Ремесленное училище, или низшая ремесленная школа - одно из начальных профессиональных учебных заведений Усмани, готовившее специалистов плотнично-столярного и кузнечно-слесарного ремесла для изготовления, ремонта и обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования - одним словом, ремесленников. В 1865 году в Усмани произвели учет имеющихся ремесленников. Их оказалось 286 человек, в том числе, 100 мастеров, 108 рабочих подмастерьев и 78 учеников. Касество работы ремесленников было низким. Специальная думская комиссия тогда писала так: "На вывесках ваших ремесленников можно написать - топорная работа, и этой не скоро получишь".
Кроме того, совершенно недостаточно было слесарей - всего два мастера, работавших единолично, без подмастерьев и учеников.
Указанная комиссия весной 1875 года представила в городскую Думу свой доклад с проектом открытия в Усмани низшего ремесленного училища с тремя отделениями: столярно-топорным, столярно-кузнечным и сапожно-шорным. На своем заседании 24 июля 1875 года Дума утвердила проект комиссии.
Она постановила возбудитиь ходатайство об открытии училища и внести в бюджет 1876 года единовременную сумму в 3 600 рублей на его устройство, а в последующем ежегодно выделять из прибылей городского банка 1 772 рубля на содержание училища. Обучение предполагалось трехгодичным и бесплатным.
Постановление Думы об открытии училища вышестоящие инстанции утвердили только к началу 1878 года.
Открыть его помешала начавшаяся война с Турцией.
После ее окончания в город вступил Фанагорийский гренадерский полк и занял отведенное под училище здание.
В 1881 году полк вышел из Усмани, но, начавшийся в связи с этим застой в торговых делах, необходимость содержать женскую прогимназию, а главное - общий спад общественного настроения в годы политической реакции и развивающегося сельско-хозяйственного кризиса, надолго отсрочили открытие училища.
Однако, нужда в квалифицированных ремесленниках оставалась.
В сентябре 1886 года уездное земское собрание постановило ходатайствовать об открытии в Усмани для нужд города и уезда низшей ремесленной школы. И в этом же, 1886 году Харьковским учебным округом было разрешено открыть ремесленное училище.
Дело в том, что учебные округа были особыми территориальными единицами, объединявшими несколько губерний в целях управления образованием. В состав Харьковского округа входила и Тамбовская губерния.
Усманская городская Дума тогда же готова была выделить 1732 рублей на содержание школы, однако испытывала проблемы с подборкой преподавательских кадров.
В октябре 1897 года Земское собрание возбудило перед Правительством соответствующее ходатайство.
После продолжительного хождения по различным инстанциям 7 мая 1901 года Указом Императора Николая II было предписано - с 1 июля 1903 года открыть в Усмани низшую ремесленную школу, выделить на ее содержание в 1903 году 1385 рублей, а на постройку здания - бюджетный кредит 23843 рублей.
В том же 1901 году на Ярмарочной площади города Земская управа начала строительство двухэтажного здания школы и одноэтажного помещения под слесарные матерские.
Всего на постройку двухэтажного здания на Ярморочной площади потребовалось 34843 рублей.
К осени 1903 года постройка была закончена. С 27 сентября 1903 года начался набор учеников, плата за обучение составляла 5 рублей в год, а бедным учащимся Земство компенсировало обучение. Попечителем школы тогда же был избран дворянин и земский гласный П.М. Охотников.
Доклад № 13 со сведениями об Усманском низшем ремесленном училище.
На заседании 5 марта 1908 года Попечительский Совет ремесленной школы между прочим постановил: просить Городскую и Земскую управы вносить ассигнуемые Земством и городом суммы непосредственно в распоряжение Попечительского Совета школы в январе каждого года вперед, причем суммы эти должны храниться на сберегательной книжке в местном Казначействе и расходываться заведующим с разрешения Попечительского совета, причем могущие образовываться остатки этих сумм должны употребляться на нужды школы с согласия Городской и Земской управ.
Просьба отклонена.
