Усманский

краеведческий портал

Усманский многопрофильный колледж

http://uspk48.ru/istorija-kolledzha/index.html
Город Усмань возник в 1645 г. как крепость на Белгородской засечной черте для защиты южных границ Русского государства. В XVIII в. город-воин превратился в глухой купеческий городок сонную жизнь которого оживляли редкие ярмарки. Архитектурными украшениями деревянного города с соломенной крышей были дома местных купцов. Самое красивое здание дореволюционной Усмани было построено в начале XX века для реального училища. После революции здесь размести-лась учительская семинария, а сейчас находится педагогический колледж. В самом центре города расположено одно из старейших учебных заведений в Черноземье. За годы работы Усманского педколледжа выпущено более 15 тыс. специалистов, из них 12 Заслуженных учителей РФ, сотни Отличников народного образования, мастеров спорта.
Первое учебное заведение в Усмани появляется в конце первой четверти XVIII в. 19 мая 1821 г. было торжественно открыто городское училище. Первая сельская школа была открыта в ноябре 1835г. В июне 1842г. вышел правительственный указ об открытии министерством государственных имуществ школ для казенных крестьян. После этого указа число школ в Усманском уезде значительно выросло. В 1913 — 1914 учебном году в Усманском уезде насчитывалось 147 начальных училищ ведомства Министерства народного просвещения, из них — 3 приходские в Усмани, одно железнодорожное училище — на станции Мордово ЮВЖД, 143 земских училищ, а также восьмиклассная женская гимназия и ремесленная школа. В земских школах в 1914 г. работало 343 преподавателя, в том числе 110 законоучителей (священники и дьяконы), 56 учителей и 177 учительниц. К 1 января 1914 года в земских школах обучалось 8703 учащихся (6692 мальчика и 2011 девочек). До окончания курса обучения в этом году выбыл из школ 1721 ученик. При проверке установили, что дети не могли окончить школу из-за отсутствия одежды и обуви для посещения школы осенью и зимой. Влияло на посещаемость и успеваемость то, что нередко на сборные пункты для экзаменов учащимся приходилось идти 7 — 10 верст. На содержание училищ в 1913 — 14 учебном году израсходовали по Усманскому уезду 148.760 рублей. Грамотность населения в уезде к 1920 г. достигла 19%.Важнейшим событием в культурной жизни Усманского уезда стало решение об открытии реального училища. Реальное образование — это общее сред¬нее образование, основу которого, в отличие от классического, составляли естественно-математические предметы. Реальные гимназии в России были учреждены в 1864 г., а с 1872 г. преобразованы в реальные училища, которые давали больший объем знаний по математике, физике, биологии. Их учебный план включал также химию и черчение, а вместо древних языков — немецкий и французский.
Вопрос о преобразовании городского четырехклассного училища в мужскую пятиклассную гимназию или реальное училище был поставлен на заседании Городской Управы еще в марте 1901 г. В последующие годы власти города усердно собирали сведения и материалы обо всех, открывающихся на городские средства, учебных заведениях и особенно много информации было получено о Бежецком реальном училище Твер-ской губернии.
10 марта 1908 г. Городская Управа решила открыть реальное училище по типу Бежецкого. Попечителем учебного округа было разрешено открытие учебного заведения с 1 октября 1909 г.Одни из первых учеников у входа в училище Директором 3 декабря 1909 г. был назначен статский советник Вольфганг Мак-симилианович Ретшер.
Канцелярия училища размещалась в городском доме по улице Большой (ныне ул. Ленина), где теперь находится краеведческий музей, а для учебных занятий временно было предоставлено только что сооруженное здание начальной школы на Никольской площади (ныне ул. Радищева), теперь здание средней школы № 2. Торжество открытия училища и начало занятий состоялось 17 января 1910 г.
В то же время велась подготовка к по¬стройке собственного здания училища. Гражданскому инженеру М.Н. Замятину, по проекту которого незадолго до того была построена в Усмани земская больница, был дан заказ на проект здания училища. У двух частных владельцев были приобретены пустующие земельные участки по Базарной улице (ныне К.Маркса) примыкающие к усадьбе дома, занятого канцелярией училища.
