Усманский

краеведческий портал

Усманский учительский институт

В 1936 году умер отец, когда я училась в 8 классе. Мать осталась без средств к существованию, с шестью детьми, из которых я была самой старшей. По окончании 8 классов средней школы № 1 я поступила на 2-й курс Усманского педучилища, которое успешно закончила в 1938 году и сохранила о нем самые добрые воспоминания. Может быть, когда-нибудь удастся рассказать об интересной и плодотворной работе преподавателей и студентов этого учебного заведения.

Только один год проработала я учителем начальных классов в г. Богучар Воронежской области. Меня влекла мечта продолжить свое образование, несмотря на все трудности, которые мы тогда испытывали. К счастью, я узнала, что в Усмани открывается учительский институт. С маленьким сыном я вернулась в свой родной город.

1 сентября 1939 года начал свою работу Усманский учительский институт. В институте, как помню, функционировали два факультета: русского языка и литературы и математический.. Считаю, что мне, как и остальным студентам, повезло с директором. Им был назначен Евгений Иванович Скрипов - высоко эрудированный педагог, человек доброго сердца, который стал пользоваться большим уважением и любовью у нас. FOTO 049

А сколько доброты, чуткости, гуманности проявляла к нам Нина Леонтьевна Веткина - преподаватель русского языка и литературы. Большая умница, великая труженица, она всю теплоту своего щедрого сердца отдавала нам, студентам, а также школьникам, с которыми ей тоже приходилось работать. С большой любовью о ней вспоминают учителя и бывшие учащиеся средней школы № 2. Вот к кому так подходят слова: "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени".

Хорошо помню преподавателей института A.A.Kочетова, М.И.Зурабова, И.Х.Мацейчик, С.В.Перелыгина, П.И.Туркина, О.И.Кабанову, З.В.Истомину. Хорошие, добрые наши наставники, с какой теплотой бьется мое сердце, когда вспоминаю вас. К счастью, у меня сохранилась фотография выпускников литфака 1941 года, рядом с нами находятся и преподаватели. По фотографии узнаю многих своих сокурсников: Л.Ф.Ярмолович, К.М.Мудрагель, Лиду Котову, сестер Нину и Люсю Вороновых, Олю Тимофееву и других. К сожалению, у меня нет фотографии студентов математического факультета. Хорошо помню, что на этом факультете учились сестры Тарасовы Анна Дмитриевна и Агрипина Дмитриевна (в замужестве Махова), П.Шихов.

Студенты нашего института жили полнокровной жизнью. В то довоенное время, а затем и в годы суровой войны мы оказывали большую помощь колхозам "Муравей" (с.Песковатка), им. Бадаева (с.Девица), "Комсомолец" (с.Студенки). Выезжали с концертами художественной самодеятельности, выступали с лекциями, докладами, проводили работу по обучению неграмотных, помогали в уборке сахарной свеклы, картофеля и других культур. К сожалению, наш институт успел сделать только один выпуск.

ЕЩЕ РАЗ ОБ УЧИТЕЛЬСКОМ

В новогоднем выпуске газеты "Путь Ленина" директор института Е.И.Скрипов подвел краткие итоги работы своего учебного заведения за 1940 год. Институту - 1,5 года. Несмотря на его молодость, это было уже сложившееся и вполне окрепшее высшее учреждение народного образования с количеством студентов в 200 человек. Институт полностью укомплектован кадрами, многие преподаватели готовились к сдаче кандидатского минимума (К.К.Мозжухин, Е.С.Кобзев), а заведующий научно-учебной частью т.Буркин закончил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, т. Кобзев работал над диссертацией на звание кандидата математических наук. Намечался срок окончательной подготовки диссертаций - 1941 год. 91 процент студентов на весенней сессии сдали экзамены и зачеты. Отличные оценки получили Тюник, Шахова, Фельдшеров, Голованова, Родионова. Подавляющее большинство студентов за проведенные уроки в школах города в период педпрактики получили отличные и хорошие отметки. Евгений Иванович считал 1941 год радостным для коллектива института потому, что предстоял первый выпуск 92 учителей. В перспективе намечалось открытие заочного отделения и курсов по подготовке учителей НСШ.

В институте функционировали три факультета: исторический, русского языка и литературы, физико-математический. Преподаватели Мацейчик И.Х., Кочетов А.А., Перелыгин С.В. готовились к сдаче кандидатского минимума, стремилась повысить свой научный уровень Н.Л.Веткина, работая в институте, заочно закончила Воронежский государственный педагогический институт. На протяжении ряда лет консультировала заочников города Усмани. В институте организовано взаимное посещение лекций, семинаров, консультаций. Однако еще не на должной высоте была научно-исследовательская работа. Учительский институт в предвоенные годы был местом, где усманские учителя могли собраться на районные совещания, поговорить о своих насущных проблемах, обменяться опытом работы, послушать лекции о педагогическом наследии А.С. Макаренко, о международном положении. В марте на второй областной научной конференции учителей с докладом о коммунистическом воспитании молодежи выступили директор СШ № 3 И.АТовицкий и завуч этой же школы Н.И.Масленников.

