Усманский

краеведческий портал

"Лапиадо" - это просто цирк какой-то...

Лапиадо - это знаменитая цирковая фамилия, династия которой насчитывает около 150 лет. Основоположником ее был великий артист, о котором упоминал в своих рассказах А. Куприн "Легче воздуха"- Александр Васильевич Лапиадо (настоящая фамилия Королев). Он был атлетом, борцом, дрессировщиком, деятелем цирка. А начинал как силовой акробат, затем выступал с сольным атлетическим номером.

Свои атлетические выступления Лапиадо строил весьма разнообразно, по нарастанию; демонстрировал трюки не только с гирями и штангами, но и с "живым весом". Стоя, например, в положении «мост», он держал на себе платформу, на которой располагался оркестр, исполняющий модную музыку. Коронным номером атлета был эффектный трюк с лошадьми. Артист вставал в центре манежа, надевал на предплечья кожаные постромки и так сплетал кисти рук, что две лошади, отчаянно погоняемые кучерами в разные стороны, не могли разорвать стального захвата.

Впоследствии Александр Васильевич перешел на дрессировку лошадей и верблюдов и в этом качестве выделялся изобретательностью и безукоризненной подготовкой животных. Он даже стал автором уникального пособия «Дрессировка лошадей и верблюдов».

В 1913 году в городе Усмани появился цирк со всеми его атрибутами и даже с конюшней. Цирк «Лапиадо» приехал на гастроли из Воронежа на все лето.

В наших местах апрель всегда бывал ярким, солнечным, теплым. В округе и в городе преобладал изумруд свежей зелени. Сады сплошь одевались в свой венчальный, пышный бело-розовый наряд. Чистый, прозрачный воздух наполнялся нежным ароматом весеннего цветения и запахом земли...
Для детворы и учащихся на ступала особая пора как бы какого-то обновления всех чувств, восприятий и здоровья. Учебный год в школах, училищах близился к завершению.

А тут цирк! Да где? На площади, против здания Высшего начального училища.

В классах идут последние уроки и подготовка к экзаменам. А от балагана цирка слышны ржание лошади, козлиное блеяние, стук молотков по железу и дереву, крики артистов, а иногда и скрипучая музыка старого органа. Идет подготовка к вечернему представлению.
Усманское начальное училище

Почти по-соседству с училищем находилось полицейское управление и квартира самого исправника. Последнему было удобным размещение цирка на виду и близко, а нигде-либо в отдалении. Народ собирался в цирк разный, да и на арене нужен был глаз постоянный, неусыпный, глаз верных полицейских служак. Мало ли что могли представлять циркачи противное вере, царю и отечеству! Нередко сам исправник сиживал в первом ряду на представлениях в мягком кресле.

Против размещения цирка запротестовали духовенство и купцы во главе с протоиереем и городским головой, но, видно, у них ничего не получилось. Цирк с весны и до осени развлекал жадную до зрелищ городскую и окрестную публику.

Следует рассказать о содержателе цирка. Лапиадо был человеком высокого роста с телом, которое состояло из огромных узлов и бугров непомерно мощных мышц. Лицо круглое, упитанное, пыщущее здоровьем. Голова выбрита до блеска кожи, а на верхней губе — черные усики с закрученными вверх кончиками.
Казалось, вся цирковая труппа жила сверхчеловеческой силой этого богатыря, она целиком была зависима от него, начиная от наездницы и кончая мальчишкой-акробатом.

Гвоздем всей программы, конечно, являлось выступление самого хозяина цирка. Этот номер тогда мне казался бесподобным. Под торжественную музыку на освещенную арену выходит человек во фраке и белых перчатках. Он громогласно объявляет: «Почтеннейшая публика! Перед вами выступит самый сильный человек в мире, прославленный чемпион, господин Лапиадо! Прошу соблюдать тишину. Внимание!».

Появляется чемпион в одних коротких, переливающихся серебром, штанишках. Через грудь, плечи, крест—накрест, перекинуты две широкие атласные ленты, усыпанные множеством медалей и всевозможных знаков отличия богатыря. Лапиадо степенно и торжественно раскланивается во все стороны, лишь слегка склоняя голову над своим могучим телом. Сбросив с себя парадные ленты с регалиями на руки подбежавшему привратнику, хватает тяжелые шары и гири, играет ими, как мячиками. Затем, взяв железный прут, лег1,ко и без усилий вяжет его в двойной узел. И уходит с арены под шум и аплодисменты.