18 июня 1911 г. состоялись молебен и закладка первого камня здания реального училища (фото). Строительство велось быстрыми темпами, и уже 4-го сентября 1912 г. было доложено о готовности здания училища. Оно явилось подлинным украшением города, в иллюстрированном приложении к газете «Русское слово» был помещен снимок училища, снабженный подписью: «В маленьком уездном городке Усмани сооружено здание реального училища, могущее украсить любой большой город». 11 сентября в новое помещение было переведено реальное училище с Никольской площади, а 23 сентября состоялось торжественное открытие.
Учебный год в реальном училище продолжался с 16 августа до 1 июня. Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов утра общей молитвой. В начале урока учителя спрашивали пройденное, а потом объясняли новый материал. Учеба занимала основную часть времени в жизни реалистов (на фото – один из них), но они все же находили возможности для своих увлечений. Так с 1911 г учащиеся реального училища издавали журнал «Куранты», который выходил по понедельникам, сообщая о новостях города и уезда, в одном рукописном экземпляре объемом 8 — 40 страниц. Опыт печатной деятельности очень пригодился. После февральской революции нужно было растолковать населению значение совершившихся событий, помочь в устройстве новой жизни, по¬этому возник вопрос об издании в городе газеты. Инициатором этой идеи явился кружок преподавателей реального училища во главе с А.Д.Фадеевым. И 16 (29) марта 1917 г. № 1 «Усманской газеты» увидел свет. Районная газета существует и ныне, только называется теперь «Новая жизнь».
Однако реальное училище просуществовало в Усмани недолго. Начались страшные и грозные события первой мировой войны, двух револю-ций, Гражданской войны. Во время первой мировой войны, когда возникла реальная угроза захвата немецкими войсками Прибалтики, Иллукстскую учительскую семинарию (Латвия) перевели в Ярославль, а затем, что в августе 1918г. учительскую семинарию в полном составе преподавателей и уча¬щихся со всем имуществом переводят в Усмань и размещают в здании реального училища.
В числе преподавателей в Усмань приехали: И.В.Федюшин, И.Д.Перевоз, И.Е.Бычко-Машко. Они имели опыт педагогической работы, стремились дать своим воспитанникам прочные знания.
Выдающуюся роль в организации работы учительской семинарии, затем педагогического техникума http://uspk48.ru/wp-content/uploads/2qJqdC2_AYY.jpg 604w" sizes="(max-width: 300px) 100vw, 300px" style="box-sizing: inherit; vertical-align: middle; border-style: none; height: auto; max-width: 100%; display: inline; float: right; margin-left: 1.5em; color: rgb(33, 37, 41); font-family: sans-serif; font-size: 16px; text-align: justify;">сыграл Иван Давидович Перевоз (фото), который стал в Усмани первым директором данного: учебного заведения.
Перевоз Иван Давидович родился в 1877 г. в семье крестьянина деревни Красной Оворудского уезда Инской губернии. Он учился в деревенской школе, а затем в народном училище, имея отличные способности к учению. Окончив народное училище, поступил в городское училище. Его семья была бедной, поэтому Иван Давыдович содержал себя сам. С четырнадцати лет он стал давать частные уроки. Сдав экзамен на звание учителя начальных классов, поступил в Вилинский учительский институт. После его окончания работал преподавателем русского языка и литературы в различных учебных заведениях Прибалтики. В 1915 г. вместе с Иллукстской семинарией был эвакуирован в Ярославль, а оттуда — в Усмань. В последние годы жизни работал на различных должностях в системе народного образования.
Сохранились воспоминания первых студентов педагогического техникума о И. Д. Перевозе. Вот одно из них: «Очень хорошо помню Ивана Давидовича. Его красивое волевое лицо, проницательный взгляд карих глаз, во всем его облике чувствовалась твердость, собранность, организованность, сила. Мы, ученики, его побаивались и вместе с тем очень уважали за его гуманизм, настоящую подлинную доброту, требовательность к нам, стремление помочь каждому ученику стать человеком. Его уроки впечатляли нас».
