Усманский

краеведческий портал

Девицкий мост

Девицкий мост - он связывает город Усмань с селами Усманского уезда и тут же располагается дорога ведущая в сторону Воронежской и Тамбовской губерний.
Интересны выдержки того времени и несколько  документов в "Очерках истории Усманского края" Бориса Княжинского.  Вот цитата из доклада городского головы Винокурова, рассказывающая об осени 1871 года: "После продолжительных и упорных дождей место от казначейского лога до Девицкого моста стало совершенно не проезжим. С этой стороны города некоторое время было прервано всякое сообщение. Ещё в худшем состоянии была земская гать за Девицким мостом, похоронив в эту осень ни  одну лошадь, и личной жертвой которого был даже один проезжающий.
Сам мост на деревянных сваях ежегодно требовал починки.  Во время весеннего паводка иногда становился не проходимым. В 1880 году в ночь на 5 апреля, был необычайно высокий паводок на реке, водой залило все прибрежные улицы. Развалились в сараи, погибло много домашнего скота. на Девицком мосту напором снесло 15 свай.

С тех пор в городе  не превращались разговоры о необходимости постройки моста на каменных опрах.  Наконец, земское собрание выделило средства, и 1899 году началось замощение Девицкой гати протяжённостью 346 сажен. Одновременно стал строиться мост на каменных быках. В общей сложности  на их строительство было израсходовано 22768 рублей. 
Строительство завершилось через 2 года. Этот  же мост с бревенчатым настилом исправно служил людям целых полвека.  
В начале 50 годов ХХ века районной власти решили усилить прочность Девицкого моста и его пропускную способность.
На отремонтированные быки легли двухтавровые железные балки, на них настелили новый накат из бревен. 
Однако вечного, к сожалению, нет ничего.. мост пришёл в негодност.ь С  появлением "Кировцев" и "КамАЗов", автопоездов в наших дорогах, увеличением производства зерна и сахарной свёклы  руководство района поставило на повестку дня вопрос о строительстве современного железобетонного моста.
Государство выделило средства: сметная стоимость моста 211000 рублей плюс средства на подъём полотна дороги и обустройство подъезда к нему.

Вести строительство взялось Липецкое МСУ-14 республиканского производственного объединения "Автомост", непосредственно на мосту работала бригада липчанина Николая Сергеевича Грачева. Руководил стройкойл начальник мастерского участка Анатолий Леонидович Пашкевич.

Мост строился методом бригадного подряда - строители поделились на 2 группы, каждая из которых работала безнарядно в течение недели, используя весь световой день.
Проектный срок сдачи моста - конец 3 квартала 1986 года, однако бригада взялись  сдать его в эксплуатацию раньше срока - к 1 августа. Вместе с мостроителями вели работу по отсыпке полотна дороги у Девицкого моста рабочие Усманского ДРСУ.