Заведующим школой по прошению учителя русского языка и арифметики г. Грибова ввозбужден вопрос об увеличении последнему содержания со 150 рублей в год до 25-30 рублей ежемесячного содержания, т.е.360 рублей в год. Заведующий ходатайствует о таком увеличении главным образом в интересах школы, для которой желательно иметь особого учителя, который бы жил ее интересами и на которого можно было бы возложить часть обязанностей по наблюдению за учащимися, а так же вести более правильное распределение уроков, т.к. теперь школа принуждена, в виду незначительсти вознаграждения, приглашать из других учебных заведений, что неблагоприятно сказывается на правильности ведения уроков по общеобразовательным предметам.
Признавая до некоторой степени справедливость указанных мотивов и необходимости изменений в существющем порядке ведения общеобразовательной части в Ремесленной школе - Земская управа все же полагала ходатайство это отклонить во-первых, в виду отсутствия свободных средств и во-вторых, и главное, по тем соображениям принципиального характера, что до тех пор, пока Ремесленная школа находится в ведении Министерства - последнее обязано прежде всего следить за ходом учебно-воспитательного дела в школе и, если действительно необходимы изменения в этой области, о которых говорит заведующий, то это дело скорее Министерства, а не Земства, которое охотно пойдет на встречу указываемым нуждам школы, если ходатайство о передаче в его ведение школы будет удовлетворено и школа перейдет в полное заведывание Земства. До тех пор Земская управа полагала бы ходатайство это отклонить и вопрос об увеличении содержания учителю из земских средств оставить открытым.
Попечительский совет той же школы на заседании 14 мая 1908 года рассматривая составленную заведующим школой смету на ремонт полов и окон в здании последней, постановил: признавая означенный ремонт необходимостью - школа уже в течении 5 лет остается без ремонта, принимая во внимание, что в распоряжении школы не имеется на этот предмет ни каких средств - ходатайствовать перед Земским собранием об ассигновании на заделку щелей окон - 19 рублей 27 копеек, на переделку полов 320 рублей 20 копеек, а всего 339 рублей 47 копеек, причем ремонт полов решено произвести в следующем 1909 году, заделку же щелей в окнах, виду безотлагательности, теперь же - не позднее осени текущего года.
Кроме того, заведующий школой просит Земское собрание на будущее время ассигновать на мелкий ремонт школы (побелку стен, исправление печей) по 50 рублей ежегодно. Докладывая о вышеизложенном Земскому собранию, Усманская Земская управа со своей сороны, признавая действительную необходимость произвести указанный ремонт в школе, имеет честь просить Собрание ассигновать просимую сумму в размере 339 рублей 47 копеек и из них отпустить 19 рублей 27 копеек в распоряжение Заведующего теперь же, на заделку щелей в окнах. Что же касается ежегодных ассигнований по 50 рублей на мелкий ремонт школы, то имея ввиду с одной стороны необходимость такого рода текущих расходов, с другой стороны незначительность просимой суммы - Усманская Земская управа предлагает Собранию удовлетворить это ходатайство и внести в смету будущего года вместе с сумой просимой на ремонт/339 рублей 47 копеек/и 50 рублей на производство мелкого ремонта, о которых возбуждено ходатайство заведующего школой.
По состоянию на 1914 год заведующим школой был коллежский ассесор Александрр Иванович Суров, законоучителем - священиик Аркадий Трунцев, учителя - коллежский асесор Андрей / Антон Иванович Грибцов, Шилина Прасковья Дмитриевна мастера - мещанин Михаил Петрович Васильев, Михаил Петрович Залисьев.
С первых лет существования школа зарекомендовала себя отлично постановкой учебного процесса, а слесарные изделия, выполненные руками учащихся, вызывали всеобщее одобрение.
Учебное заведение выпускало квалифицированных слесарей, токарей-универсалов, фрезеровщиков, кузнецов.
Первый выпуск ремесленного училища
Из воспоминаний учащегося школы Николая Артамонова: "В 1924 году вместе со своим неразлучным другом Тимофеевым Михаилом мы поступили учиться в Усманское ремесленное училище на слесарное отделение. Когда все ребята собрались во дворе училища, к нам вышел заведующий школой Суров Александр Иванович. Он пригласил всех нас пройти на второй этаж в класс. Там Александр Иванович с каждым из нас познакомился и записал в журнал все необходимые данные. А на следующий день начались обычные занятия. Сначала были общеобразовательные уроки, потом специальные — слесарное дело. Предмет этот вел учитель Федотов Алексей Иванович, как сейчас помню первый урок — рубка металла.
