ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСО
...Отгремели грозы гражданской войны. Времена наступили тяжелые, страна обескровлена двумя непрерывными войнами, голод, неразбериха.
Укрылся обыватель за высокими тесовыми заборами, задвинул все засовы и ждал. Ждал, и пухла его голова от вопроса — "Что будет дальше?" Что значат слова "Мы старый мир разрушим до основанья..." и что будет "затем..."?
Пока обыватель думал и гадал, местный Совет рабоче-крестьянских и солдатских депутатов времени даром не терял. Он тоже думал и гадал, как осуществлять программные слова гимна. Конечно, надо было начать с храмов, но слишком еще была крепка вера в народе. И отложили "на потом". (Как показала история, до 1936-1937 гг.) Решили начать с малого.
Усмань. Вид на ярмарочную площадь
До войны Усмань была важным торговым центром. Усманские ярмарки и базары привлекали своим изобилием продуктов и леса покупателей не только своего уезда, но и губернии. Базар занимал в воскресные и ярмарочные дни огромную территорию. Вся площадь, где сейчас стоит общежитие школы-интерната, общежитие агроколледжа, бывшая химчистка, кинотеатр и два дома по обе стороны от кинотеатра, была завалена штабелями досок, теса, жердей и круглого леса. Вся эта территория была замощена булыжником. А там, где сейчас находится сквер перед музыкальной школой, и вся улица Вельяминова до самого Покровского кладбища, была заставлена возами с продуктами, гончарными изделиями, кадками, бочками и прочими товарами.
Вот эта площадь, а точнее, площадь лесного рынка и стала объектом пристального внимания тогдашних "отцов и благодетелей" города. И придумал Совет выкорчевать булыжник с площади и посеять там общественное просо. Сказано — сделано.
Решили устроить субботник и силами горожан удалить мостовую с участка площади, лежащего между сегодняшними улицами Ленина и Советской, общежитием педколледжа и хлебокомбинатом.
Дело было весной 1920 года. Утро предвещало погожий день. В лучах ласкового солнышка искрились молодые зеленые листочки деревьев, орошенные росой. На проезжей части улиц, густо заросших пожелтевшей прошлогодней муравой, пробивалась молодая зелень. От мокрых дощатых тротуаров поднимался легкий парок. Эти тротуары спасали горожан от невылазной грязи, но обладали коварным свойством — выбрасывать между щелей фонтанчики грязной воды, обдававшие ноги прохожих.
И над всей этой весенней идиллией плыл и переливался малиновый перезвон колоколов шести церквей. На общем фоне заметно выделялся басовитый "голос" пятисотпудового соборного колокола. Улицы города малолюдны, изредка прошмыгнет какая-нибудь бабка в допотопном салопе или прошагает представитель власти в длинной, видавшей виды кавалерийской шинели. Но около гимназии и реального училища стоят группки людей. Люди эти одеты в старенькие пальтишки и поношенные форменные шинельки департамента просвещения. В руках у них ломы и лопаты. Эго учительство города готовится к "великому почину".
Задумка осуществилась. Булыжник выкорчевали, землю кое-как вскопали и вспахали (бедные лошади!) и даже просо посеяли. На удивление всем, просо взошло и вполне успешно продвигалось в росте, но власти под бременем повседневных забот как-то забыли о нем. А вот жители близлежащих домов помнили, и стали выпускать своих коз пастись на просяном поле. Вскоре козы досрочно и качественно завершили уборку общественного проса. Так бесславно и завершился "великий почин" Усманского Совета. А жители города, увязая в густой черноземной грязи при переходе площади, долгие годы поминали организаторов недобрым словом.
Не вспомнил бы я эту историю, да помогли замечательные слова нашего экс-премьера Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Эту историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина или Ильфа и Петрова, я слышал от многих современников события и даже от одной непосредственной участницы субботника — учителя географии школы № 1 Баженовой.
РS. Небольшой участок булыжной мостовой все-таки пережил "замену на просо" — от пожарной части вниз к реке и стоявшему на ее берегу колодцу. Там разбирать мостовую было нельзя — пожарники вязли бы в непролазной грязи. Так "кусочек каменного прошлого" дожил и до наших дней.