Студенты учительского института жили полнокровной жизнью. Главным для них была учеба. И связано это было с тем, что правительство ввело платное обучение и изменило порядок назначения стипендий за успеваемость. Это дало положительные результаты: повысилось качество учебы студентов. Неудовлетворительные оценки стали редким явлением, а такие студенты как Крицкий, Левина, Фельдшеров, Буянова имели по всем предметам только "отлично". Возросло число отличников, имеющих право на получение стипендий с 24 до 66 рублей.

Бурлила в стенах института общественная жизнь, одни мероприятия сменялись другими, студенты не замыкались рамками одной только учебы, были участниками многих увлекательных интересных мероприятий. В феврале 70 студенток института и педучилища совершили 15- километровый пеший поход, сдав тем самым нормы по комплексу ГТО первой ступени. Для студентов-мужчин военизированный поход был рассчитан на 26 километров.

В середине апреля после возвращения с 20- дневной педпрактики в школах района и области состоялось распределение студентов на работу. В Алтайский край пожелали ехать В Лунева, А.Мельникова. Студенты-отличники направлялись на должности директоров школ, Смирнова - завучем, а Тюнин заведующим районо.

Наступило время государственных экзаменов - первых и в то же время последних. Председателем комиссии был назначен доцент ВГПИ Д.А.Селивестров. На каждом факультете экзамены шли по трем учебным дисциплинам. Из 48 выпускников литфака государственные экзамены по русскому языку большинство сдали на "4" и "5". Особенно хороший ответ был у студентки Молох. На "5" сдали госэкзамены Смирнова, Воронова, Родионова, Савельева, Бурых, Дуплищева. Большая заслуга в этом преподавателя Н.Л.Веткиной. На истфаке прекрасные ответы у Морозова, Анфисова, Тюнина, Королевой.

***

Грянула война... Из Усмани военкомат каждый день мобилизовывал сотни мужчин, отправлявшихся на фронт. В это же время наступила уборочная страда. Поэтому студенты, не зная отдыха, решили оказывать помощь колхозам и совхозам в уборке урожая. Студенты, проживающие в городе, работали в колхозе имени Бадаева Девицкого сельсовета, остальные - по месту проведения каникул.

Шел первый тяжелый месяц войны. Вот в такое время 17 июля учительский институт через газету объявил о приеме студентов на факультеты физмат, русского языка и литературы. Занятия начались с 1 августа.

В связи с приближением фронта и опасности воздушных нападений шла деятельная подготовка противовоздушной обороны. В институте для всех людей приготовлено крытое бомбоубежище. Весь мужской состав записан в отряды народного ополчения, овладевал военными знаниями и навыками.

Август 1941 года. Преподаватели учительского института активно подписывались на заем 3-й пятилетки. 50 процентов этого займа они единодушно решили передать в фонд обороны страны. А кроме того, ежемесячно, до конца войны отчислять на оборону 1 процент своего месячного заработка.

Наступил сентябрь. Казалось, что все будет как и впредь. Но жизнь распорядилась иначе. 12 сентября 1941 года в газете "Путь Ленина" появилось объявление: "Усманский учительский институт временно закрывается". Получилось не временно, а навсегда, окончательно...

Б.БОРЗУHOB, краевед.

НЖ-1999-№28-29-4-3

22 июня 1941 года мирный труд советских людей был нарушен: началась Великая Отечественная война. Сколько слез было пролито при этом известии. Многие преподаватели ушли на фронт. В том числе был и наш любимый директор Е.И.Скрипов.

Мой диплом, который я берегу как дорогую реликвию, подписали за директора преподаватель Буркин, на которого были возложены эти обязанности, и декан литературного факультета Веткина Нина Леонтьевна, с которой у меня сохранялись самые добрые отношения до ее кончины.

По окончании войны я долгое время вела переписку со своим бывшим директором Е.И.Скриповым, а затем эта переписка как-то оборвалась, о чем очень сожалею. Вместе с нами в одной группе училась и жена Евгения Ивановича Ийя Федоровна.

До сих пор веду переписку с Андреем Алексеевичем Кочетовым, который преподавал у нас историю, а затем долгое время работал вторым секретарем Усманского райкома партии. После отъезда из Усмани он долгое время работал председателем Совмина Карело-Финской АССР. Живет он в Петрозаводске. Для меня он всегда был примером в жизни и труде.

По окончании института мои сокурсники разлетелись по разным уголкам теперь уж бывшего Советского Союза. Однако многие остались работать в нашем городе, районе. Несколько лет преподавала русский язык и литературу в средней школе № 1 Людмила Федоровна Ярмолович. Затем вместе с родителями она переехала в Воронеж, где продолжала учительствовать. Сейчас ее уже нет в живых.

Долгое время преподавала математику в 5-7 классах А.Д.Тараканова. Сейчас она на заслуженном отдыхе, живет в Воронеже.

