Усманский

краеведческий портал

Усманское ремесленное училище

Ремесленное училище, или низшая ремесленная школа - одно из начальных профессиональных учебных заведений Усмани, готовившее специалистов плотнично-столярного и кузнечно-слесарного ремесла для изготовления, ремонта и обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования - одним словом, ремесленников.
  В 1865 году в Усмани произвели учет имеющихся ремесленников. Их оказалось 286 человек, в том числе, 100 мастеров, 108 рабочих подмастерьев и 78 учеников. Касество работы ремесленников было низким. Специальная думская комиссия тогда писала так: "На вывесках ваших ремесленников можно написать - топорная работа, и этой не скоро получишь".
Кроме того, совершенно недостаточно было слесарей - всего два мастера, работавших единолично, без подмастерьев и учеников.
Указанная комиссия весной 1875 года представила в городскую Думу свой доклад с проектом открытия в Усмани низшего ремесленного училища с тремя отделениями:  столярно-топорным, столярно-кузнечным и сапожно-шорным. На своем заседании 24 июля 1875 года Дума утвердила проект комиссии.

Она постановила возбудитиь ходатайство об открытии училища и внести в бюджет 1876 года единовременную сумму в 3 600 рублей на его устройство, а в последующем ежегодно выделять из прибылей городского банка 1 772 рубля на содержание училища.  Обучение предполагалось трехгодичным и бесплатным.
Постановление Думы об открытии училища вышестоящие инстанции утвердили только к началу 1878 года.
Открыть его помешала начавшаяся война с Турцией.
После ее окончания  в город вступил Фанагорийский гренадерский полк и занял отведенное под училище здание.
В 1881 году полк вышел из Усмани, но, начавшийся в связи с этим застой в торговых делах, необходимость содержать женскую прогимназию, а главное - общий спад общественного настроения в годы политической реакции и развивающегося сельско-хозяйственного кризиса, надолго отсрочили открытие училища.

Однако, нужда в квалифицированных ремесленниках оставалась.

В сентябре 1886 года уездное земское собрание постановило ходатайствовать об открытии в Усмани для нужд города и уезда низшей ремесленной школы. И в этом же, 1886 году Харьковским учебным округом было разрешено открыть ремесленное училище. 
Дело в том, что учебные округа были особыми территориальными единицами, объединявшими несколько губерний в целях управления образованием. В состав Харьковского округа входила и Тамбовская губерния.
Усманская городская Дума тогда же готова была выделить 1732 рублей на содержание школы, однако испытывала проблемы с подборкой преподавательских кадров.
В октябре 1897 года Земское собрание возбудило перед Правительством соответствующее ходатайство.
После продолжительного хождения по различным инстанциям 7 мая 1901 года Указом Императора Николая II было предписано  - с 1 июля 1903 года открыть в Усмани низшую ремесленную школу, выделить на ее содержание в 1903 году 1385 рублей, а на постройку здания - бюджетный кредит 23843 рублей.

В том же 1901 году на Ярмарочной площади города Земская управа начала строительство двухэтажного здания школы и одноэтажного помещения под слесарные матерские.
Всего на постройку двухэтажного здания на Ярморочной площади потребовалось 34843 рублей.
К осени 1903 года постройка была закончена. С 27 сентября 1903 года начался набор учеников, плата за обучение составляла 5 рублей в год, а бедным учащимся Земство компенсировало обучение. Попечителем школы тогда же был избран дворянин и земский гласный П.М. Охотников.

