Усманский

краеведческий портал

Голицын Юрий Николаевич

Музыкант, дирижёр, композитор, ученик великого М. И. Глинки

Родился всемье Николая Борисовича Голицына (1823 – 1872), виртуозно игравшего на виолончели музыканта-любителя, близко знакомого с Бетховеном, который посвятил ему некоторые из своих квартетов и Елены Александровны (урожденной светлейшей княжны Салтыковой (1802-1828).

Праправнук генерал-фельдмаршала князя М.М.Голицына, правнук генерал-фельдмаршала светлейшего князя Н.И.Салтыкова, двоюродный племянник декабриста князя С.П.Трубецкого, брат генеалога князя Н.Н.Голицына, дядя сейсмолога князя Б.Б.Голицына. 

В 1841 году Юрий Голицын окончил Пажеский корпус. Получив чин коллежского регистратора, он поступил в канцелярию харьковского, полтавского и черниговского генерал-губернатора князя Долгорукова.
В Харькове он познакомился с Екатериной Николаевной Бахметьевой, которая стала его женой, потом состоял почетным смотрителем училищ в Богодухове, а в 1845 году князя Ю. Н. Голицына причислили к Министерству внутренних дел и за выслугу лет произвели в губернские секретари.
Голицын пристрастился к музыке с самого раннего возраста, в особенности он увлекался вокальной музыкой. Большое влияние на него оказал Гаврила Яковлевич Ломакин, знаменитый руководитель хоровой капеллы графа Шереметева, созданной из крепостных еще в XVIII веке и существовавшей сто лет.
Во время учебы в Петербурге Юрий Голицын часто имел возможность бывать на концертах.
Именно тогда зародилась у него мечта создать свой хор, и, поселившись с молодой женой в своем имении Салтыки  Тамбовской губернии, князь принялся собирать и учить музыке одаренных крестьян.

В 1846 году Юрий Голицын был избран в посредники полюбовного размежевания, а в 1849 году – предводителем дворянства Усманского уезда Тамбовской губернии, одновременно с 1851 года он занимал должность Тамбовского губернского предводителя дворянства.

В 1842  году  князь Юрий Николаевич Голицин собрал хор из полутора сотен крепостных крестьянок Усманского уезда.
Голицин отбирал самых талантливых певиц.
В 1901 году «Козловская газета» поместила в двух своих номерах заметку о князе Голицыне под названием «Артист-барин»[1], в которой сообщалось: "Певчих в княжеской капелле насчитывалось до 150 человек. Набирались они исключительно из собственных крепостных, голоса которых испытывались не под скрипку или какой-нибудь инструмент, а на конюшне, под розги конюхов… Испытуемый, конечно, кричал во все легкие, во весь диапазон голосовых связок, по густоте и звонкости которого князь, сидевший на террасе за чашкой кофе или чая и судил о пригодности и талантах будущего певца. Бывали, разумеется, случаи и забраковок, за полною безголосностью сеченых. Хорошо ли жилось певчим у князя, который так старательно и с таким умением подбирал состав своей капеллы? Едва ли. Дома они ударялись в бега, их ловили, секли, водворяли обратно…».

«Голицына удивля­ло, — пишет Нагибин, — как быстро и тол­ково пошло у него с обучением хористок музыкальной грамоте. Запомнить молитвы и поучения святых отцов они никак не мог­ли, ему пришлось прибегнуть к самым кру­тым мерам, чтобы заставить их удержать в памяти несколько простых религиозных текстов, а нотные знаки осваивали с пора­жающей быстротой и легкостью. С голоса они и так умели, но он хотел привить им профессиональные навыки, сохраняя всю чистоту и подлинность народного исполне­ния. Помимо общих спевок, он занимался с певицами отдельно, открывая у них порой удивительные ноты. Он не признавал пения открытым звуком, а потому тщательно ста­вил хористам голоса».