В 1919 г. учительская семинария была преобразована в двухгодичные педагогические курсы, в 1920 г. — в педагогический техникум. В 1921 г. директором педагогического техникума становится Иван Алексеевич Венцов. Окружная газета сообщала: «Иван Алексеевич Венцов 1864 г. рожденияназначается с 16 сентября 1921 г. заведующим Усманским педагогическим техникумом». (на фото коллектив преподавателей техникума)
Финансовые затруднения вынуждают уездные органы народного образования закрыть техникум. Видимо, не без участия Венцова И.А. техникум начинает свою работу в 1924 г. Сложной была жизнь педагогического техникума в 20 — е годы. Не было учебников и учебных пособий, не хватало тетрадей. Подтверждают это воспоминания преподавателя Кузнецовой Зои Яковлевны: « … Шла осень 1924 г. Книг и учебников не было, если была книга, то одна на всех. О русской литературе большинство из приезжих учеников не имели никакого представления. Вот этих подростков, робких, малолюбознательных, тоскующих о глухомани родных деревень, нужно было вызвать к жизни, развернуть жажду знаний, любовь к труду…»
Но техникум выстоял, и каждый год увеличивал свой выпуск. В 1927 г. Усманскому педтехникуму присваивается наименование «Педагогический техникум имени Академии наук СССР». Педагогический техникум стал считаться правофланговым заведением, в Усмани.
С ростом сети школ в Усманском уезде (перепись по народному образованию показала, что в 1924 — 25 учебном году школ первой ступени — 128, а уже в 1925 — 26 учебном году количество школ первой ступени увеличилось до 189, общее количество учащихся составляло 17.236 человек) увеличился и выпуск учительских кадров в педтехникуме. Единственный раз в 1930 г. техникум выпустил 15 учителей, а в остальные годы меньше 45 «красных учителей» не было. Большинство выпускников сразу же отправлялось на работу в село, где и оставалось на постоянное место жительства.
С годами укреплялась и расширялась учебно-производственная база педтехникума. В 1930 г. в него был влит Воронежский педтехникум, В 1932 г. к нему присоединили Грязинский, а в 1935 г. — Аннинский педтехникумы. В предвоенные годы педтехникум переименовывается в педагогическое училище, а к началу Великой Отечественной войны училище признается лучшим в об¬ласти и выдвигается на Всесоюзное премирование.
В это время на каждом из трех курсов было пять групп, а в группе 30-35 человек. Успешная работа учебного заведения обеспечивалась высокой подготовкой и подбором педагогических кадров. Здесь работали преподаватели с высшим образованием и педагогическим стажем не менее пяти лет: это П.А. Санников, С.С. Соцердотов, К.А.Семин, П.Г. Комаров и многие другие.
В 1936 г. состоялся первый выпуск на заочном отделении техникума. В последующие три года выпуск на заочном отделении увеличился с 69 до 210 человек. Для преподавателей, не имевших специального педагогического образования, на базе педтехникума была создана группа экстернов. Каждый год экстерном педтехникум заканчивало 50-60 человек, все они получали глубокие педагогические знания, становились специалистами высокой квалификации.
В предвоенные годы в педтехникуме произошло значимое событие, его переименовали в педагогическое училище. В это время сложился крепкий, дружный и сплоченный коллектив. Много труда и энергии воспитанию молодых педагогических кадров отдавали К.А. Семин, А.К. Мацейчик, И.Х. Мацейчик, П.А. Санников, С.С. Соцердотов, П.Т. Комаров. К началу Великой Отечественной войны училище признается лучшим в области и выдвигается на Всесоюзное премирование.
В июне 1941 г. педучилище сделало последний предвоенный выпуск специалистов и прервало свою работу на семь месяцев. С началом войны многие преподаватели и студенты ушли на фронт.
