Усманский

краеведческий портал

  • Учитель - это судьба
  • Усманское уездное училище. «Краткая историческая записка о состоянии Усманского уездного училища...»
Усманское уездное училище. «Краткая историческая записка о состоянии Усманского уездного училища...»

Передо мной небольшая книжечка с несколько длинноватым названием «Краткая историческая записка о состоянии Усманского уездного училища...».

Ее привез из Ленинграда праправнук А. Н. Радищева Константин Евгеньевич Дмитраков. Как бесценную реликвию хранит Константин Евгеньевич эту книгу, ибо она досталась ему от отца Евгения Семеновича Дмитракова.
В училище, о котором пойдет речь, Евгений Сергеевич работал учителем русского языка с 1892 года.
«Краткую историческую записку...» написал сослуживец Е. С.Дмитракова по работе в уездном училище в 90-х годах прошлого столетия учитель географии И. Ахтырский. Автор книги использовал архивные документы училища с момента его образования. Книга вышла из печати к 75-й годовщине с момента открытия училища, исполнившейся (9 мая (ст. ст.) 1896 года.
Вот о какой неприглядной картине состояния образования напримере уездного училища поведала книга.
...Весной 1821 года в Усмани появилось объявление о возможности жителям города определить своих детей для обучения в от крывающемся уездном училище.
Однако в силу того, что усманские обыватели предпочитали учить детей в частных школах, в училище в первый год явилось всего лишь... 3 ученика: Захар Винокуров, Никандр Исаев, Никанор Кузнецов. Один из них заболел, так что до конца года обучалось два ученика. Несмотря на совсем мизерное количество учащихся, училище не было закрыто.
Своего помещения оно много лет совсем не имело. Для занятий учащихся на первых порах были арендованы 4 комнаты вчастном доме священника Федора, две из которых предназначались для штатного смотрителя.
Убогая нищенская обстановка  в училище! Полы гнилые, зимой в комнате царил адский холод, сквозь потолок в дождливую погоду лилась вода... Домовладелец совершенно не думал ремонтировать сданное помещение, и поэтому училище перешло в другой частный дом, за содержание которого уплачивалось хозяину 280 рублей в год. Но и здесь не было лучше. Только за период с 1821 по 1833 годы училище переменило 7 квартир.
Классная обстановка не позволяла учащимся нормально заниматься. И где бы ни было училище, пишет Ахтырский, учащиеся вместе со смотрителем терпеливо переносили холод. В классах ученики сидели одетыми. Со временем, когда число учащихся возросло, в двух небольших классных комнатах сидело 60—70 человек. Парты настолько загромождали классные помещения, что ученикам приходилось к своим местам или ходить под столами, или по ним. О чистоте помещения не могло быть и речи.
«Когда во время топки печей классы наполнялись дымом и угаром, то ученье прекращалось и нередко учеников замертво выносили из класса и оттирали снегом».
Ахтырский нисколько не приукрашивает невероятно тяжелые условия уездного училища. Он прямо отмечает, что за весь 75-летний период своего существования училище не имело ни одного помещения, вполне удовлетворяющего своему назначению.
Штатный смотритель был учителем в училище и одновременно преподавателем закона Божьего.
 Хозяйственная работа и канцелярия тоже лежали на плечах смотрителя. Теперь становится понятным, что в силу многочисленных обязанностей смотритель не мог по-настоящему вести дело. Учебно-воспитательная работа была в запущенном
состоянии. Ученики занимались чтением букварей, Евангелия, письмом.
По уставу 1804 года в училище обязательным было прохождение арифметики, начал физики, геометрии, рисования. Но эти предметы лишь числились на бумаге. Розги, которой наказывали учеников, были в училище обычной вещью.
В училище не было наглядных пособий, обучение большей частью было словесным.
Количество учащихся в училище колебалось: обычно в начале учебного года было больше, чем в конце. Тут были дети купцов, мещан, однодворцев, солдат и др. По годам число учеников тоже менялось. Наибольшее количество их приходится на 1896 год — 92 ученика, наименьшее на 1866 год — 16 учащихся. В 1833 году для училища был куплен дом, который, как и частные квартиры, страдал большим изъяном. Лишь в начале 90-х годов XIX века городские власти приобрели более подходящее здание (ныне здание детской библиотеки).
В 1833 году Усманское уездное училище подверглось преобразованиям. Как и все другие училища, оно становится 3-классным. Расширяется и курс обучения. Вводятся медицина и древние языки.
Вместе с реорганизацией появились новые трудности — не хватало учителей. На должность преподавателей попадали совер шенно случайные люди, которые не могли дать учащимся минимума знаний. Местные власти очень мало отпускали денег училищу.
Отсюда ясно, почему, например, была мала училищная библиотека. В 1833 году в ней было 400 экземпляров книг, в 1844 году — 1.083, а в 1896 — 1.889 книг.
Плата за обучение (4 рубля в год) не давала возможности обучаться детям городской бедноты.
В училище, особенно в первые годы его работы, царила зубрежка. Ученики учили страницы учебника и даже целые главы.
Преподаватели менялись очень часто. Из них мало кто работал длительное время. Из 52 преподавателей лишь двое работали немногим больше 10 лет. Ввиду отсутствия учителей вакантные места были свободны иногда в течение всего учебного года. Уездное Усманское училище 50 лет было как бы высшим учебным заведением в Усмани. Не смотря на тяжелую обстановку, которая царила на протяжении многих десятилетий в училище, родники огромного таланта про бивались у некоторых его воспитанников. Из стен училища вышел, например, крупный ученый—химик с известным именем Флавиан Михайлович Флавицкий, профессор Казанского университета.
...Вот и закрыты последние страницы книги. Мысли невольно переносятся в сегодняшние дни. Видишь, какая большая разница в состоянии народного образования теперь и прежде.
Широкий охват учащихся, обучение по современной научно- разработанной методике, огромная оснащенность школ нагляд
ными пособиями и техническими средствами, сотни учителей и воспитателей...
Б. БОРЗУНОВ, учитель истории Усманской средней школы № 2. // Новая жизнь. - 1965. - 26 ноября