Доклад № 13 со сведениями об Усманском низшем ремесленном училище.
На заседании 5 марта 1908 года Попечительский Совет ремесленной школы между прочим постановил: просить Городскую и Земскую управы вносить ассигнуемые Земством и городом суммы непосредственно  в распоряжение Попечительского Совета школы  в январе каждого года вперед, причем суммы эти должны храниться на сберегательной книжке в местном Казначействе и расходываться заведующим с разрешения Попечительского совета, причем могущие образовываться остатки этих сумм должны употребляться на нужды школы с согласия Городской и Земской управ.
Просьба отклонена.
Заведующим школой по прошению учителя русского языка и арифметики г. Грибова ввозбужден вопрос об увеличении последнему содержания со 150 рублей в год до 25-30 рублей ежемесячного содержания, т.е.360 рублей в год. Заведующий ходатайствует о таком увеличении главным образом в интересах школы, для которой желательно иметь особого учителя, который бы жил ее интересами и на которого можно было бы возложить часть обязанностей по наблюдению за учащимися, а так же вести более правильное распределение уроков, т.к. теперь школа принуждена, в виду незначительсти вознаграждения, приглашать из других учебных заведений, что неблагоприятно сказывается на правильности ведения уроков по общеобразовательным предметам.
Признавая до некоторой степени справедливость указанных мотивов и необходимости изменений в существющем порядке ведения общеобразовательной части в Ремесленной школе - Земская управа все же полагала ходатайство это отклонить во-первых, в виду отсутствия свободных средств и во-вторых, и главное,  по тем соображениям принципиального характера, что до тех пор, пока Ремесленная школа находится в ведении Министерства - последнее обязано прежде всего следить за ходом учебно-воспитательного дела в школе и, если действительно необходимы изменения в этой области, о которых говорит заведующий, то это дело скорее Министерства, а не Земства, которое охотно пойдет на встречу указываемым нуждам школы,  если ходатайство о передаче в его ведение школы будет удовлетворено и школа перейдет в полное заведывание Земства. До тех пор Земская управа полагала бы ходатайство это отклонить и вопрос об увеличении содержания учителю из земских средств оставить открытым.

Попечительский совет той же школы на заседании 14 мая 1908 года рассматривая составленную заведующим школой смету на ремонт полов и окон в здании последней, постановил: признавая означенный ремонт необходимостью - школа уже в течении 5 лет остается без ремонта, принимая во внимание, что в распоряжении школы не имеется на этот предмет ни каких средств - ходатайствовать перед Земским собранием об ассигновании на заделку щелей окон - 19 рублей 27 копеек, на переделку полов 320 рублей 20 копеек, а всего 339 рублей 47 копеек, причем ремонт полов решено произвести в следующем 1909 году, заделку же щелей в окнах, виду безотлагательности, теперь же - не позднее осени текущего года.

 Кроме того, заведующий школой просит Земское собрание на будущее время ассигновать на мелкий ремонт школы (побелку стен, исправление печей) по 50 рублей ежегодно. Докладывая о вышеизложенном  Земскому собранию, Усманская Земская управа со своей сороны, признавая действительную необходимость произвести указанный ремонт в школе, имеет честь просить Собрание ассигновать просимую сумму в размере 339 рублей 47 копеек и из них отпустить 19 рублей 27 копеек в распоряжение Заведующего теперь же, на заделку щелей в окнах. Что же касается ежегодных ассигнований по 50 рублей на мелкий ремонт школы, то имея ввиду с одной стороны необходимость такого рода текущих расходов, с другой стороны незначительность просимой суммы - Усманская Земская управа предлагает Собранию удовлетворить это ходатайство и внести в смету будущего года вместе с сумой просимой на ремонт/339 рублей 47 копеек/и 50 рублей на производство мелкого ремонта, о которых возбуждено ходатайство заведующего школой.

 
По состоянию на 1914 год заведующим школой был коллежский ассесор Александрр Иванович Суров, законоучителем - священиик Аркадий Трунцев, учителя - коллежский асесор Андрей / Антон Иванович Грибцов,  Шилина Прасковья Дмитриевна мастера - мещанин Михаил Петрович Васильев, Михаил Петрович Залисьев.

С первых лет существования школа зарекомендовала себя отлично постановкой учебного процесса, а слесарные изделия, выполненные руками учащихся, вызывали всеобщее одобрение.
Учебное заведение выпускало квалифицированных слесарей, токарей-универсалов, фрезеровщиков, кузнецов.