10 июня 1942 г. педучилище переехало в дом № 105 по улице Радищева, а свое здание предоставило госпиталю. Для раненых бойцов силами учащихся было проведено несколько вечеров самодеятельности, собраны средства для приобретения новогодних подарков (конвертов, открыток, табака, курительной бумаги).
С 1 мая 1942 г. педучилище взяло шефство над детским домом. В течение военных лет учащиеся неоднократно принимали участие в оборонных работах и уборке урожая. Затем в здании педучилища располагался Воронежский сельскохозяйственный институт.
Трое выпускников училища за свой ратный подвиг получили звание Героев Советского Союза. Это М.П. Константинов, М.П. Васильев, В.А. Беляев.
Михаил Петрович Константинов (фото) окончил реальное училище. В армии с 1919г. Участник Гражданской войны. В 1926 г. окончил курсы усовершенствования командного состава. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941г.
Михаил Петрович был командиром 7-го гвардейского кавалерийского корпуса на 1-м Белорусском фронте. Гвардии генерал-лейтенант Константинов участвовал в освобождении Польши. 6 апреля 1943 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1947 г. окончил высшие академические курсы при Военной академии Генштаба, затем находился на командных должностях. С 1964 г. генерал-полковник в запасе.
М.П.Константинов награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, 3 орденами Красной Звезды.
Михаил Павлович Васильев (фото) окончил педучилище в 1940 г. Немного учительствовал в одной из начальных школ Воронежской области. Когда началась война, в августе 1941 года был призван в ряды Красной армии. Два с половиной месяца был курсантом артиллерийского полка в Воронеже. А со второй половины ноября началась его фронтовая жизнь. Воевал на Юго-Западном фронте, прикрывал подступы к Воронежу. В этих боях получил первое ранение. В декабре 1942 г. в тяжелом и неравном бою Михаил Павлович был снова тяжело ранен, пришлось долго лежать на госпитальной койке. Но, выйдя из госпиталя, он снова — на передовой. С начала апреля 1943 г. по март 1945 г. был командиром орудия 7-го Гвардейского кавалерийского корпуса генерала М.П. Константинова. Михаил Павлович Васильев — участник целого ряда военных операций — Черниговской, Ковельской, Мозырьской, Владимиро-Волынской, за участие в которых награжден различными орденами и медалями. 31 мая 1945 г. М.П. Васильеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Василий Александрович Беляев (фото) родился в 1918 г. Еще учась в школе, избрал профессиюВасилий Александрович Беляев учителя. Поступил в педтехникум и окончил его. Затем работал учителем начальной школы. В 1939 г. его призвали в армию. С первых дней войны Василий Александрович — на передовых позициях. Сражался на Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В июне 1942 г. был ранен. Награжден многими орденами и медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено Василию Александровичу Беляеву указом Верховного Совета СССР от 24 июня 1945 г.
В мае 2005 г. на фасаде здания была установлена мемориальная доска посвященная выпускникам — Героям Советского Союза.
В трудные военные годы учебное заведение продолжало готовить учителей начальных классов, ведь школы как никогда нуждались в педагогических кадрах. Нужно было срочно подготовить смену тем, кто ушел сражаться с врагом. Много забот и тревог в это время выпало на долго директора Ивана Харитоновича Мацейчика (фото).

После Великой Победы в педучилище восстанавливается учебно-производственная база, подорван¬ная войной, в коллектив приходят новые преподаватели. В 1950 г. в Усмань было переведено Липецкое педучилище. Такое решение было не случайным. В Усманском педучилище работали высококвалифицированные преподаватели: Т.В.Спасская, Т.Д.Символокова, В.С.Завадовская, Н.Л.Веткина, П.В.Гребенник и другие. Этими преподавателями гордился техникум, все они имели высшее образование и большой стаж работы.
Яркий след в истории педагогического училища оставила Нина Леонтьевна Веткина (фото). Она была не просто учитель, а учитель с большой буквы, как говорится, от Бога. Такого мнения о ней ее многочисленные ученики, коллеги и просто те, кому приходилось к ней обращаться.
