Усманский

краеведческий портал

Завадовский Леонид Николаевич

В ранней юности, когда  еще учился в гимназии, Леонид Завадовский увлекся рисованием с натуры. Вначале он делал карандашные зарисовки, затем стал пробовать гуашь, масляные краски. Больше всего юноша полюбил акварельный рису­нок - такие краски были недороги, а техника акварели позволяет передавать тончайшие нюансы и переходы душевного состояния художника.

Тяга к занятиям изобразительным искусством сохранилась на всю жизнь. Поступить в какое-либо профессиональное училище ему не уда­лось. Увлечение революционными идеями оказалось сильнее, чем худо­жественное творчество. Но даже в Сибири, где он отбывал царскую ссылку, Леонид Николае­вич время от времени брал в руки кисть и работал имевшимися под рукой красками. В одном из вариантов автобиографии он написал, что именно в ссылке некоторое время расписывал красками дуги для лошадей одного из местных хозяев, к которому нанялся косить сено, и писал портреты на заказ.

И вот поселившись в Усмани и женившись Леонид Завадовский встал перед необходимостью содежать семью. Профессии, под­твержденной каким-либо документом, у него не было.
На семейном со­вете с супругой, Варварой Сергеевной, решили, что ему следует вспомнить свою практику художника-портретиста и попробовать стать профессионалом хотя бы на уровне учителя рисования - в школе, где работала Варвара Сергеевна Завадовская, как раз требовался такой педагог.
И вот теперь, вспомнив свое юношеское увлечение рисо­ванием и практику художника-портретиста во время сибирской ссылки, Леонид Николаевич принял решение сдать экстерном экзамен на звание школьного учителя по рисованию - изобразительному искусству - тогда этот предмет тогда назывался «ИЗО».

Завадовский подошел к этому экзамену основательно - прочитал не­сколько книг по истории карандашного искусства и акварели, оказав­шихся в местной библиотеке. Затем, выполнив небольшую серию аква­рельных пейзажей и портретов, обсудил их с усманскими художниками, которые тогда жили в этом городе.
И только после такой серьезной самоподготовки Леонид Николаевич отправился в Воронеж, в Институт народного образования, который был после революции создан на базе ранее существовавшего Учительского института. Там он успешно сдал необходимые экзамены и вернулся в Усмань с желанным удостоверением.

Сохранились воспоминания Галины Александровны Дмитриевской, кото­рая в начале 20-х годов училась в этой школе и уже в зрелые годы рассказала несколько любопытных эпизодов своего детского соприкосновения с деятель­ностью Завадовского в качестве школьного учителя и художника. Она пишет:

«Решив стать учителем рисования, Л.Н. Завадовский сдал экс­терном экзамен в Воронеже. Одним из экзаменаторов был художник Василий Александрович Жданов, близкий родственник нашей семьи.
Свое детство он провел в Усмани. Здесь жили его родители и братья. Просматривая рисунки Завадовского, он сразу узнал на рисунке, изображавшем жену писателя за роялем, Варвару Сергеев­ну Савенко, семью которой он хорошо знал".

Осенью 1919 года, после сдачи экзаменов Леонид Николаевич начал работать учителем рисования в Усманской городской школе первой ступени / теперь это учебное заведение называется МБОУ СОШ №2 /. 

Заведующей школой была Л.Г. Дмитриевская, а  ее дочь Галина Дмитриевская, училась в начальных классах, она вспоминает:
"Высокого роста, широкоплечий, с умными добрыми глазами, Ле­онид Николаевич спокойно ходил по  классу, просматривая наши рисунки. Говорил он очень тихо, одевался просто. Дома из разгово­ров с родителями я знала многое о семье Завадовских, знала о том, что он не только художник, но и писатель...".
Леонид Николаевич рисовать очень любил. В любое время года его можно было встретить с этюд­ником и мольбертом в живописных местах реки Усманки, в районе татарского вала, в окруусающих город лесах. Природа, люди, животные — все интересовало его как художника и как писателя».

Учителем рисования в школе Леонид Николаевич проработал четыре года, а художником остался на всю жизнь.
Через несколько лет, когда ему понадобилось подтвердить свой педаго­гический стаж, он получил официальную справку на бланке уездного отдела народного образования. В верхнем левом углу этого документа стоял оттиск:

«Усманский уездный Исполнительный комитет.
Общий отдел. Отделение ОНО, марта 3 дня 1924 г. №2070, г. Усмань Воронежской губ.»
Справа, чуть ниже этого оттиска, на машинке напечатан текст:
«Удостоверение.
Предъявитель сего Завадовский Леонид Николаевич действитель­но состоял преподавателем изобразительных искусств в школах 1 и 2 ступени города с 1919 года по 15/IX —1923 г. и был освобожден от занимаемой должности в виду упразднения преподавания рисо­вания в школах, что и удостоверяется.
Завотделением УОНО Хомяков, делопроизводитель Болдырева».

Надо отметить, что Леонид Николаевич в 1919-1923 годах не только вел уроки изобразительного искусства в школе, но и успешно реализо­вал свои творческие возможности как художник - увлекшись акварелью, он много работал на натуре над пейзажными сюжетами родного Черно­земья.

 Ему также нравилось делать несложные натюрморты - различные варианты темы «Роза», «Яблоко», «Графин» или «Чернильница» со своего письменного стола. Впоследствии, уже по памяти, художник на­рисовал несколько пейзажных акварелей Восточной Сибири, где он от­бывал царскую ссылку, а также морских пейзажей Крыма и Кавказа, где пришлось побывать уже в ЗО-е годы.


Сюжеты его акварельных рисунков условно можно разделить на четы­ре темы. Первая и наиболее многочисленная количественно — природа: пейзаж — его любимый жанр. Конечно, больше всего Завадовский писал пейзажи родного Черноземья. Второй, наиболее многочисленный у Завадовского жанр — натюр­морт.

Третья группа акварелей — автопортреты Завадовского. Их сохрани­лось всего 5-6.
Последняя тематическая группа — сюжеты из тюремной жизни в ме­стах заключения начала XX века — ведь Леониду Николаевичу пришлось отбывать каторгу в Тамбовской тюрьме, а затем и в Москве, в Вугырках.

Те, кто был знаком с Завадовским, или — после его трагической гибели — с его женой, считают, что всего он оставил более двухсот акварелей. Но писатель щедро дарил свои художественные работы друзьям и знакомым Еще некоторая часть художественного наследия писателя после его смерти разошлась по рукам знакомых Варвары Сергеевны и сейчас находится в до­машних коллекциях в Липецке, Усмани, в других городах. Несколько его акварелей сжэлэлиглвтгудожественных музеях Центрального Черноземья.

В Усманском краеведческом музее, куда Варвара Сергеевна передала оставшийся у нее архив писателя, имеется чуть более ста акварелей и ри­сунков Завадовского.