Первый выпуск ремесленного училища

Из воспоминаний учащегося школы Николая Артамонова: "В 1924 году вместе со сво­им неразлучным другом Тимо­феевым Михаилом мы поступи­ли учиться в Усманское ремес­ленное училище на слесарное отделение. Когда все ребята собрались во дворе училища, к нам вышел заведующий школой Суров Александр Иванович. Он при­гласил всех нас пройти на вто­рой этаж в класс. Там Алек­сандр Иванович с каждым из нас познакомился и записал в журнал все необходимые дан­ные. А на следующий день на­чались обычные занятия. Снача­ла были общеобразовательные уроки, потом специальные — слесарное дело. Предмет этот вел учитель Федотов Алексей Иванович, как сейчас помню первый урок — рубка металла.
Привели нас в мастерские, расставили каждого к слесар­ным тискам, выдали инструмент — молоток, зубило, драчевый напильник и угольник. Потом выдали каждому по чугунной плитке, которую нужно было за­жать в тиски и с одной стороны снять зубилом слой ровно на полтора миллиметра. Мастер подходил к каждому из нас, по­казывал как правильно стоять у тисков, с какой стороны разло­жить инструмент. Как правильно держать зубило и молоток, что­бы не "душить" его. И в то же время не держать за "кончик хвоста". На всю жизнь запомни­лись эти нехитрые, но "золо­тые" правила слесарного дела:
-                   молоток держим правиль­но, если конец его ручки выгля­дывает на полтора сантиметра из зажатого кулака;
-                   никогда не смотри на кон­чик зубила, по которому нано­сишь удары молотком, бей "вслепую", смотреть надо на лезвие зубила.

Поначалу было трудно при­выкнуть к этому, чтобы бить по зубилу не глядя, многие ходили с разбитыми в кровь руками. Но со временем приноровились и дела пошли хорошо. Кроме сле­сарного, изучали кузнечное де­ло. В училище была большая кузница, в которой стояли 4 горна. Три наших — учебных, а на четвертом работал кузнец Беляев Иван Яковлевич — мас­тер на все руки. Сам отковывал весь наш учебный инструмент: молотки, плоскогубцы, ручные тиски, нутромер, кронциркуль и другие.

Мы, каждый по очереди, хо­дили к нему на практику — мо­лотобойцами. Был Иван Яковле­вич с чудинкой, любил подшу­тить над нами: 'Ну-ка, хлопчик, подай во-он ту железку..." Хва­таешься, бывало, за нее, а она огонь, горячая, и начнешь ска­кать по кузне, тряся обожжен­ной рукой. А кузнец "закатится" до слез: "Ха-ха-ха... в следую­щий раз умнее будешь". Прав­да, и мы над ним подшучивали, подсыпав ему в горно целую горсть мелкокалиберных патро­нов. Тоже была потеха... Но, как говорится: "Потехе — час, а де­лу —- время". Кузнечное ремес­ло освоили мы на "отлично", мне особенно нравилась кузнечная сварка металла, когда раскаленную добела деталь по­сыпали сухим речным песком, песок плавилсяг образуя короч­ку, под которой металл стано­вился почти жидким. То же са­мое проделывали с другой деталью, и положив их друг на друга, потихоньку ударяли молоточком – детали входили друг в друга, как нож в масло. Всем этим слесарным и кузнечным азам обучал я и ребят на уроках труда во второй школе. Думаю, многие помнят мои уроки.
Кроме всего прочего, учились мы и работали на токарных станках, а также строгаль­ных, фрезерных и сверлильных. Все эти станки приводились в действие от одного большого двигателя, который стоял в от­дельном помещении и называл­ся "горнсби". Работал он на чи­стой нефти. Мы изучали его ус­тройство и обслуживание. В училище была организована комсомольская ячейка, и я стал комсомольцем и мне дали ком­сомольское поручение или на­грузку — работал вожатым у пи­онеров.

Проучился я в этом учили­ще три года, с 1924 по 1927 го­ды. На летних каникулах /а это было время НЭПа/ организова­ли мы с Мишкои небольшую мастерскую по ремонту худых самоваров и другой посуды. Получалось у нас неплохо, и мы с другом немного приоделись на вырученные деньги. От тех времен осталось у меня вроде бы как выпускное фото, которое с небольшими комментариями хочется мне предложить читате­лям газеты, вдруг кто узнает своего отца, дедушку, а может, и прадедушку.

На фото самый верхний ряд — четыре человека: слева-направо:  Мешков Петр — усманкий, из Пригородки, Беляев Василий — племянник кузнеца Беляева, последнее время ра­ботал директором механическо­го завода в Воронеже, Савельев Тихон —учился в столярной ма­стерской, Леута Николай — сын конюха в реизо, мы с ним хо­дили купать лошадей. "Его сын работает в Липецке научным сотрудником.