Привели нас в мастерские, расставили каждого к слесарным тискам, выдали инструмент — молоток, зубило, драчевый напильник и угольник. Потом выдали каждому по чугунной плитке, которую нужно было зажать в тиски и с одной стороны снять зубилом слой ровно на полтора миллиметра. Мастер подходил к каждому из нас, показывал как правильно стоять у тисков, с какой стороны разложить инструмент. Как правильно держать зубило и молоток, чтобы не "душить" его. И в то же время не держать за "кончик хвоста". На всю жизнь запомнились эти нехитрые, но "золотые" правила слесарного дела:
- молоток держим правильно, если конец его ручки выглядывает на полтора сантиметра из зажатого кулака;
- никогда не смотри на кончик зубила, по которому наносишь удары молотком, бей "вслепую", смотреть надо на лезвие зубила.
Поначалу было трудно привыкнуть к этому, чтобы бить по зубилу не глядя, многие ходили с разбитыми в кровь руками. Но со временем приноровились и дела пошли хорошо. Кроме слесарного, изучали кузнечное дело. В училище была большая кузница, в которой стояли 4 горна. Три наших — учебных, а на четвертом работал кузнец Беляев Иван Яковлевич — мастер на все руки. Сам отковывал весь наш учебный инструмент: молотки, плоскогубцы, ручные тиски, нутромер, кронциркуль и другие.
Мы, каждый по очереди, ходили к нему на практику — молотобойцами. Был Иван Яковлевич с чудинкой, любил подшутить над нами: 'Ну-ка, хлопчик, подай во-он ту железку..." Хватаешься, бывало, за нее, а она огонь, горячая, и начнешь скакать по кузне, тряся обожженной рукой. А кузнец "закатится" до слез: "Ха-ха-ха... в следующий раз умнее будешь". Правда, и мы над ним подшучивали, подсыпав ему в горно целую горсть мелкокалиберных патронов. Тоже была потеха... Но, как говорится: "Потехе — час, а делу —- время". Кузнечное ремесло освоили мы на "отлично", мне особенно нравилась кузнечная сварка металла, когда раскаленную добела деталь посыпали сухим речным песком, песок плавилсяг образуя корочку, под которой металл становился почти жидким. То же самое проделывали с другой деталью, и положив их друг на друга, потихоньку ударяли молоточком – детали входили друг в друга, как нож в масло. Всем этим слесарным и кузнечным азам обучал я и ребят на уроках труда во второй школе. Думаю, многие помнят мои уроки.
Кроме всего прочего, учились мы и работали на токарных станках, а также строгальных, фрезерных и сверлильных. Все эти станки приводились в действие от одного большого двигателя, который стоял в отдельном помещении и назывался "горнсби". Работал он на чистой нефти. Мы изучали его устройство и обслуживание. В училище была организована комсомольская ячейка, и я стал комсомольцем и мне дали комсомольское поручение или нагрузку — работал вожатым у пионеров.
Проучился я в этом училище три года, с 1924 по 1927 годы. На летних каникулах /а это было время НЭПа/ организовали мы с Мишкои небольшую мастерскую по ремонту худых самоваров и другой посуды. Получалось у нас неплохо, и мы с другом немного приоделись на вырученные деньги. От тех времен осталось у меня вроде бы как выпускное фото, которое с небольшими комментариями хочется мне предложить читателям газеты, вдруг кто узнает своего отца, дедушку, а может, и прадедушку.
На фото самый верхний ряд — четыре человека: слева-направо: Мешков Петр — усманкий, из Пригородки, Беляев Василий — племянник кузнеца Беляева, последнее время работал директором механического завода в Воронеже, Савельев Тихон —учился в столярной мастерской, Леута Николай — сын конюха в реизо, мы с ним ходили купать лошадей. "Его сын работает в Липецке научным сотрудником.