Помогал ему в этом сосед Аркадий Алексеевич Рахманинов – дед знаменитого композитора Сергея Рахманинова.
Хористки не знали музыкальной грамоты и Юрию Николаевичу приходилось разучивать песни на слух с помощью скрипки.
Репертуар хора был огромен, он исполнял любую музыку, но охотнее всего — русских композиторов.
Голицын, увлекся идеями реставрации древнерусских одноголосных церковных мелодий, изучал записи распевов Симонова,  Донского монастырей, московского Успенского собора, многоголосные переложения Львова, П. М. Воротникова, Ломакина, Н. И. Бахметева, М. А. Виноградова, а также «Каталог церковным нотам» (СПб., 1850), включающий 41 сочинение.

Благодаря Ю.Н. Голицыну одарённые крестьяне могли получить настоящее музыкальное образование. Композитор Б. Фитингоф-Шель признавался: «…хористы настолько музыкально образованны, что с этим хором можно было импровизировать, что я не раз делал… Пение хора было безукоризненно и в высшей степени художественно».

Крестьянский хор с. Новочеркутино, 19 век  /из архива школьного этнографического музея с. Новочеркутина.

Концерты хора устраивались сначала в имении Голицына, куда съезжались друзья и знакомые, любители музыки с ближайших губернских городов,  а порой и из Тамбовской и соседних губерний, затем в Тамбове, Воронеже и уездных городах – Козлове, Липецке, Моршанске.  Выступления в Тамбове участились после того, как в 1851 году Юрий Николаевич Голицын «с громадными овациями» был выбран в губернские предводители дворянства. До этого избирался в уездные предводители дворянства. В Тамбове был куплен дом, где раз в неделю проходили балы. Горожане регулярно слышали хор князя в церквах, в публичных концертах, в частных собраниях. В программы капеллы, наряду с произведениями известных российских композиторов, включались сочинения самого Голицына. Капелла прельщала слушателей не только национальным русским репертуаром, чистотой интонации и выразительностью, но и особой хоровой звучностью, основанной на традициях пения без сопровождения, что отмечала критика: «После Придворной певческой капеллы это, без сомнения, один из лучших духовных хоров, существующих у нас. Стройность, согласие пения его удивительны; более ста голосов поют как один колоссальный голос» («Отечественные записки». – 1857. - № 11, III. – С. 46.). Выступления в Санкт- Петербурге и Москве, показали, что в России появилась первая профессиональная хоровая капелла.
Журнал «Русский вестник» писал: «С этим хором соперничать могут не многие… Да много ли и не в России найдется таких хоров».
Хор выступал во многих городах России. В 1851 году выступал с хором в залах дворянских собраний городов России,  в 18561857 в Манеже, Большом театре и зоологическом саду в Москве  и др.[4]

6 августа 1856 г. в Москве хор Голицина принимал участие в коронации императора Александра II [5].

Специалисты той эпохи, знающие все нюансы музыкального искусства, устно и письменно подчеркивали не только профессиональный уровень певцов, но и их творческую самобытность.
В Воронеже, кроме концерта, хор пел обедни во многих церквях. Певцы жили в гостинице Шванвича. Летом 1857 г. поселился со своим хором в Гостилицах (Ломоносовский р-н), которыми в тот период владела его тетя – Т. Б. Потемкина. Выступал на богослужениях в местной церкви св. Троицы.

Голицын, являясь преемником М.И. Глинки, поставил на профессиональную основу музыкально-теоретическое образование певчих, развивал у них абсолютный слух, умение без камертона пропеть «гамму во всех тонах от заданной ноты и узнать по слуху каждую ноту и тон исполняемой пьесы», составлять аккорды, гармонические последовательности; обучение детей начинал с простого церковного пения. Юрий Николаевич Голицын создал авторскую уникальную методику работы с хором: по некоторым данным, составил две «Методы» с упражнениями для 4-голосного хора, изучал также сочинения западноевропейских композиторов: хоры из опер, духовную музыку; впервые ввёл в концерты народные песни (славянских народов), древнерусские одноголосные церковные мелодии[3].

