Музыкант, дирижёр, композитор, ученик великого М. И. Глинки
Родился всемье Николая Борисовича Голицына (1823 – 1872), виртуозно игравшего на виолончели музыканта-любителя, близко знакомого с Бетховеном, который посвятил ему некоторые из своих квартетов и Елены Александровны (урожденной светлейшей княжны Салтыковой (1802-1828).
Праправнук генерал-фельдмаршала князя М.М.Голицына, правнук генерал-фельдмаршала светлейшего князя Н.И.Салтыкова, двоюродный племянник декабриста князя С.П.Трубецкого, брат генеалога князя Н.Н.Голицына, дядя сейсмолога князя Б.Б.Голицына.
В 1841 году Юрий Голицын окончил Пажеский корпус. Получив чин коллежского регистратора, он поступил в канцелярию харьковского, полтавского и черниговского генерал-губернатора князя Долгорукова.
В Харькове он познакомился с Екатериной Николаевной Бахметьевой, которая стала его женой, потом состоял почетным смотрителем училищ в Богодухове, а в 1845 году князя Ю. Н. Голицына причислили к Министерству внутренних дел и за выслугу лет произвели в губернские секретари.
Голицын пристрастился к музыке с самого раннего возраста, в особенности он увлекался вокальной музыкой. Большое влияние на него оказал Гаврила Яковлевич Ломакин, знаменитый руководитель хоровой капеллы графа Шереметева, созданной из крепостных еще в XVIII веке и существовавшей сто лет.
Во время учебы в Петербурге Юрий Голицын часто имел возможность бывать на концертах.
Именно тогда зародилась у него мечта создать свой хор, и, поселившись с молодой женой в своем имении Салтыки Тамбовской губернии, князь принялся собирать и учить музыке одаренных крестьян.
В 1846 году Юрий Голицын был избран в посредники полюбовного размежевания, а в 1849 году – предводителем дворянства Усманского уезда Тамбовской губернии, одновременно с 1851 года он занимал должность Тамбовского губернского предводителя дворянства.
В 1842 году князь Юрий Николаевич Голицин собрал хор из полутора сотен крепостных крестьянок Усманского уезда.
Голицин отбирал самых талантливых певиц.
В 1901 году «Козловская газета» поместила в двух своих номерах заметку о князе Голицыне под названием «Артист-барин»[1], в которой сообщалось: "Певчих в княжеской капелле насчитывалось до 150 человек. Набирались они исключительно из собственных крепостных, голоса которых испытывались не под скрипку или какой-нибудь инструмент, а на конюшне, под розги конюхов… Испытуемый, конечно, кричал во все легкие, во весь диапазон голосовых связок, по густоте и звонкости которого князь, сидевший на террасе за чашкой кофе или чая и судил о пригодности и талантах будущего певца. Бывали, разумеется, случаи и забраковок, за полною безголосностью сеченых. Хорошо ли жилось певчим у князя, который так старательно и с таким умением подбирал состав своей капеллы? Едва ли. Дома они ударялись в бега, их ловили, секли, водворяли обратно…».
«Голицына удивляло, — пишет Нагибин, — как быстро и толково пошло у него с обучением хористок музыкальной грамоте. Запомнить молитвы и поучения святых отцов они никак не могли, ему пришлось прибегнуть к самым крутым мерам, чтобы заставить их удержать в памяти несколько простых религиозных текстов, а нотные знаки осваивали с поражающей быстротой и легкостью. С голоса они и так умели, но он хотел привить им профессиональные навыки, сохраняя всю чистоту и подлинность народного исполнения. Помимо общих спевок, он занимался с певицами отдельно, открывая у них порой удивительные ноты. Он не признавал пения открытым звуком, а потому тщательно ставил хористам голоса».
Помогал ему в этом сосед Аркадий Алексеевич Рахманинов – дед знаменитого композитора Сергея Рахманинова.
