербовка новых подписчиков на антирелигиозные издания,  местах групп Союза воинствующих безбожников.

"ЛГАТЬ БОЛЬШЕ НЕ МОГУ"
(Письмо в редакцию).
Прослужив 24 года в должности псаломщика и 11 лет в сане викарного диакона, я в последнее время своей духовной службы (за годы революции) под влиянием антирелигиозной литературы и на основании личных вдумчивых наблюдений над жизнью и работой церковников убедился в том, что религия представляет из себя чистейшую ложь, направленную к одурачиванию и наглой эк-солоатации трудящихся.
Считая для себя позорным оставаться в рядах врагов пролетарской революции, я с 1924 годя, 7 лет тому назад, бросил свою духовную службу, порвал всякую связь с религией и церковью.
Сейчас официально заявляю о снятии своего сана и даю обещание весь остаток своей жизни (мне сейчас 64 года) отдать на служение интересам трудящихся и пролетарской революция.

Бывший псаломщик в сине викарного диакона Усманского софийского женского монастыря Василий Иванович Спасский.

"КОЛДУНЬЯ" И ПОПОВСКИЙ СЫНОК ЗАСЕЛИ В КОЛХОЗЕ.
В Грачевский колхоз им. Ленина пролезли чужые люди попадья Богословская и поповский сынок — Богословский.
Богословская ряд лет занималась „колдовством", отчитывала бесноватых, выгоняла бесов и т. д. Слава о ней распространилась на несколько верст кругом. За работу она брала, чем попало. И долго дурачила народ. В голодный год она отбирала у бедняков за лечение последний кусок хлеба.
Ее сын — Богословский И. Г. в империалистическую войну был произведен в офицеры. Затем во время гражданской войны был добровольцем в рядах белой армии. Оттуда как-то попал в Красную армию, потом в плен к Белой армии. Из плена вернулся живым и невредимым в свое село красным командиром. Здесь в селе, он развернул крупное хозяйство, занимаясь арендой земли, имел 3 сезонных работника. Попав в списки лишенцев, он с работниками расстался, оставив только несовершеннолетнюю девочку, которую „якобы“ взял к себе на воспитание. Эта девочка живет на положении батрачки.
Богословский до последнего времени имел просорушку. Вместе с матушкой он пролез в колхоз. Пристроил на работу и свою жену, дочь крупных усманских торговцев — ликвидаторшей. Богословский до сих пор живет в своем доме, часть которого он "уступил" правлению колхоза. Имея среднее образование, он совершенно ничем не помогает колхозу. Хитрый и ловкий он сумел вокруг себя объединить некоторых колхозников и создать себя авторитет. Пользуясь их поддержкой, он обделывает свои дела, мутит колхозников, травит и чернит сельских актвистов.
Пора, давно пора выкинуть и матушку и сынка из колхоза.    Грачевский.

БЕЗБОЖНАЯ РАБОТА НА ПОЛНОМ ХОДУ
Ячейка СВБ при Усманской школе ФЗУ насчитывает 87 членов — из них 38 комсомольцев, 9 рабочих и служащих.
Ячейка достаточно работоспособна.
При школе организован антирелигиозный кружок (из 67 человек), который регулярно проводит учебные занятия.
Безбожники школы ФЗУ принимали участие в хлебозаготовительной работе, организовали в Пригородном колхозе им. ОДВА ячейку безбожников из 13 чел., широко развернули работу по вербовке подписчиков на антире-лигиозные издания. На январь 1931 вы писано 127 экземпляров газеты "Безбожник".
Ячейка СВБ выработала широкий план массовой работы в антирождественские дни — в стенах школы и в Пригородном колхозе.
Будут поставлены доклады, пьесы, выпущен специальный антирождественский номер стенгазеты, в школе организован  „Уголок безбожника".

РАСТУТ РЯДЫ ЮНЫХ БЕЗБОЖНИКОВ

В Усманской 4 школе 1 ступени организована группа юных безбожников из 50 человек учащихся (17 мальчиков и 33 девочки).