Из воспоминаний ветерана педколледжа, преподавателя русского языка и литературы, Смольяниновой Марии Серафимовны: «Нина Леонтьевна занимала активную жизненную позицию и даже после ухода на пенсию не могла оставаться в бездействии. Она организовала «Университет культуры». Главную цель, которую ставила перед собой Нина Леонтьевна, — дарить людям прекрасное. Однажды мне пришлось выступать перед жителями города с лекцией о Н.А. Островском. Все дело в том, что срок, который назначила мне Нина Леонтьевна, — 31 декабря. Я засомневалась, соберется ли аудитория, но Нина Леонтьевна уверила меня в том, что лекция состоится. Действительно, в Новогодний вечер собралось немалое количество народа, чтобы повысить свой культурный уровень. Этот факт говорит о том, что Нина Леонтьевна умела оказать влияние на людей с помощью своего обаяния. Мы, преподаватели, которых она пригласила в свой “университет“, ни в чем не могли ей отказать, и было ужасно стыдно перед ней, если что-то не смогли сделать».
В 1954 г. из смежных районов Воронежской, Орловской, Курской и Рязанской областей была образована Липецкая область. Отделу народного образования Липецкой области были переданы Усманское и Лебедянское педучилища. Администрация Липецкой области посчитала, что с подготов-кой педагогических кадров справится одно училище 1 августа 1957г. в соответствии с решением исполкома областного Совета депутатов трудящихся закрыла Усманское педучилище.
В 1965 г. педучилище вновь начинает свою работу. В это время в педучилище начинают свою работу молодые преподаватели музыки: Крысоватый Я.Е., Корж В.И., Елагин И.А., которые внесли в развитие культуры Усманского района новую струю.
В 1966 г. директором педучилища становится Дмитрий Тихонович Свиридов (фото). Д.Т. Свиридов — известный педагог, ветеран труда. Начав педагогическую деятельность школьным учителем в 1930 г., он в течение 48 лет работал в органах народного образования. Дмитрия Тихоновича отличали высокая трудоспособность и требовательность, скромность, чувство нового, доброжелательность и чуткость к людям.
Вот что вспоминала преподаватель естествознания педучилища Анна Михайловна Костышина о Дмитрии Тихоновиче: «Под руководством Дмитрия Тихоновича проработала 22 года. Был прекрасным педагогом, отлично знал психологию человека. Он умел воздействовать на людей, видел в них буквально все, умел подмечать в них положительные и отрицательные качества. Стиль его руководства — авторитарный. Подходили к его кабинету и дрожали. В течение недели проводил не менее двух педсоветов. Умел увлекать работой. В работе учитывал все».
В 1966 г. в педучилище открывается отделение физического воспитания. Вот выписка из приказа № 66 по Усманскому педагогическому училищу от 30 июля 1966 года: «Согласно народно — хозяйственному плану принять на первый курс отделения физического воспитания учащихся, имеющих неполное среднее образование, в количестве двух групп (60 человек) с 3-х летним сроком обучения».
Появление отделения физического воспитания было связано с тем, что в школах не хватало преподавателей физкультуры. С 1966 года педучилище ежегодно набирает две группы на физкультурное отделение с 3-х летним сроком обучения.
Вспоминает выпускник отделения физического воспитания Николай Страхов (на фото второй слева в нижнем ряду): «Мне довелось учиться в Усманском педагогическом училище на заре становления отделения физического воспитания. В 1967 г. поступил в специализированный педагогический класс, а в 1968 г. его окончил. Сегодня Н.Н. Страхов главный редактор районной газеты «Новая жизнь».

Физкультурное отделение — гордость педагогического колледжа. Здесь обучаются и воспитываются не только квалифицированные специалисты физической культуры, но и благородные и преданные Родине граждане России. На отделении только за последние 3 года подготовлено 5 мастеров спорта, 12 кандидатов в мастера спорта, 88 перворазрядников.