Во втором ряду: Скляднев Николай — стал хорошим токарем, Стародубцев Иван — работал слесарем в Лу­ганске, перед войной встретил его в Воронеже, был секрета­рем ревтребунала, потом рабо­тал судьей в Минске, Соколов Федор — отчаянный парень до невозможности, Летников Дмитрий — хорошо рисовал, на­рисовал мне на мешковине ко­вер — огромного тигра, Калинин Виктор — из богатых, его дом - нынешний маслозавод, после училища поступил в Воронеже к мастеру по ремонту писчих ма­шин и касс, Штейн Виктор — жил у Девицкого моста, мать его была портнихой. Лучший ученик в училище. Работал в Луганске слесарем, потом по­ступил в институт народного образования там же. Попов..., к сожалению, имя не помню, учился в столярке.

Преподаватели в третьем ряду: Попов Тихон Иванович — вел столярное дело, Федотов Алексей Иванович — помимо слесарного дела вел у нас кру­жок политграмоты, Аксенов, но­вый директор училища, к тому времени Сурова А.И. убрали от нас, узнали, что один его сын белогвардеец-эмигрант, Кра­совская — преподаватель рус­ского языка и литературы, Смы­ков Павел Николаевич — очень сильный математик, вел у нас драмкружок и кружок физкуль­туры, где мы под гармошку де­лали разные упражнения и пи­рамиды, Юстов Павел Николае­вич — преподаватель черчения и рисования.

И в нижнем ряду сидели на земле: Сигачев Борис — отчаян­ный задира, это он подсыпал патроны в горн кузнецу, рабо­тал в Грязях на железной дороге, Евсюков Николай с тросточкой, жил со мной на одной улице, пас коров. Это я его уговорил поступить в училище. Работал на УЗЛО машинистом, Авдеев Леонид – друг Штейна, был в Луганске, дорово работал, без устали, как зверь. Отец его служил в гусарах. Попов Михаил Иванович – преподавал Кузнечное дело.

И последние двое стрижен­ные налысо — я, Артамонов Ни­колай и мой друг Макеев Лень­ка. Мне тогда было 19 лет, перед выпуском нас всех пере­вели в профсоюз коммунальни­ков и выдали удостоверения об окончании училища. Вот с эти­ми документами и пошли мы в жизнь".

Директором училища, начиная с 1924 года, был Карл Феоктистович Трофименко. Учащихся тогда было не более 120 – 140 человек.
В 1927 году ремесленное училище переименовали в профтехучилище, а в 1930 году – в школу ФЗУ №1, которую передали в ведение вновь строящегося в Воронеже авиационного завода № 18. Готовящиеся школой кадры предназначались для работы на данном заводе.
Директором профтехучилища, а затем школы ФЗУ был Николай Семенович Аксёнов, он же и главным механиком, начальником производства – Николай Николаевич Станович.

Поскольку в те времена был недостаток в квалифицированных кадрах, постепенно школу начали расширять, сделав большую по тому времени пристройку механического цеха. Построили и обособленную силовую станцию с установкой двух более мощных двигателей в 75 и 140 л/с, что дало возможность пополнить оборудованием механического цеха. Число учащихся выросло до 800 человек, работа в цеху велось в две смены. Так было до 1932 года.

Учитывая, что Воронежский авиазавод №18 обеспечивала рабочими кадрами еще и Воронежская школа ФЗУ №10, руководство предприятия решило отказаться от услуг усманской школы ФЗУ, прекратив ее снабжать материалами и инструментом, стипендией для учащихся и зарплатой для преподавателей.

Поэтому с 1932 года на базе школы ФЗУ начал формироваться завод ширпотреба, изготовлявший замки, таганы, тяпки и прочий инвентарь. Выполняли и ремонт сельскохозяйственного инвентаря, изготавливали по заказу небольшие токарные и настольно-сверлильные станки, отливали в литейном цеху наклонные барабаны для Первого Московского шарикоподшипникового завода. Директором завода был Василий Дмитриевич Лабуткин, главный инженер – Иван Сафронович Петров.
Учеба оставшихся учащихся планировалась до 1933 года.

Княжинский Б. Ремесленное училище // Новая жизнь. - 1965. - 17 марта.