Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В одном из писем Борис Петрович Княжинский просил Бориса Ивановича Борзунова: «... Вам приходится бывать в Липецке, посмотрите там, если не найдете в Усмани, «Ленинское знамя» за 23 августа 1959 года, в ней очерк В.Ширяева «Один из первых» (пилот в России, уроженец города Усмани с портретом).
Думаю, что речь идет о К.И.Лазареве, которого я знавал еще в девятисотые годы. Дом Лазарева был по улице Карла Маркса через дом от аптеки, напротив городского сада. В последнее время там жила Екатерина Ивановна Лазарева, медсестра, работавшая при мне».
В одну из поездок я побывал в редакции, теперь уже «Липецкой газеты», в редакционном архиве мне нашли газету «Ленинское знамя» от 23 августа 1959 года.
Но каково было мое удивление, когда я прочитал очерк В.Ширяева, в котором речь шла... о Мстиславе Золотухине.
А кто же тогда К.И.Лазарев, о котором упоминает краевед Б.П.Княжинский? Быть может, кто-то из усманцев старшего поколения поможет разгадать эту загадку. А пока публикуем вышеупомянутый очерк В.Ширяева.
По Ельцу разнесся слух о том, что поручик Мстислав Золотухин в воскресенье собирается произвести публичный полет на аэроплане иностранной фирмы «Блерио». И вот в этот день чуть ли не все ельчане отправились за город.
Их любопытство было удовлетворено. В 12 часов дня аэроплан поднялся в воздух. Но через 15 минут он стал крениться и вскоре упал. Пилот погиб. Это было 15 августа 1911 года.
Позднее стало известно, что катастрофа произошла по вине владельца аэроплана, царицынского рыбопромышленника Воронина.
Жизнь Золотухина была застрахована Ворониным в иностранном банке на 10000 рублей. Воронин нарочно испортил перед вылетом мотор машины. По всей стране прокатилась тогда волна возмущения, но подлость промышленника осталась безнаказанной.
Мстислав Золотухин родился в семье крестьянина села Московка Усманского уезда. Начав учиться в Усманском начальном училище, он так и не смог его закончить - был исключен из третьего класса «за вольнодумство».
Юноша был любознательным, он много читал. Весь чердак его дома был завален макетами птичьих крыльев, моделями разных машин. По совету сельского учителя он поступил в юнкерское училище и окончил его с отличием.
В Царицыне Золотухина судили офицерским судом чести за отказ жениться на дочери местного дворянина Шершнева. Обстановка сплошных пьянок, разврата и дикого разгула, царившая в офицерских кругах Царицына, заставила Мстислава уехать в Сибирь, где он занялся изучением иностранных языков. За короткое время он в совершенстве овладел английским, французским и японским языками.
В годы первой русской революции он был уволен из армии в запас за то, что выступил в защиту политических ссыльных.
Судьба кинула Золотухина в цепкие лапы царицынского рыбопромышленника Воронина, у которого он долго работал инженером на консервном заводе. Извлекая выгоду из сообразительности и изобретательности своего инженера, Воронин прощал ему даже связь с революционно настроенными рабочими и не раз брал его на поруки у царицынской охранки. Связь Мстислава с рабочими становилась все более близкой.
В то время в России появились первые самолеты - удобная и выгодная коммерция для антрепренеров. В стране тогда было 11 пилотов и среди них Мстислав Золотухин. Он совершил публичные полеты в Царицыне, Одессе, Севастополе. Перелет Севастополь-Елец был последним в его жизни.
Гибель М.Золотухина - последняя выгода, полученная Ворониным от талантливого, самоотверженного пилота.
Трагедия в Ельце не осталось не замеченной и в столице. О ней сообщили многие популярные в то время газеты и журналы. А редакция «Елецкой жизни» откликнулась на смерть земляка стихотворным некрологом, в котором были следующие строки:
«… Еще один из стаи смелых
Погиб… Собрались торгаши,
Волна суждений скороспелых,
Учтены цель и барыши».
Ельчан же гибель Золотухина повергла в шок. Организованное в следующем году подобное авиашоу собрало гораздо меньшее число зрителей.
- Публика была настроена мрачно, - вспоминал, спустя многие годы, участвовавший в нем прославленный летчик Борис Россинский. – Многие ельчане заранее предсказывали мне смерть, заставляло меня изрядно понервничать. Но я летал удачно…
В. ШИРЯЕВ.
// НЖ-2003-11-13-137