Хористки не знали музыкальной грамоты и Юрию Николаевичу приходилось разучивать песни на слух с помощью скрипки.
Репертуар хора был огромен, он исполнял любую музыку, но охотнее всего — русских композиторов.
Голицын, увлекся идеями реставрации древнерусских одноголосных церковных мелодий, изучал записи распевов Симонова, Донского монастырей, московского Успенского собора, многоголосные переложения Львова, П. М. Воротникова, Ломакина, Н. И. Бахметева, М. А. Виноградова, а также «Каталог церковным нотам» (СПб., 1850), включающий 41 сочинение.
Благодаря Ю.Н. Голицыну одарённые крестьяне могли получить настоящее музыкальное образование. Композитор Б. Фитингоф-Шель признавался: «…хористы настолько музыкально образованны, что с этим хором можно было импровизировать, что я не раз делал… Пение хора было безукоризненно и в высшей степени художественно».
Крестьянский хор с. Новочеркутино, 19 век /из архива школьного этнографического музея с. Новочеркутина.
Концерты хора устраивались сначала в имении Голицына, куда съезжались друзья и знакомые, любители музыки с ближайших губернских городов, а порой и из Тамбовской и соседних губерний, затем в Тамбове, Воронеже и уездных городах – Козлове, Липецке, Моршанске. Выступления в Тамбове участились после того, как в 1851 году Юрий Николаевич Голицын «с громадными овациями» был выбран в губернские предводители дворянства. До этого избирался в уездные предводители дворянства. В Тамбове был куплен дом, где раз в неделю проходили балы. Горожане регулярно слышали хор князя в церквах, в публичных концертах, в частных собраниях. В программы капеллы, наряду с произведениями известных российских композиторов, включались сочинения самого Голицына. Капелла прельщала слушателей не только национальным русским репертуаром, чистотой интонации и выразительностью, но и особой хоровой звучностью, основанной на традициях пения без сопровождения, что отмечала критика: «После Придворной певческой капеллы это, без сомнения, один из лучших духовных хоров, существующих у нас. Стройность, согласие пения его удивительны; более ста голосов поют как один колоссальный голос» («Отечественные записки». – 1857. - № 11, III. – С. 46.). Выступления в Санкт- Петербурге и Москве, показали, что в России появилась первая профессиональная хоровая капелла.
Журнал «Русский вестник» писал: «С этим хором соперничать могут не многие… Да много ли и не в России найдется таких хоров».
Хор выступал во многих городах России. В 1851 году выступал с хором в залах дворянских собраний городов России, в 1856, 1857 в Манеже, Большом театре и зоологическом саду в Москве и др.[4]
6 августа 1856 г. в Москве хор Голицина принимал участие в коронации императора Александра II [5].
Специалисты той эпохи, знающие все нюансы музыкального искусства, устно и письменно подчеркивали не только профессиональный уровень певцов, но и их творческую самобытность.
В Воронеже, кроме концерта, хор пел обедни во многих церквях. Певцы жили в гостинице Шванвича. Летом 1857 г. поселился со своим хором в Гостилицах (Ломоносовский р-н), которыми в тот период владела его тетя – Т. Б. Потемкина. Выступал на богослужениях в местной церкви св. Троицы.
Голицын, являясь преемником М.И. Глинки, поставил на профессиональную основу музыкально-теоретическое образование певчих, развивал у них абсолютный слух, умение без камертона пропеть «гамму во всех тонах от заданной ноты и узнать по слуху каждую ноту и тон исполняемой пьесы», составлять аккорды, гармонические последовательности; обучение детей начинал с простого церковного пения. Юрий Николаевич Голицын создал авторскую уникальную методику работы с хором: по некоторым данным, составил две «Методы» с упражнениями для 4-голосного хора, изучал также сочинения западноевропейских композиторов: хоры из опер, духовную музыку; впервые ввёл в концерты народные песни (славянских народов), древнерусские одноголосные церковные мелодии[3].