Усманский

краеведческий портал

МСТИСЛАВ ЗОЛОТУХИН. Третья жертва русской авиации

17 августа (по старому стилю) 1911 года «Петербургская газета» рассказала о трагедии, разыгравшейся в небе над Ельцом

Журналист пишет, что в Ельце 15 августа погиб поручик (по другим документам – штабс-капитан) Золотухин. «Вечером в понедельник поручик Золотухин при первом полёте на «Блерио» упал, причём его придавило аэропланом. Ночью лётчик скончался», – сообщает «Петербургская газета».

Это была третья жертва зарождающейся русской авиации.
22 сентября 1910 года погиб один из первых русских авиаторов Лев Мациевич, а 10 июля 1911 года при перелёте из Петербурга в Москву разбился Константин Шиманский.
В Европе в это время погиб уже 71 лётчик.
Воздухоплавание в России только становилось на ноги, и, как всегда, были жертвы. Уездная газета «Елецкая жизнь» незадолго до прибытия авиатора Золотухина сообщала: «14 и 15 августа в нашем городе состоятся два воздушных полёта поручика Золотухина на двухместном моноплане «Блерио» с 70-сильным «Гномом». Полёты будут происходить на беговом ипподроме с шести часов вечера».

О том, что произойдёт трагедия, никто и подумать не мог.

Вольнодумец

Мстислав Максимович Золотухин родился в 1881 году в селе Московка Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Усманский район Липецкой области). По некоторым сведениям происходил он из крестьянской семьи. Сохранился редкий документ – обложка книги, скорее всего, Библии. На ней сделана надпись: «Дана сия книга ученику Отскоченского сельского училища Мстиславу Максимовичу Золотухину в награду за успехи к наукам и отличное поведение. 1 сентября 1892 года».

Село Отскочное ныне располагается в Добринском районе и тогда входило в состав Дмитриево-Дувской волости Усманского уезда. Каким образом одиннадцатилетний подросток попал в Отскочное, до сих пор остаётся загадкой. А перед этим Мстислав учился в Усманском начальном училище, но его исключили «за вольнодумство».

Судьба забросила его в далёкий сибирский Иркутск, где Золотухин окончил местное юнкерское училище. Иркутяне, кстати, считают его своим земляком. Об этом прямо пишет Михаил Денискин в своём исследовании «Иркутск крылатый: люди и самолёты войны». Краевед считает, что Мстислав Золотухин родился в 1871 году. 

Окончив с отличием Иркутское юнкерское училище, Мстислав Максимович поступает на службу в русскую армию. Атмосферу, царившую в тогдашнем офицерском круге, в своём произведении «Поединок» хорошо описал Александр Иванович Куприн. В Царицыне (ныне Волгоград) Золотухина привлекли даже к «суду чести» за то, что он отказался жениться на дочери местного богача-дворянина Шершнева. И эта история «женитьбы» сокрыта под мраком тайны.

Далее – Сибирь и Франция

Мстислав Максимович покидает Царицын и перебирается в глушь – в Сибирь. Здесь он начинает заниматься изу­чением иностранных языков. С помощью репетиторов, самоучителей овладевает английским, французским. И… японским. Страна восходящего солнца была совсем рядом. А через несколько месяцев вспыхнет русско-японская война. Каким-то образом Золотухин знакомится с «политическими» – в стране началась первая русская революция. Его отправляют в отставку в чине поручика. Неблагонадёжность.

В поисках лучшей доли он вновь прибывает в Царицын, где знакомится с крупнейшим рыботорговцем Ворониным. Последний владел рыбоконсервным заводом, Мстислав Максимович устроился на предприятие инженером. Однажды Золотухин увидел парящий аэроплан, и его мечтой стало небо. Узнав об этом, рыбный олигарх решил стать своего рода спонсором. Золотухин едет во Францию, где лётному делу обучались многие русские. Но неудачи преследовали отставного офицера. Аэроплан разбился, Золотухин чудом спасся. 

Диплом авиатора

Его ждёт Россия. Мстислав Максимович поступает в Севастопольскую авиа­школу, но, увы, здесь его поджидала очередная неудача. Ему почему-то не «везло» летать на «Блерио». Катастрофа!
Но Мстислав Максимович проявил невероятную настойчивость. Он поступает в Гатчину, где оканчивает школу «Гамаюн». Экзамены на звание пилота он сдал 22 августа 1911 года. Согласно истории авиации, Золотухин – одиннадцатый авиатор России, получивший диплом лётчика.

Надо было «отрабатывать» деньги. По контракту Золотухин совершает показательные полёты в небе Царицына, Одессы, Севастополя. После этого его ждали в уездном Ельце, куда он прибыл вместе с женой и механиком Лебедевым.

