Усманский

краеведческий портал

Таинственный поэт Омахан Качаев

Качаев, Омахан (Ума-хан, первая половина XIX в — 1900) — лакский поэт-мистик. Литературный псевдоним — Дарвиш. Родом из Кумуха (Дагестан), из семьи наследственных военачальников Кази-Кумухского ханства.

Летом 1877 года жители уездной Усмани с удивлением рассматривали человека, как теперь бы сказали: «азиатской внешности». Шла русско-турецкая война, и многие горожане решили, что это пленный осман. Но пленные турки появятся в Усмани позже.

Чужак немного прихрамывал, на лице был большой шрам. Взрослые обходили его стороной, зато неугомонная ребятня гурьбой бежала за странным незнакомцем.

Его звали Омахан Качаев. Лишь местная власть знала, что себя он именует не иначе как Ума-хан. Уездный исправник по секрету поведал заинтригованным горожанкам из «высшего света», что Омахан — поэт-мистик и известен более под псевдонимом Дарвиш.

Качаев — уроженец Кумуха, что в Дагестане. По национальности — лак. Усманцы, конечно, не предполагали, что сосланный в их захолустье горец происходит из семьи наследственных военачальников Казикумухского ханства, когда-то существовавшего в горах. Его прадед Кача был героем Дагестана и талантливым полководцем, одним из организаторов отпора прославленному персидскому завоевателю Надир-шаху. А дед поэта слыл у соплеменников мудрецом, пользовался непререкаемым авторитетом. Отец Закарья считался крупным землевладельцем.

В доме Омахана была богатая библиотека с произведениями восточных поэтов и учебниками по риторике. Юный Качаев особенно внимательно читал труд крупного Философа-мистика Ибн Араби — Ал-футухат аль-маккийа. Он получил хорошее богословское образование, на это Закарья не пожалел денег. С юных лет Омахан демонстрировал незаурядную отвагу и решительность. В Дагестане долго вспоминали, как двенадцатилетний мальчик враждовал с одним из семейств. Он убил человека и сам получил кинжальное ранение. Отсюда и его хромота, и шрам. Через несколько лет, перед тем как совершить хадж в священную для мусульман Мекку, он пришел к своим кровникам. Состоялось долгожданное примирение.

После двухлетнего странствия Омахан вернулся в Кумух. В это время здесь начались волнения против царских властей. Посчитав Качаева активным участником дагестанского восстания 1877 года, начальство сослало его подальше от родных мест. В Усмани ему предстояло прожить долгих два года практически в изоляции. Здесь он и встал на путь мистицизма. Трудно сказать, кто на это особо повлиял. Но сам он своими духовными наставниками называл живших в двенадцатом столетии имама ал-Газали и Абдаль-Кадира из Гилани.

В Усмани сын гор вел аскетический образ жизни, почти ни с кем не общался. Изредка встречался с пленными турками. Совершал сорокадневный «образ уединения» — халва, постился весь год, за исключением мусульманских праздников — ураза-байрам и курбан-байрам. Он почти не понимал по-русски, не имел средств и убежать никуда не мог.

В Усмани Качаев пишет прозу на арабском языке и стихи — на родном, лакском. Он составил большой сборник стихов, который на всякий случай переписал в семи экземплярах и при содействии уездного исправника послал его своим четырем сыновьям и трем дочерям. Часть стихов Качаева позднее вошли в народное песенное творчество горцев. В его поэзии звучат мотивы пренебрежения к миру, пристрастия к отшельничеству. Улавливается и тоска по далекой родине. Немало стихов относятся к жанру любовной лирики, характерной для поэзии Востока. До нас дошли лишь два рукописных сборника стихов «Диван Дарвиша». Они долго хранились у правнучки автора.

Ссылка поэта-мистика завершилась в 1879 году. Закончилась русско-турецкая вой­на. Многие пленные турки отправлялись восвояси. Качаева, конечно, тянуло в родные горы. Там он жил в своем селении, там и умер в 1900 году.

Творческое наследие поэта по сей день изучено слабо. Как, впрочем, и история его пребывания в Усмани.

Виктор Елисеев, член областного краеведческого общества, лауреат областной премии имени И. А. Бунина, член Союза журналистов РФ