Во втором ряду: Скляднев Николай — стал хорошим токарем, Стародубцев Иван — работал слесарем в Луганске, перед войной встретил его в Воронеже, был секретарем ревтребунала, потом работал судьей в Минске, Соколов Федор — отчаянный парень до невозможности, Летников Дмитрий — хорошо рисовал, нарисовал мне на мешковине ковер — огромного тигра, Калинин Виктор — из богатых, его дом - нынешний маслозавод, после училища поступил в Воронеже к мастеру по ремонту писчих машин и касс, Штейн Виктор — жил у Девицкого моста, мать его была портнихой. Лучший ученик в училище. Работал в Луганске слесарем, потом поступил в институт народного образования там же. Попов..., к сожалению, имя не помню, учился в столярке.
Преподаватели в третьем ряду: Попов Тихон Иванович — вел столярное дело, Федотов Алексей Иванович — помимо слесарного дела вел у нас кружок политграмоты, Аксенов, новый директор училища, к тому времени Сурова А.И. убрали от нас, узнали, что один его сын белогвардеец-эмигрант, Красовская — преподаватель русского языка и литературы, Смыков Павел Николаевич — очень сильный математик, вел у нас драмкружок и кружок физкультуры, где мы под гармошку делали разные упражнения и пирамиды, Юстов Павел Николаевич — преподаватель черчения и рисования.
И в нижнем ряду сидели на земле: Сигачев Борис — отчаянный задира, это он подсыпал патроны в горн кузнецу, работал в Грязях на железной дороге, Евсюков Николай с тросточкой, жил со мной на одной улице, пас коров. Это я его уговорил поступить в училище. Работал на УЗЛО машинистом, Авдеев Леонид – друг Штейна, был в Луганске, дорово работал, без устали, как зверь. Отец его служил в гусарах. Попов Михаил Иванович – преподавал Кузнечное дело.
И последние двое стриженные налысо — я, Артамонов Николай и мой друг Макеев Ленька. Мне тогда было 19 лет, перед выпуском нас всех перевели в профсоюз коммунальников и выдали удостоверения об окончании училища. Вот с этими документами и пошли мы в жизнь".
Директором училища, начиная с 1924 года, был Карл Феоктистович Трофименко. Учащихся тогда было не более 120 – 140 человек.
В 1927 году ремесленное училище переименовали в профтехучилище, а в 1930 году – в школу ФЗУ №1, которую передали в ведение вновь строящегося в Воронеже авиационного завода № 18. Готовящиеся школой кадры предназначались для работы на данном заводе.
Директором профтехучилища, а затем школы ФЗУ был Николай Семенович Аксёнов, он же и главным механиком, начальником производства – Николай Николаевич Станович.
Поскольку в те времена был недостаток в квалифицированных кадрах, постепенно школу начали расширять, сделав большую по тому времени пристройку механического цеха. Построили и обособленную силовую станцию с установкой двух более мощных двигателей в 75 и 140 л/с, что дало возможность пополнить оборудованием механического цеха. Число учащихся выросло до 800 человек, работа в цеху велось в две смены. Так было до 1932 года.
Учитывая, что Воронежский авиазавод №18 обеспечивала рабочими кадрами еще и Воронежская школа ФЗУ №10, руководство предприятия решило отказаться от услуг усманской школы ФЗУ, прекратив ее снабжать материалами и инструментом, стипендией для учащихся и зарплатой для преподавателей.
Поэтому с 1932 года на базе школы ФЗУ начал формироваться завод ширпотреба, изготовлявший замки, таганы, тяпки и прочий инвентарь. Выполняли и ремонт сельскохозяйственного инвентаря, изготавливали по заказу небольшие токарные и настольно-сверлильные станки, отливали в литейном цеху наклонные барабаны для Первого Московского шарикоподшипникового завода. Директором завода был Василий Дмитриевич Лабуткин, главный инженер – Иван Сафронович Петров.
Учеба оставшихся учащихся планировалась до 1933 года.
Княжинский Б. Ремесленное училище // Новая жизнь. - 1965. - 17 марта.