Усманский

краеведческий портал

МСТИСЛАВ ЗОЛОТУХИН. Трагедия авиатора Золотухина

«14 и 15 августа в нашем городе состоятся два воздушных полета поручика Золотухина на двухместном  моноплане «Блерио». Полеты будут происходить на беговом ипподроме с шести часов вечера». Короткая заметка в газете «Елецкая жизнь» вызвала в тихом купеческом городке ажиотаж. Настоящий самолет уже сам по себе был в 1911 году для большинства ельчан невиданным чудом техника зрелищем. Да еще и за штурвал крылатого агрегата должен был сесть их земляк. Неудивительно, что билеты на премьерное воздушное шоу раскупили задолго до его начала.
Избрал для себя карьеру военного, дослужившись до звания поручика. Полет аэроплана  пехотный офицер впервые увидел в Харькове и загорелся идеей научиться управлять им. Золотухину удалось поступить в школу пилотов Севастопольского аэроклуба. Но обучение там давалось ему туго. Мстислав Максимович перебирается в Гатчину. Здесь в школе Первого Российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» в начале прошлого века учились летать легендарные русские авиаторы. Первый дипломированный летчик Ефимов, автор знаменитой мертвой петли Нестеров, первая в России женщина-пилот Зверева. 22 августа (9-го по старому стилю) 1911 года экзамен на звание пилота сдал и Золотухин.

Уже через пять дней ему предстояла продемонстрировать свое мастерство в  Ельце перед тысячами горожан и своей матерью.
Та, почувствовала грозящую беду. В ночь назначенного для полетов дня самый близкий Золотухину человек просил его отменить выступление. С утра небо заволокло тучами, пошел мелкий дождь. К вечеру подул еще и порывистый ветер.

Потратившуюся на билеты публику плохая погода ничуть не смутила. Не собирались возвращать вырученные за разрекламированное зрелище деньги и его организаторы. Механик Лебедев заканчивал последние приготовления «Блерио-XI» к полету. Французский аэроплан считался в те годы самой надежным летательным аппаратом, самолетом-рекордсменом. Именно на «Блерио» этой модели его конструктор лично совершил первый в истории перелет через Ла-Манш.

Золотухин легко оторвался от земли, почувствовав, как натянулась от  сильного ветра промокшая за день под дождем парусина крыльев моноплана. Под восторженные крики зрителей пилот начал набирать высоту. Далее, по всей видимости, самолет Золотухина попал в воздушную яму. При попытке летчика сделать разворот и приземлиться «мотор «Блерио» заглох. Первым все понял механик Лебедев и от ужаса закрыл лицо руками...

Через мгновение аэроплан камнем рухнул вниз. Сломав ограду ипподрома толпа бросилась к месту падения. Золотухин лежал лицом вниз и не дышал. Часы на руке первого липецкого летчика продолжали идти, отсчитывая время с момента  первой воздушной трагедии в истории Липецкого края… 

Трагедия в Ельце не осталось не замеченной и в столице. О ней сообщили многие популярные в то время газеты и журналы. А редакция «Елецкой жизни» откликнулась на смерть земляка стихотворным некрологом, в котором были следующие строки:

«… Еще один из стаи смелых

Погиб… Собрались торгаши,

Волна суждений скороспелых,

Учтены цель и барыши».

Ельчан же гибель Золотухина повергла в шок. Организованное в следующем году подобное авиашоу собрало гораздо меньшее число зрителей.

Трагедия авиатора Золотухина — LipetskMedia