Человек шесть дюжих молодцев из пожарной команды при форме с усилием втаскивают на арену платформу, прочно сбитую из толстых крепких досок. Выходит снова Лапиадо, спиной ложится на коврик, а пожарные нагружают на его вытянутые вверх, руки и ноги платформу, прилаживают к ней сходни.
Занавес раскрывается и по сходням на платформу въезжает зеленая пожарная бочка, в нее впряжена лошадь, управляемая пожарным.

Публика оцепенела, замерла. Шутка-ли! Человек ногами и руками держал груз не менее, чем пудов на шестьдесят (тонну). Конь изредка даже постукивал копытом по платформе.
Кто-то с галерки, не выдержав, крикнул: «Довольно!», Наконец, пожарный взял коня под уздцы, заставил его, пятясь, стащить бочку по сходням и скрыться за занавесом. Пожарные дружно, привычно взялись за платформу и освободили из-под нее человека.
Лопиадо поднялся с коврика легко и с торжествуюшей улыбкой. Цирк дрожал от сотен голосов, зрители аплодировали, топали и кричали от радости, что человек оказался живым и невредимым.

...Кончалось одно из последних представлений. На арене только что выступили наездник с лошадьми, козел с двумя дрессированными собачками... Вдруг, под общий хохот присутствующих появился клоун в коротком до предела пиджачишке и штанах, обутый в непомерно большие башмаки. Раскланялся, перевернулся несколько раз через голову. Крикнул, пронзительно свиснул. Сразу высыпала стая парнишек лет 12—13 со смешными, измалеванными рожами, в шутовских колпаках и в разноцветных, длинных до пят, хламидах. В руках у всех были бычьи пузыри. И тут-то, под гром барабана, с визгами, криками, взрывами, началась настоящая свалка и беготня. Мальчишки ловили клоуна, нещадно били его пузырями, которые лопались. Из глаз клоуна струями хлестала вода. Возня кончилась, когда клоун был опрокинут на две лопатки и побежден. Мальчишки, взяв его за руки и ноги, торжественно и под музыку унесли долой с арены.
На этом представление кончилось, а на другой день началось другое, но не в цирке, а в Высшем начальном училище...

Основанием этого скандала послужил свирепый циркуляр министерства образования «О поведении учащихся всех видов учебных заведений Российской империи». Он гласил так: «Учащимся категорически запрещается любое выступление в театрах, цирках и в любых других увеселительных заведениях. Нарушители этого правила решением педагогического совета учебного заведения подлежат исключению».

Первым забеспокоился исправник. Послав к инспектору Евгению Сергеевичу Дмитракову,  городового, который привел его в полицейское управление. С напускной улыбкой исправник спросил Дмитракова:
—- Ну, уважаемый Евгений Сергеевич, надеюсь вам-то известно выступление в цирке ваших учеников. Случай-то, понимаете, скверный, ой какой скверный! Как же вы проглядели и допустили? Будьте уверены, губернатор, если не от меня, то от других узнает об этом, а с ним, как знаете, шутки плохи. Одним словом, вы — руководитель училища, вам и придется решать, чтобы прекратить в городе всякие недостойные разговоры по этому поводу.

Разговор происходил в кабинете исправника Ясинского.
Инспектор глубоко задумался и, после длительной паузы, наконец заговорил:

— Да, конечно, все понимаю. Но позвольте мне, господин исправник, быть откровенным. Я — учитель. Мне судить учеников и отвечать за них. Думаю не следует мне навязывать предвзятые мнения и мнения невежественных людей. Я не считаю этих мальчишек виновными, а вину за их поступок готов делить хотя бы с вами.
Исправник сидел и слушал красный, как рак, от гнева и волнения.

В училище Евгений Сергеевич от исправника прибежал взбудораженный и злой. Дело было к вечеру. Его ожидали взволнованные учителя, узнавшие о вызове к исправнику.

...Идет педагогический совет. Дмитраков диктует «Педагогический совет постановил: учеников из училища не исключать, а ограничиться внушением им и их родителям!».
Так здравый смысл победил невежество.

Вторым решением педагогического Совета явилось постановление о поездке инспектора Е. С. Дмитракова в Тамбов на прием к губернатору для личного доклада по поводу происшествия, связанного с цирком.

В статье использованы материалы:
Цирк Лапиадо https://vk.com/lapiadocircus
ДМИТРАКОВ К. Цирк Лапиадо // Новая жизнь. - 1975. - 22 июля