Особое внимание военно-патриотическому воспитанию. Команда колледжа — постоянные участники соревнований различного уровня: трижды победители межрегиональной военно-спортивной игры «Марш — бросок «Куликово поле», дважды чемпионы межрегионального военно-спортивного конкурса «Державы Российской орлы» в городе Орле. Трижды чемпионы первенства Центрального Федерального Округа по допризыв¬ной подготовке в городе Костроме, призеры финала России по допризывной подготовке в городе Рязани, Улан — Удэ, Щелково, чемпионы финального смотра по общефизической подготовке в городе Анапе и призеры международной спартакиады по допризывной подготовке в городе Брянске.
Колледж стабильно держит второе место в областной круглогодичной спартакиаде среди студентов учреждений среднего профессионального образования. В 2006 г. отделение физвоспитания Усманского педколледжа отметило свое 40-летие.
С 1979 по 1984 год директором педучилища была Александра Васильевна Стародубцева. В это время в педучилище было три отделения. Одно из них готовило учителей начальных классов, другое — учителей физической культуры, третье — воспитателей. Жизнь студентов как всегда была насыщена огромным количеством дел — учебных, воспитательных, спортивных. Была организована работа педклуба «Романтик» для подготовки студентов к практике, создана агитбригада «Факел», которая выезжала по селам, предприятиям, участвовала в различных сборах. В это время хозспособом была осуществлена пристройка спортивного зала (450 кв. м.).
В 1984 г. директором педагогического училища становится Виктор Иванович Шишкин, выпускник педучилища 1972 г.
С 1991 г. в педучилище проводится подготовка студентов по 10 дополнительным специальностям: «Учитель музыки», «Учитель иностранного языка», «Учитель русского языка и литературы», «Учитель биологии», «Учитель ИЗО», «Учитель математики», «Учитель общественных дисциплин», «Учитель трудового обучения», «Воспитатель детского дома, школы – интерната», «Воспитатель ГПД».
В 1994 г. педучилище приобрело статус колледжа. Это событие совпало с 75-летием учебного заведения. Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа, реализующее углубленные образовательные программы среднего профессионального образования. Руководителем колледжа остается директор Виктор Иванович Шишкин – «Заслуженный учитель школ Р.Ф.», «Заслуженный работник по физической культуре и спорту».
В 1999 г. педколледж входит в состав учебно-педагогического комплекса при ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет».
В настоящее время в колледже создана и функционирует многоуровневая система непрерывного педагогического образования. В ее основу положены следующие принципы:
• Принцип многоуровневости и многоступенчатости системы непрерывного образования.
• Принцип преемственности образовательных программ.
В колледже обучаются 710 студентов, в распоряжении которых 20 учебных кабинетов, 15 кабинетов для индивидуальных занятий, актовый и читальный залы, тир, 2 компьютерных класса с доступом к сети Интернет, 5 спортивных залов: гимнастический, спортивных игр, борцовский, хореографии, тренажерный. Колледж использует плава¬тельный бассейн, городской парк и стадион. Подготовку специалистов ведут 111 преподавателей, из них 87 (78,4%) — с высшей квалификационной категорией. Каждый третий преподаватель — выпускник нашего колледжа.
Студенческая жизнь не ограничена только аудиториями; предметные кружки, факультативы, спортивные секции, кружки по интересам, студенческие научно-исследовательские общества помогают реализовать и раз¬вить творческий и культурный потенциал. В течение учебного года проводятся студенческие вечера, конкурсы, концерты. Ежегодный областной смотр — конкурс «Студенческая весна» — результат работы самодеятельных коллективов. Усманский педагогический колледж — это учебное заведение с богатыми традициями: День знаний, День открытых дверей, спортивные праздники, Праздник первого пробного урока, конкурс «Студент года», День первокурсника, Праздник цветов — тот неполный перечень добрых и славных дел, которые стали гимном учительской профессии, символом красоты и духовности.
В ноябре 2001 года открыт музей колледжа, являющийся центром патриотического и гражданского воспитания студентов, сохраняющий историю учебного заведения. (на фото губернатор Липецкой области О.П. Королев в музее педколледжа).