Усманский

краеведческий портал

Жданова Мария Николаевна

Мария Николаевна Жданова родилась Бочиновке в 1925 году. Семья была большая, вместе с родителями 11 человек. Жили небогато, но дружно. Родители, хоть работали от рассвета дотемна, время для детей находили. Отец обучал сыновей мужским ремёслам, а мама учила дочек вязать, шить, готовить и содержать в порядке дом. «Главное, чтобы во всём был порядок, - рассуждала мама. - Будет в доме порядок - и в душе, и в жизни будет всё как надо»...
Мария была восьмым ребенком. Когда пошла в школу, в её душе, пока еще не твердо, не основательно, зародилось желание стать учительницей. Она рассаживала вокруг себя тряпичных кукол, сшитых мамой и старшими сёстрами, и начинала урок. Рассказывала обо всем, что узнавала в школе. Слушая наставления девочки, к ней стали обращаться взрослые с просьбой «поучить их грамоте». В круг её учеников попал даже муж старшей сестры.
Неожиданно в семью пришло большое горе. В 1936 году трагически погиб отец. У трёх старших сестёр уже были свои семьи, но шестерых младших ребятишек маме пришлось поднимать одной. Впрочем, дети в деревнях никогда без дела не сидели. По мере своих сил и Маша, которой исполнилось 11 лет, трудились в колхозе, на полевых работах.
Когда началась война, Марии уже исполнилось 16 лет. С детской мечтой пришлось повременить. В деревне остались только женщины и дети, а выращенный урожай надо убирать. Фронту нужен был хлеб. Да и в Усманском педагогическом училище, где Мария собиралась учиться, разместился военный госпиталь. Пошла работать в колхоз. А осенью 1941 года всех девушек из деревни увезли в Воронежскую область копать окопы. Копать порой приходилось под бомбёжками.

- Однажды,  мимо пролетели самолеты. Неожиданно развернулись и полетели прямо на нас. Сначала стреляли трассирующими пулями, а потом сбросили две бомбы. Бомбы попали на огороды, там образовались две огромные воронки. Осколками бомб ранило корову. Дома остались целыми, только стекла из окон посыпались. А девчат взрывной волной разбросало по разным сторонам поля. Когда всё стихло, стали потихоньку подниматься с земли. Рты и глаза были забиты песком. Но больше в тот раз никто не пострадал, только испугались очень. Бомбили и усманский вокзал с поездами. Снаряды рвались, а осколки до Бочиновки долетали...
В 1942 году возобновило работу педагогическое училище, и Мария сразу же туда поступила. В 1944 году, с дипломом учителя начальных классов, получила направление в школу-семилетку в село Сторожевое.
За долгие годы работы в школах Усманского района Мария Жданова дала путёвку в жизнь более 800 ученикам. Она помнит их лица и без запинки может назвать имена, фамилии и даже место за партой. Но свой первый военный класс не забудет никогда.
-  Мне достался четвертый класс, 28 ребят разных возрастов. Многие выше меня ростом и смотрели на меня, худую и невысокую, как на сверстницу. Шла война. Почти у всех отцы и старшие братья на фронте, а сами они работали на полях, на фермах, помогали матерям по хозяйству. Это были полуголодные, плохо одетые, нестриженые, рано повзрослевшие подростки. «Как я буду их учить? - со страхом думала я, - они же не будут меня слушать».

А вот как рассказала о жизни Марии Николаевны Ждановой корреспондент областной газеты «Липецкие известия» Наталья Попова в своей статье

…Мария Николаевна ошиблась. Именно эти дети, прошедшие через совсем не детские испытания, своим желанием учиться придавали ей сил. Она учила их грамоте, а у них училась терпению, находить выход из любой ситуации.
Учебников не было. По одному учебнику учились пять человек. Днем проверяла домашние задания, а ночами разлиновывала тетрадки на косые линеечки для первоклассников. Выкроив немного времени, бегала к ученикам домой, чтобы знать, в каких условиях те живут, нужна ли помощь. Помощь была нужна. У кого-то мать, получив похоронку, от горя не может встать с кровати, кто-то сам заболел, а лечить нечем.

-  У одного мальчика, - вспоминает Мария Николаевна, - было больное сердце. Однажды мы с классом собрались на экскурсию в колхозный сад, а его я попросила подежурить в школе. Он никак не соглашался, пришлось брать с собой. Пока туда шли, всё было хорошо. А на обратном пути ему стало плохо. Почернел, задыхается. Пришлось брать его на руки и всю дорогу нести...
Много всего было, и не упомнишь, - сетует собеседница.

Ей, конечно же, хочется повспоминать, рассказать про молодые годы, про своих учеников. Как забыть мальчика, у которого в результате несчастного случая были ампутированы пальцы на ноге, и она по своей воле в любую непогоду ходила с уроками к нему домой. Волновалась, чтобы не отстал и перешел в следующий класс. Не забыть и еще одного мальчишку, которого учебная комиссия признала умственно отсталым и отправила в Усмань в коррекционную школу. Но Мария Николаевна, которая в то время работала заведующей Бочиновской малокомплектной школой, на свой страх и риск оставила парнишку в школе. На уроках уделяла ему побольше внимания, а после уроков повторяла с ним пройденный материал. Сумела - таки доказать, что терпение и труд всё перетрут. Впоследствии Бочиновская школа под руководством Марии Николаевны стала опорной школой при Усманском педучилище. Студенты проходили практику именно здесь, обучались «ждановскому» методу...