Невероятный успех голицынского хора объяснялся не только великолепным подбором и выучкой певцов, тончайшим чувством народного мелоса и романтической личностью красавца-князя, но и в большей мере самим временем, заставлявшем смотреть на русскую деревню, которая из поставщика бессловесных рабов превращалась в поставщика новых граждан, новой общественной силы. Из песен голицынского хора вставал образ русского народа с его тоской и весельем, его духовной жаждой, способностью оставаться самим собой.

Устройство многочисленных концертов на личные средства привели Юрия Голицына к финансовой несостоятельности.
В 1857 году, после пятнадцати лет жизни капеллы, в зените славы, он был вынужден распустить её, хотя и делал шаги к сохранению хора. Князь предложил государю приобрести капеллу за весьма умеренную плату, но получил отказ..
Через пару дней к голицынскому хору проявил интерес некий заезжий чужеземец, который обратился за помощью к Царю: «Куда девался удивительный хор князя Голицына? Я хотел бы купить у кня­зя его музыкантов».
Александр приказал разыскать Голицына. «Хора больше нет!» -ответил царю Юрий Николаевич.
Но по утверждению Е. Ю. Хвощинской, Александр II хотел приобрести хор[5]. Планировалось использовать хор в штате Исакиевского собора[7].

Очень важную роль в жизни Юрия Николаевича  сыграло знакомство с Герценом, издававшем тогда в Лондоне журнал «Колокол». Вскоре в журнале  появились статьи Голицына.
Это не могло не остаться незамеченным. Реакция властей не замедлила проявиться. Княжеское происхождение не помогло -  Голицына лишили звания камергера и выслали под негласный надзор полиции в Козлов Тамбовской  губернии.
Но не таков был нрав князя, чтобы смириться с положением. Раздобыв подложный паспорт, миновав не без приключений Бессарабию, Турцию, Египет, Африку, остров Мальту, Гибралтар, он  появился на пороге герценовского дома в Лондоне.
Вы думаете невзгоды убавили в нем неукротимый дух энтузиазма? Ничуть не бывало. Он немедленно организует хор и приступает к концертной деятельности. 150 выступлений за два года приносят ему широкую известность.

В Дрездене Юрий Николаевич совершенствовался у Адольфа Рейхеля, в Лейпциге – у Морица Гауптмана.
Выступления хора и оркестра под его управлением с большим успехом проходили в Англии, Ирландии, Шотландии.
Имя Голицына стало популярным.
Н. Тучкова-Огарева писала впоследствии: «Вспоминаю с восторгом до сих пор слышанные мною вариации на тему «Камаринской» Глинки и Девятую симфонию Бетховена с женским хором в 400 голосов: это было великолепно; князь дирижировал необыкновенно хорошо, со всеми малейшими оттенками страстного и понимающего музыканта. Зала была полна, изумление, восхищение читались на всех лицах».

Основную свою художественную задачу Голицын по-прежнему видел в распространении отечественной музыки, и это вызвало сочувственный отклик Герцена: «Концерты кн. Голицына чисто русские, и в этом их серьезное значение. Богатая натура наша высказывается тут с своей мощной стороны. Наша музыка не является скромно просить внимания своей оригинальности и сколько-нибудь гражданства,— она врывается, разом вооруженная Бортнянским и Глинкой, заявляет себя энергически и самоуверенно под партизанским начальством искусного вождя!»

Конечно, демократические взгляды Голицына не отличались строгой последовательностью. Однако его связи с революционными кругами тоже достаточно показательны. В 1860 году он дает концерт в пользу Гарибальди, тогда же пишет для фортепиано «Вальс Герцена» и «Кадриль Огарева», а в связи с крестьянской реформой создает оркестровую фантазию «Освобождение» на темы русских народных песен и глинкинского «Славься».