Юные безбожники провели 5 бесед на антирелигиозные темы, оборудовали в  школе уголок безбожника, выпускают  стенную безбожную газету. Намечают  широко развернуть безбожную работу среди родителей и усилить работу по вербовке новых членов в ряды СВБ.
Юные безбожники школы поставили с задачей вовлечь на 100 процентов учащихся 3 и 4 группы в группу ЮБ.

НАУКОЙ УБЬЕМ ПОПОВСКУЮ СКАЗКУ О НЕБЕ

В Воронеже решено открыть планетарий, научное учреждение, дающее зрителям наглядное, научно-правильное представление о движении планет, в противовес поповским сказкам о небе, как о "постоянной резиденции бога".
По ЦЧО широко развернулась кампания по сбору средств на постройку этого планетария.
Ячейкой СВБ при типографии собрано 24 руб. Организован вызов товарищей на это дело — через стенгазету.
Ячейкой СВБ при столовой №1 собрано 7 рублей.
Сбор средств на постройку Воронежского планетария организован и проводится по всем ячейкам СВБ города и деревни.

УДАРНАЯ РАБОТА БЕЗБОЖНИКОВ НА СЕЛЕ

Ударные бригады студентов безбожников Усманского педтехникума провела на селе большую и успешную работу в период ответственных хозяйственно-политических кампаний.
Ими собрано 757 центнеров хлеба, организовано 3 красных обоза. Произведена подписка на заем крестьян —  за наличный расчет—на 250 рублей.
В селах проведено 5 общих собраний и 6 пленумов сельсоветов. Оформлено 4 инициативных группы в колхозы и создана одна новая.
Организовано в деревнях 2 ячейки СВБ, 1 ячейка ВЛКСМ, 1 ячейка МОПР и 1 ячейка ОСО.
Проведена большая антирелигиозная массовая работа (вечера вопросов и ответов, доклады со световыми картинами, вечера чудес).
Ударной бригадой безбожников Усманского райотдела за 10 дней собрано в селах 2820 руб. в погашение задолженности по разным видам платежей, вовлечено в колхоз 2 хозяйства, собрано 110 пудов хлеба.
Три члена ячейки СВБ при столовой №1 райпо участвовали в кампании по мобилизации средств среди крестьянского населения. Собрано 600 рублей.
В период ударных кампаний, бригадами городских безбожников собрано по селам свыше 5000 пудов хлеба, вовлечено в колхозы 25 хозяйств.

БЕЗБОЖНУЮ ПЕЧАТЬ В МАССЫ!

Почтальоны и весь безбожный актив Усманской районной конторы связи объявили себя ударниками в работе по агитации подписчиков на антирелигиозные издания.

***
АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕХНИКУМ ОТКРЫЛСЯ

6 октября 1931 года  открылся первый в Воронежской области и второй в Советском союзе антирелигиозный техникум.
Во вступительном слове слове директор техникума товарищ Василевский указал на значение открывающегося техникума и призвал студентов к ударной учебе, а все организации района к практической помощи техникуму в его повседневной работе.
На торжество открытия техникума прибыл председатель облисполкома Союза воинствующих безбожников товарищ Зарин, представитель Воронежского вечернего антирелигиозного техникума товарищи Смирнова и Веселов, представитель Ивановского антирелигиозного техникума и др.
С докладом об очередных задачах антирелигиозников и приветствием от облсовета СВО выступил товарищ Зарин.
С приветствиями техникуму выступили секртарь райкома  Анненский, председатель райсовета СВБ товарищ Кошуба, представитель райкома ВЛКСМ Долин и другие.
По окончании приветствий был зачитан рапорт учащихся антирелигиозного техникума и оглашен текст договора, заключенного между Усманским антирелигиозным техникумом и Воронежским вечерним техникумом на социалистическое соревнование.
Вечер закончился организованным радио-студией концертом.
//Путь Ленина. - 1931.  - 10 октября.

