Усманский

краеведческий портал

Легенды о разбойнике Кудеяре и его сокровищах

Легенды о сокровищах Кудеяра спрятанные в с.Беляево Усманского района 

СТОРОЖИ КЛАД, КОНЬ МОЙ

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу...

Н.А.Некрасов

***
Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:
 «А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…
Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались».

Кудеяр на стилизованном под лубок рисунке А. Ножкина

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. 
В качестве главаря шайки разбойников, Кудеяр организовывал и участвовал в грабежах богатых обозов на дороге, ведущей из Московии в Золотую орду. Происходило это во времена Ивана Грозного. Скрытые удачливым разбойном награбленные сокровища, до сих пор ищут в Тульской, Саратовской, Воронежской губерниях, а также под Киевом, на Брянщине.

Где сокровища разбойника Кудеяра?

Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.

На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде — оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.

Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.

В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем.

Жаркий день. На высоком холме у села Долгое Данковского района палящее солнце полностью перекрасило траву в соломенный цвет. Поэтому еще издали заметен необычный предмет, выделяющийся в этом однотонном пространстве, - огромный валун причудливой формы. Если приблизилитьмся к странному камню, раздвинув сухую траву и приложив ладонь к валуну -  почувствовуешь, что камень совсем холодный.


Если немного отойти от серого изваяния, становится заметным сходство валуна с каким-то животным. Воображение рисует доисторического ящера, присевшего на задние лапы.
Или нет, скорее коня.
Вспоминается  удивительная легенда...
Когда-то давно лютовал в этих краях неуловимый разбойник Кудеяр, известный на всю царскую Россию. На высоком холме, именуемом Черным Яром, находилась Кудеярова крепость.
Много крови пролил злодей, грабя караваны купцов, шедших вниз по Дону.
Сколько раз пытались поймать разбойничью шайку, столько раз атаман ускользал от преследователей. Поговаривали о том, что ему помогала колдовская сила. Но устали донские казаки от нескончаемых набегов и ополчились против Кудеяра. В первую очередь разгромили ставки его соратников - Волдыря и Анны.
А потом наконец добрались до пристанища самого атамана.

Со всех сторон обложили крепость хворостом и подожгли ее.
Видно, почувствовал разбойник неминуемое поражение, потому как закопал свои несметные сокровища, а на то место поставил верного коня. Чтобы никто не смог добраться до клада, Кудеяр обратил коня в камень. Крепость сгорела, а на Черном Яру остался верный атаманов страж, который и по сей день находится на том же самом месте. В пламени огня окаменевший конь странным образом приобрел синеватый оттенок. За это местные жители назвали его Синь-камнем.

Легенды легендами, однако до сих пор в здешних краях живы рассказы о Кудеяре и его помощниках. Так, лес на берегу Дона ниже города Данкова называется Аниным лесом, в воспоминание о проделках разбойницы Анны. А еще говорят, что валун, лежащий на горе, во время дождя немного синеет.

ЕДЕТ КАРЕТА С ЗОЛОТОМ

Странное все же дело, но ни один ученый-историк не может сказать наверняка, существовал ли Кудеяр на самом деле. Ведь в летописях не сохранилось достоверных сведений о нем. Но в то же время во многих областях России есть места, так или иначе связанные с именем разбойного атамана: от Днепра до Волги рассеяны многочисленные Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища. А, как гласят местные легенды, под землей в них таятся несметные сокровища.

Наши края не менее богаты на истории подобного рода. Так, например, в дебрях Усманского бора, по мнению некоторых искателей приключений, близ села Беляево расположено Кудеярово городище. Оно окружено высоким валом со следами от ворот и окопано широким рвом. В середине XIX века одной из крестьянок соседнего села Студенки посчастливилось найти там старинный золотой перстень. С той поры каждую весну в Усманский бор устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестностей, которые изрыли лес ямами и траншеями.

По другим преданиям, Кудеяров стан спрятан в том же Усманском бору неподалеку от Каверинского кордона по обоим берегам лесного ручья Городянки.
Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом.
Когда-то, в 1840-х годах, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень. С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, они изрыли лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь — но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.
Кстати, археологи обнаружили в том районе остатки древнего скифского поселения. Недалеко от Кудеяровой крепости раскинулось лесное озеро Чистое. Вроде бы рядом с водоемом лихие люди выкопали глубокие погреба и землянки, соединив их с крепостью подземными ходами. Возможно, в лесных дебрях до сих пор укрыто награбленное богатство. Поговаривают, что среди спрятанных в Усманском бору Кудеяровых сокровищ была целая карета, доверху груженная золотом и драгоценными камнями.
Уходя с Подонья, банда, как водилось в те давние времена, клад заколдовала, и с той поры, несмотря на многочисленные попытки авантюристов, он так никому и не дался в руки.
А в старину сокровища искали с размахом, да еще каким!
В XIX веке один воронежский купец, решив, что богатства находятся на дне озера Чистое, нанял работников из окрестных крестьян и затеял спустить водоем в ближайший ручей. В итоге разорился. Ходили разговоры о будто бы обнаруженном в лесу сундуке, который «ушел в землю». И вроде бы изредка попадались разные старинные монеты, но главные сокровища Кудеяра так до сих пор и не найдены.