Тревожное небо Ельца

17 августа 1911 года дул сильный ветер. Накануне на город обрушился шквальный дождь. Двухместный «Блерио» с огромными крыльями чем-то напоминал мокрую курицу. Лететь в такую погоду – рискованное дело. Но представитель Воронина требовал, ибо все билеты были раскуплены, на ипподроме в первых рядах сидели елецкие купцы-толстосумы, «отцы» города.

Мстислав Максимович решился на полёт. Среди горожан даже нашлись смельчаки, готовые подняться в небо с Золотухиным. Но авиатор категорически отказался взять с собой в полёт пассажира, а для балансировки двухместного аэроплана приказал Лебедеву подвязать гирю. Золотухин сел в самолёт, затарахтел мотор. Аппарат заскользил по сырой траве и затем медленно поднялся в небо.

Встречный ветер рвал брезент крыльев, а лётчик потихоньку набирал высоту. Аэроплан летел по прямой. Внизу буйствовала толпа, рукоплескала отважному авиатору. Неожиданно затарахтел мотор и заглох. Ипподром ахнул. Золотухин предпринял попытку положить аппарат на правое крыло, сделав при этом поворот, и приземлиться. Но мотор молчал. Аппарат стал падать. В истерике забилась жена лётчика. Самолёт рухнул на поле ипподрома, придавив авиатора. Толпа, сломав ограждение ипподрома, окружила упавший аэроплан.

Обломки аппарата после катастрофы

Смерть

Смерть Мстислава Максимовича потрясла ельчан. 19 августа уездная газета «Елецкая жизнь» напечатала стихотворение «На смерть авиатора Золотухина»:

…Ещё один из стаи смелых
Погиб…Собрались торгаши.
Волна суждений скороспелых,
Учтены цель и барыши… 

Похороны погибшего в Ельце авиатора 

В гибели Золотухина пресса обвинила Воронина, который испортил мотор аэроплана. Рыбопромышленник не остался в накладе, застраховав крылатую машину на сумму в десять тысяч рублей. А похоронили отважного авиатора в Ельце на Казанском кладбище. Священник Вознесенского собора Виктор Архангельский сделал соответствующую запись в метрической книге о смерти лётчика. А журнал «Искра» в № 34 (воскресение,4 сентября по старому стилю) 1911 года поместил фотографии нашего земляка. Был там и снимок с похорон Золотухина. Хорошо знавший Мстислава Максимовича российский авиатор Борис Илиодорович Россинский вспоминал позднее: «Золотухин говорил мне, что хочет показать полёты своим землякам-ельчанам. Вскоре стало известно, что на его полёты собрался весь город, но зрителям пришлось видеть только взлёт самолета и гибель авиатора. Я совершал полёты в Ельце 25 и 27 мая 1912 года. Конечно, народ, переживший трагическую гибель своего земляка, был настроен мрачно, некоторые заранее предсказывали мне смерть, что, разумеется, заставляло меня нервничать. Но я летал удачно… Прошло семь лет, и мне снова довелось летать над Ельцом – в поисках конницы Мамонтова (рейд белоказачьего корпуса Мамонтова по тылам Красной Армии, август-сентябрь 1919-го года). Вылетая из Богородицка, я очень волновался, приближаясь к Ельцу. Мне вспомнились былые времена зарождения авиации, когда даже минутные полёты волновали, удивляли народ. Мне вспомнился герой Золотухин, отдавший свою молодую жизнь при покорении воздушной стихии, и много таких же героев. Это они прокладывали первую дорогу героям космоса. Слава им, смельчакам!».

В ТЕМУ

Первые рекорды русских авиаторов

Начало XX века связывают с развитием авиации в России. В 1908 году в Петербурге создан Всероссийский аэроклуб с отделениями на Дальнем Востоке, в Иркутске, Оренбурге и Нижнем Новгороде. 

А уже в 1910 году на международной авиационной неделе в Петербурге Николай Ефграфович Попов установил мировые рекорды продолжительности (2 часа 04 минуты) и высоты (600 метров) полётов.

В 1911 состоялся знаменитый перелёт из Петербурга в Москву.

Удачным этот проект назвать трудно. Авиатор Александр Алексеевич Васильев стал единственным из двенадцати лётчиков, успешно завершившим первый в истории авиации России перелёт. Константин Шиманский погиб.

До 1914 года русские лётчики установили 10 мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полётов.

К 1913 году создали «Русский Витязь» – первый в мире четырёхмоторный самолёт. 2 августа 1913 года установили мировой рекорд продолжительности полёта – 1 час 54 минуты. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст. Позже, в результате доработки появился «Илья Муромец», ставший первым в мире пассажирским самолётом.

Виктор ЕЛИСЕЕВ, краевед // Итоги недели 18.11.2019