Надеюсь, что где бы ни работали воспитанники нашего института, они честно выполняли свой долг перед Родиной. Так нас воспитывали наши преподаватели.

К.РОДИОНОВА, заслуженный учитель школы РСФСР.

НЖ-1998-11- №133

Я  закончил один курс истфака Учительского института в 1941 году... Два года, с 1939 по 1941, два родственных учебных заведения мирно сосуществовали в одном красивейшем в городе помещении. Студенты института и учащиеся педучилища не только располагались в одном монументальном трехэтажном здании, но и имели одного директора, единую библиотеку, многих общих преподавателей.

Согласен с той высокой оценкой, которую Василий Емельянов и Александр Ракитин дают преподавателям. Ведь я их знал хорошо: кого в течение года, а кого в течение целых десятилетий.

Директор Евгений Иванович Скрипов — коммунист, был не только умен и корректен, но выделялся и внешностью: высок, красив. Нина Леонтьевна Веткина, преподававшая русский язык и литературу, обладала феноменальной памятью: любила цитировать отрывки из поэтических творений и, по ее собственным словам, знала на память роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Дочь небогатого усманского мещанина Варвара Сергеевна Савенко-Завадовская — редкой души человек, первый наставник и редактор произведений своего мужа, известного в стране писателя Леонида Николаевича Завадовского. Она пережила семейную трагедию: в период сталинщины ее муж был оклеветан, расстрелян, а сын Дмитрий погиб на фронте. В 50-е годы писателя полностью реабилитировали «за отсутствием состава преступления». 

Ходячей энциклопедией по вопросам жизни и творческой деятельности поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина называет В. Емельянов Георгия Алексеевича Костина. Не спорю, но хочу уточнить и добавить. Пальму первенства по изучению жизни и творческой деятельности знаменитых поэтов следует отдать воронежскому профессору и писателю В. А. Тонкову. Ну, а Костину, «добавить» монографию об Эртеле. Ведь живя и работая в Усмани, Георгий Алексеевич просто не мог не заинтересоваться таким маститым русским писателем, как А. И. Эртель.

С Костиным Г.А. я познакомился в середине 40-х годов, будучи студентом Воронежского пединститута. Тогда он был еще кандидатом наук, ходил слегка прихрамывая, на экзаменах был строгим судьей, не допускающим либерализации (повышения) отметок.

Ну, как забыть Ивана Харитоновича Мацейчика, который в Усмани жил до самой пенсии по возрасту. В учительском институте, как и в педучилище, он вел курс педагогики. Несколько флегматичный по характеру, он, тем не менее, умел заинтересовать студентов своим предметом, был внимательным, гуманным. Помню, на экзаменах задал мне Иван Харитонович дополнительный вопрос примерно такого содержания; «А хорошее или плохое свойство нашей памяти — забывчивость?» Я, недолго думая, говорю: «Плохое». И пытаюсь аргументировать свою точку зрения. А после экзаменатор начинает мне терпеливо объяснять, что забывчивость не такое уж и плохое свойство нашей памяти. Одно время И. X. Мацейчик являлся директором училища. Как активные члены общества «Знание» мы десятки раз встречались на разного рода совещаниях, где он делился опытом своей работы лектора-пропагандиста. FOTO 053

Светлую память о себе оставил крестьянский сын Степан Владимирович Перелыгин. В институте, а затем (после окончания Великой Отечественной войны, где ему довелось испить горькую чашу пленения) в средней школе № 2 он преподавал физику. Человек большой эрудиции, великий аккуратист. Образцовый порядок всегда царил в его кабинете, в классах-аудиториях использовалась автоматика. Объяснял сложные физические понятия ясно, доступно для учащихся. Лентяев не миловал, знал, что лень — мать всех пороков.

Просматриваю выборочно московские письма усманской уроженки Раисы Ивановны Иванчихиной — женщины преклонных лет, которая сохранила удивительную память на старое, пережитое. В Усманском педучилище Раиса Ивановна десять лет заведовала библиотекой. Ее оценка Евгения Ивановича Скрипова, как обаятельного человека высокой культуры, полностью совпадает с характеристикой' журналиста Василия Емельянова.

Невольно думаешь о талантливости русских интеллигентов, когда читаешь такие слова о молодом преподавателе Гаврииле Ивановиче Зурабове: «Сколько же в нем, наискромнейшем человеке, было ума. знаний, раскрывался на литературных вечерах, читательских конференциях. Знания других педагогов... меркли перед его знаниями».

Не буду больше утомлять читателя перечнем и характеристикой других замечательных педагогов (тут и С.С. Сацердотов, и Е.И. Старшинова, и многие другие), ибо для вывода, который хочу сделать, примеров более чем достаточно.

Простые люди из рабочих, крестьян, мещан создавали ту высокую культуру, без которой была невозможна победа над фашизмом. Нас учили умные, талантливые люди, и полученные от них знания мы передали подрастающему поколению.

Д. Комяков,

отличник народного просвещении СССР, нешт. корр.

НЖ-1991-11-28-142