КТО ЖИВ ДО МОСКВЫ?

Как писал в своем издании 1858 года «История, этнография и статистика Елецкого уезда» наш земляк, видный культурный деятель XIX века Михаил Стахович, «Кто Рогатое и Становое (села) проехал, тот жив до Москвы». В Елецком районе есть село с таким, но слегка измененным временем названием - Рогатово.
Расположено оно недалеко от трассы М4, как раз тянущейся до столицы. В прошлом, как пишет Стахович, здесь на проезжающих наводили страх разбойники вроде Кудеяра, грабившие на елецком тракте богатых путников.

С именем Кудеяра в Липецком крае связывают и происхождение деревни Кудияровка Измалковского района. Вероятно, не случайно и название маленькой деревеньки Красный Кудояр в северной части Усманского района.

К счастью, время лесных «кудеяров» прошло, оставив нам многочисленные легенды и предания. Однако мы с любопытством воспринимаем мифические истории, в которых временами проскальзывают упоминания о городах и населенных пунктах, существующих по сей день. И это действительно замечательно, ведь если такие места находятся совсем близко, то интерес к легендам, а вместе с ними и к своему родному краю возрастает...

***
Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения.
Сначала об имени Кудеяр. Считается, что оно тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» - «бог» и «яр» - «любимый», то есть «возлюбленный богом». Может показаться неожиданным, но пять веков назад имя Кудеяр на Руси было довольно распространенным. Самая известная из версий о происхождении Кудеяра гласит, что он - старший брат самого Ивана Грозного!

Известный писатель и историк второй половины ХIХ века Н.И.Костомаров написал увлекательный роман «Кудеяр», в котором воскресил легенду, бытующую много веков, но никакими фактами не подтверждаемую о том, что Кудеяр - старший брат Ивана Грозного.
Первая жена царя Василия - Соломея была насильственно отправлена в монастырь из-за неспособности родить наследника трона, несмотря на ее заверения, что она ждет ребенка. Царь был увлечен молодой Еленой Глинской, женился на ней и вскоре родился сын - будущий Иван Грозный.
Из монастыря же ползли слухи, что Соломея родила мертвого красавца-мальчика. Молва разносила и подробности - рожден де был живой ребенок, нарекли его Юрием и скрыли, а хоронили красиво разукрашенную куклу... Иван мужал, людям жилось при нем не сладко, и рассказы о Юрии, вынужденным стать Кудеяром-Разбойником, жили в народе как мечта о добром царе, который должен бы царствовать по старшенству.

 Прекрасно зная исторические источники, а так же предания крестьян южных губерний, запорожских казаков, волжских рыбаков Н.И.Костомаров создал образ сильного яркого несчастного богатыря, действовавшего в ХVI веке и в Крыму, и на Украине, и в Поволжье. В его книге 1882 года издания в примечаниях на странице 433 есть такие строки: «Проходят годы, десятилетия, столетия... а имя Кудеяра не истребилось в народной памяти. Во всей нашей средней России, в украинских городах старого времени, в прежней земле Северской, на берегах Оки, Десны, Ипути, Жиздры, Угры, Упы, Дона, Мечи, Быстрой Сосны и в древней Рязанской земле - везде известно имя Кудеяра... Где только есть овраг со следами землянок какого-то неизвестного обиталища - там, говорят, жил Кудеяр-разбойник... Где дикая заросль, где жилище волков, человеку становится поневоле жутко, где человека как будто сзади хватает - там Кудеяр. Этот Кудеяр что-то бродячее, страшное и тайное, ни живое, ни мертвое, что-то такое, чего и объяснить нельзя».

Примечательно, что перечисленные Костомаровым места, совпадают с местами былых поселений славянских племен вятичей, северян, радимичей во времена их расцвета, IХ-ХII веках, когда было что прятать в клады. И очень хорошо сказано у Костомарова о том таинственном, что нас порой преследует, не являясь ни живым, ни мертвым - это же наша память, хранимая землей в развалинах, былых дорогах, остатках крепостных валов.

***

У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.

***
Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.
Он был баскаком — ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков — изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.

Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.

Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.

О последних годах жизни Кудеяра ходят разные слухи. По одним, он провел их в одном из монастырей на территории Украины. По другим, он превратился в нищего и отправился на поиски своих 18 кладов. Грозный атаман разбойников странствовал под разными именами, но чаще всего, представлялся под именем Георгия. Многие тогда говорили, что часто видели, как в любую погоду по болотам, лесам, городам бродил старый оборванец, спрашивая у всех встречных о том, где находятся воруй-городки. Только некоторые из людей узнавали в нищем бывшего лихого атамана Кудеяра.