Однако и в Лондоне неунывающего артиста подстерегали немалые трудности. Долги довели князя до тюрьмы. Но и тогда концерты его продолжались: полисмен привозил заключенного дирижера к началу и увозил обратно в тюрьму по окончании концерта.

Но, несмотря на успехи, Юрия Николаевича неудержимо тянуло на родину. Он написал письмо на имя императора с просьбой разрешить ему вернуться в Россию. Такое разрешение было получено.
В 1862 году Голицын вернулся на родину, обосновавшись в Ярославле, где он вновь создал хор, после чего возобновил с ним гастроли по России. Голицынские концерты пользовались большим успехом повсюду, в том числе в Америке, где в 1868 году князь со своим хором исполнял русские народные песни.

Голицыну принадлежит несколько оркестровых сочинений, в том числе фантазия «Освобождение» (1861) в честь отмены крепостного права в России, фортепьянные пьесы, несколько десятков романсов.
Он также выступал как музыкальный критик, оставил воспоминания «Прошедшее и настоящее. Из записок Ю. Н. Голицына» (СПб., 1870).

Женат первым браком (незаконный), на Юлии Михайловне, урожд. Кармалиной (? – 1889), вторым (1843) – на Екатерине Николаевне, урожд. Бахметевой (1822 – 1889). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Имел семь детей, в том числе двух незаконнорожденных.

В 1875 году его единственному сыну, князю Е.Ю.Голицыну было разрешено принять фамилию и титул графов Головкиных  как правнуку графа Ю.А.Головкина, последнего в роду и потомственно именоваться и титуловаться князем Голицыным-Головкиным. После его бездетной смерти в 1887 году, фамилия графов Головкиных передана была его племяннику Ю.Н.Хвощинскому, получившему право именоваться Головкиным-Хвощинским, а с 1895 года - графом Головкиным-Хвощинским 
(Игорь Амелютин https://vk.com/wall-52196838_9720)

В настоящее время в Мичуринске в доме Голицыных (улица Гагарина, дом № 4) расположен литературно-музыкальный музей.

Судьбе Голицына посвящена повесть Юрия Нагибина «Сильнее всех иных велений (Князь Юрка Голицын)», по которой в 1987 году был снят одноимённый фильм Сильнее всех иных Велений. Сюита на Русские Темы  (главную роль исполнил Дмитрий Золотухин).

Соколова А. И. Встречи и знакомства // Исторический вестник. — 1911. Т. 123 № 3. — С. 934.

  1. ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ГОЛИЦЫН
  2.  Рахманинов Аркадий Александрович, композитор. Тамбовский-край.РФ.
  3. ГОЛИЦЫН Юрий Николаевич   www.religiocivilis.ru. 
  4. ГОЛИЦЫН. www.pravenc.ru. 
  5. Хвощинская, Елена Юрьевна. Воспоминания Елены Юрьевны Хвощинской (рожденной княжны Голицыной). — тип. т-ва "Обществ. польза". — Санкт-Петербург, 1898
  6. Всемирная иллюстрация Еженед. илл. журнал Т.4, № 79-104 Т.4, № 79-104 – Российская Национальная Библиотека – Vivaldi.
  • Ю. Н. Голицын и его знаменитый хор  : электронная экскурсия / Копытова Н. Е. [и др.] — Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — 1 электрон. опт. диск (CD-R). — (Серия «Тамбов музыкальный» ; вып. 6).
  • Локшин Д. [Ю. Н. Голицын] // Замечательные русские хоры и их дирижеры / Д. Локшин. — М., 1963. — С. 8.
  • Воспоминания о Юрии Голицыне // Русская старина. — 1905. — Т. 122, № 5. — С. 442—444.
  • Календарь - В мире музыки - 1973г.