19 ноября 1931 года на общем собрании членов Куриловского колхоза "Пятилетка" решено приспособить пустующее здание куриловской церкви  под ссыпку колхозного зерна.
В помещение церкви будет засыпано просо.
Путь Ленина.- 1931. - 1 декабря.

План проведения антирождественской кампании по Усманскому району на 1931 - 1932 годы
В 1931-32 годах антирелигиозная кампания проводится под лозунгом выполнения всех хозяйственно-политических задач на основе социалистического соревнования и ударничества, укрепления рядов Союза воинствующих безбожников нашего района и разоблачения классовой сущности религии. В антирождественскую кампанию проводятся следующие мероприятия:
I. В области укрепления рядов Союза воинствующих безбожников
1. Все партийно-комсомольские и профессиональные организации оживляют работу СВБ.
2. Каждая ячейка СВБ проводит переучет своих членов, ликвидирует полностью всю задолженность по взносам и усиливает сбор средств на подводную лодку.
3. В тех организациях, где нет ячейки СВБ, выделяются инициативные группы по вербовке в СВБ.
4. С 28 декабря проводятся широкие собрания рабочих и служащих в учреждениях и на предприятиях, на которых подводятся итоги участия безбожной организации в хозяйственно-политических кампаниях за 1931 год и представляются полные отчеты райсовету СВБ.
5. Каждая организация создает ударные бригады и посылает в свои подшефные села по организации ячеек СВБ и проведению антирождественской  кампании и закрепляет своё шефство над ними.
6. Каждая организация планирует планирует у себя  антирелигиозную учебу, организуя антирелигиозные тематические кружки.
7. Антирелигиозный и педагогический техникумы выделяют по пять бригад каждый по проведению агитмассовой работы, организации ячеев СВБ и налаживанию работы таковых.
Прикрепленные комсомльские ячейки к школам 1 ступени налаживают работу групп юных воинствующих безбожников и выделяют одного товарища для руководства антирелигиозными кружками.

ПОВЕРИЛИ БУМАГЕ.

В начале 30-х годов я учился в Усманском педтехникуме и был секретарем комсомольской организации 2 курса.
Однажды нас всех секретарей вызвал к себе секретарь райкома комсомола Ладик. У него в кабинете уже собрались члены Союза воинствующих безбожников (СВБ). Была такая организация в нашем районе наравне с ОСОАВИАХИМом. А весь третий этаж нашего здания занимал Антирелигиозный техникум, директором которого был Андрей Ильич Аксенов, а завуч Василии Иванович Нерода был и секретарем партийной ячейки.
И вот секретарь райкома Ладик повел нас всех к товарищу Гусеву в райком партии, где тот был заведующим агитпропом (отделом пропаганды и агитации). Гусев распределил нас по сельским Советам и сказал, что партия поручает нам ответственное дело: провести там собрания с целью закрытия церквей и снятия колоколов. После этого нас всех направили на инструктаж к председателю СВБ товарищу Митину, он был хром и ходил, опираясь на два костыля. Товарищ Митин сразу же приступил к делу: как надо проводить собрания".
Возьмите чистый лист бумаги, загните один верхний край и потом на оставшейся части листа собирайте подписи присутствующих, что они явились на собрание. Потом, когда отвернете верхнюю часть листа, напишите "Протокол собрания жителей такого-то села, на котором принято решение о закрытии церкви и снятии колоколов" и далее подписи всех присутствующих, якобы проголосовавших "за ...".
Меня направили в Хомутовский и Сторожевской сельские советы, где я и провел собрания и сделал все так, как учил товарищ Митин. Получалось, что сами жители собрались и решили на общем сходе закрыть церковь и снять колокола. Что и было сделано в Хомутовке и Сторожевом. Поняв обман, жители этих сел писали жалобу в Москву, откуда приезжала комиссия, но Митин показал ей мои "протоколы с личными подписями и комиссия поверила бумаге.
Иван СТЕПАНИЩЕВ, г. Мичуринск.