Археологические исследования советских ученых помогают снять налет сказочности в рассказах о кладах Кудияра.

Достаточно взглянуть на фрагмент карты, приводимой в книге Т.Н.Никольской «Земля вятичей» (Москва. «Наука», 1981), как становится ясным, что народная память сохранила лишь малую крупицу огромного количества городов, сел, крепостей, переживавших расцвет во времена язычников - вятичей. Владея Окским путем, по которому в IХ-ХII веках осуществлялась связь восточных стран с западными, вятичи были богатейшим племенным союзом. Киевским князьям пришлось совершать поход за походом, чтобы возложить на них дань и сделать покорными, и потребовалось для этого почти три века. Огромное количество кладов с арабскими монетами VIII-ХI веков фиксируют былой путь через земли вятичей. 

  В сводках историков В. Л. Янина «Денежно-весовые системы русского средневековья» (М., 1956) и А.Л.Монгайт   «Рязанская земля» (1961) даны карты с указанием обнаруженных кладов.

   Киевский летописец ХII века так убедительно нарисовал «звериные» нравы славян-язычников, что они нам со школьной скамьи представляются полудикими жителями лесных чащоб. Особенно убийственное описание дано непокорным вятичам. Но вот, уже в наше время, археологами проведены раскопки, и высокая культура славян-язычников предстает перед каждым, кто начнет читать или хотя бы рассматривать картинки сводок академика Б.А.Рыбакова. Великолепные изделия ремесленников тех далеких времен, когда появились Кудеяры, можно увидеть на цветных вкладках книги историка В.В.Седова «Восточные славяне в VI-ХIII вв» (Москва, 1982). 

На фотографиях даны лишь некоторые изделия мастеров той поры, которые наглядно демонстрируют, что в ту пору проблема сохранения богатств каждой семьи, рода, племени была задачей весьма сложной.

   Если попробовать грубо схематично поместить на карту внемасштабными знаками места, где чаще встречались воспоминания о Кудеяровых деяниях, то получается странное совпадение. Кудеяры словно специально зарывали свои клады поблизости от места ледникового щита, покинувшего Русскую равнину 10-12 тысячелетий тому назад. Разумеется, о покровном оледенении они не имели ни малейшего представления. Да и ученые лишь в прошлом веке начали всерьез обсуждать эти природные явления.

   Примечательной особенностью окраинных ледниковых зон является формирование особого рельефа, отражающего сток огромного количества талых ледниковых вод. Ополья и полесья являются обязательными элементами этих мест. По полесьям, приуроченным к понижениям осуществлялся быстрый сток с отложением песчаных толщ. Частично эти участки испытали последующее опускание, и в результате предстали перед нашими предками непроходимыми болотами, чередующимися с озерами и реками, блуждающими среди этих лабиринтов озер и топей. 

 И сейчас эти полесья выделяются повышенной увлажненностью и
залесенностью. В соседствующих с опольями полесьях, где относительные высоты были выше, ледниковые воды стекали медленнее, и откладывались здесь преимущественно глинистые частицы. Некоторые из ополий испытали последующие поднятия. Почвы здесь формировались более богатые под широколиственными лесами, выделявшимися среди елово-сосновых и березовых лесов заболоченных соседних мест.

   Земледельцы ополий более тысячелетия тому назад были втянуты в княжеские усобицы рюриковичей, здесь феодализм диктовал свои условия ранее, чем в соседних местах, и здесь первые пахари - оратаи стали христианами - крестьянами. А язычники могли еще многие века скрываться в полесьях и даже в прошлом веке они надежно скрывали всех, находившихся вне закона, т.е. недавних разбойников-кудияров, которыми становились беглые крепостные. 

   В наше время слово «полесья» стало широко известным благодаря широкому партизанскому движению против фашистких захватчиков.

   Клады язычников, охранявшиеся тысячелетие назад настоящими кудеярами, обновлялись, использовались разбойниками в последующие века. Но видимо, в народе сохранялось воспоминание о былых хозяевах кладов. И каждый уважающий себя разбойник присвоивал себе имя «Кудеяр».
Центр вятичей-язычников находился в Дедославле, как справедливо полагает академик Б.А.Рыбаков в книге «Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв» (Москва, 1982), невдалеке от Тулы, где реки Упа, Шат, верховья Дона находятся вблизи. И в этом же месте находится и своеобразный «центр» воспоминаний о Кудеяре.

   И поэтому присутствие таинственного вездесущего Кудеяра, о котором так поэтично писалось в прошлом веке для полосы от Карпат до Приволжской возвышенности, вблизи полесий, теперь благодаря обширнейшим археологическим исследованиям советского периода, представляется вполне реальными следствиями деятельности наших предков славян-язычников.

 Иван Климов// Итоги недели. -  2011. - № 21

О КЛАДАХ, ОТКРЫВАВШИХСЯ ИМЕНЕМ КУДЕЯРА Валерия Ильинична Турманина 
https://vk.com/wall-74515021_49386?ysclid=lty8bz49td482076860