Усманский

краеведческий портал

Товицкий И.А. Записки об образовании и становлении средней школы № 3

В эти суровые дни войны с октября 1941 года наша се­милетка была преобразована в среднюю школу № 3. Произошло это при следующих обстоятельствах: в километре от школы в Пригородке разорвался большой вражеский снаряд, а на станции Усмань в 3-х километрах от города горел состав с боеприпасами, рвались снаряды. Вражеский самолет бомбил поселок у вокзала, горели дома колхозников. При погрузке раненых было убито несколько че­ловек солдат, медсестра, убит директор Птицепрома.

Враг подошел к Воронежу, начались пожары. В результате боев город Воро­неж сгорел и был разрушен на 95%, он защищался героически проявляя чудеса храбрости. (Вызывает сожаление почему ему не прис­воено звание Героя?) Напуганные взрывами жители Пригородки в панике бежали по городу. Пользуясь преимуществом, враг углуб­лялся все дальше вглубь страны. Многие стали эвакуироваться из Усмани. Директор новой средней школы № 6 т. Житенева вместе с своим мужем председателем Райисполкома выехали из города. ГОРОНО поручил мне объединить две школы в одну под названием средняя школа № 3.

Здание СШ №6 было занято под госпиталь. Занятия велись в домах колхоз­ников и райтопа в две смены.

Наша НСШ №3 расположилась в здании Пригородного сельсовета. Занятия велись тоже в две смены. Здание семилетки было занято воинскими частями. От шестой школы я принял 5-е, 6-е, 7.-е, 8-е, 9-е и 10 классы. Начальных классов в шестой школе не было. Она существовала только один год.

Пришло много учащихся, большой коллектив учителей. Зани­мались в разбросанных трех зданиях в две смены. За короткую перемену преподавателям приходилось бегать на уроки то в одно, то в другое здание. Особенно чувствительно приходилось осенью в грязную погоду. Здание отапливалось плохо. В классах тесно и прохладно. Во всех трех зданиях была большая скученность. Не бы­ло даже учительской, не говоря уже о комнатах для других мероприятий. Трудностей на пути было много. Но, несмотря на это, все были охвачены большим энтузиазмом. С чувством большой ответственности перед Родиной работали все мы.

В это время страна переживала страшные дни войны. Рабо­та в школе осложнялась многими причинами. Пришли новые учителя. Надо было много поработать администрации, чтобы создать и спло­тить новый работоспособный, дружный коллектив учителей. Пришло много новых учеников старших классов. Надо было приучать и их к нашим порядкам. Черев 2 1/2 месяца воинские чести освободили здание НСШ, и мы все перешли сюда. Две смены. Тесно, но лучше. Все в одном месте. Так, бывшее до революции здание земства, при­способленное под начальную школу, потом семилетку, теперь вмести­ло в себя большую среднюю школу.

Суровые дни войны наложили на весь советский народ свой отпечаток. Серьезнее стали я мы в школе. Ненависть к врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, вызвала гнев всего советского народа. Развязав войну без предупреждения, по разбойничьи, Гитлер расчитывал на скорую победу. Маршем, молниеносно, прохвост надеялся пройти по Европе, дойти до Урала, соединиться с японскими войсками и, таким образом, завладев страной, превратить наш народ в своих рабов. Но враг просчитался и нашел для себя могилу в своем логове Берлине.

Вот мы, как сказал я ранее, теперь все вместе в одном здании. На протяжении недели я наблюдаю за поведением коллек­тива. Казалось бы, надо жить дружно и хорошо учиться. Но, вот, слышу: «Это наша - а не ваша школа». «Нет, не ваша, а наша», - отвечают другие. Чувствую, назревает нездоровая атмосфера между коренным и вновь пришедшим коллективами учащихся.

Собираю всех учащихся в большом коридоре. Здесь же учителя и другие сотруд­ники школы. Крепко предупреждаю, чтобы я больше никогда не слы­шал: «Моя, твоя». Школа наша общая. Все мы имеем одинаковое право на это здание. Мы все должны жить дружно, хорошо учиться. Мы составляем большую семью и, оттого, как мы будем жить и тру­диться, зависит успех или постигнут нас неудачи. Не забывайте никогда, в какое время мы живем. Сказал и распустил учащихся по классам на уроки.

Мы, педагоги, много поработали над организацией ученического коллектива, как по отдельным классам, так и по всей школе.

Здание школы с раннего утра и до позднего вечера было заполнено учащимися. В работе встречалось много трудностей, но их было во много раз больше на фронте у наших славных защитников Родины. Сознание этого заставляло наш коллектив работать с большим напряжением.

Дружба - большое дело, великая сила. Коллектив школы оказался на высоте своего положения, с честью выдержал экзамен в период тяжелых испытаний для нашей Родины. Он был очень дружен.

Шли годы. Крепла наша новая объединенная средняя школа. Вскоре мы добились высокой успеваемости. Первые золотые медали получили ученики нашей школы - Исполатова Наталья и Воробьев Николай (теперь врачи).

Николай Николаевич Воробьев - депутат Райсовета, успешно справлялся с работой главного врача г. Усмани, а Наталья Григорьевна Исполатова - Ростовцева лечит граждан г.Ленинграда.

Наша новая средняя школа № 3, как и бывшая НСШ № 3, не усту­пила первенства в районе. Как когда - то первая Пригородная начальная, потом Образцовая Усманская начальная, а затем и Усманская НСШ № 3, она продолжала быть передовой, идя по пути своих предшественниц. Все эта школы размешались в порядке оче­редности в одном и том же здании по улице Комсомольской в доме № 1.

Нашу школу признали в области, центре. О ней писали. Нас посещали представители области, Москвы. За высокие показатели в учебно-воспитательной работе в 1946 роду воронежские Облисполком и ОБЛОНО премировали школу 3500 рублями.

Успехов школа добилась благодаря дружному, крепко спаян­ному коллективу учителей. С сознанием своего высокого долга перед Родиной в дни нависшей большой опасности для нее педаго­ги работали, не покладая рук, с особой любовью учили и воспиты­вали вверенных им страной детей, готовя ив них достойное пополнение великой освободительной армии.

Вот они, мои дорогие товарищи по работе - лучшие педаго­ги, горячие патриоты Родины - Дмитриева М.В., Масленников Н.И (завуч), Страхова А.И., Забарная И.М, Котова К.А., Мудрагел К.М., Шестова А.С., Михнюк А.И., РазумовскийМ.И., Алабовская М., Дубняков И.П., Федюшин И.В., Товицкая Т.К., Попова В.Н., Веткин А.А., Костенко М.И., Смирнова Л.Д., Алабовский А.П., Иванова М.Я., Буханец А.В. и многие другие.

Школа никогда не забудет и своих бывших воспитанников, отдавших свою жизнь за счастье народа в период Великой Отечест­венной войны. Это были молодые, красивые, еще не познавшие жизни во всей ее красе, отважные юноши - комсомольцы. Самое дорогое - свою жизнь отдали они в борьбе с врагом. Вот их имена: Витя Разгулов, Сереже Белозерцев, Вася Митин, Юра Успенский, Сеня Семенихин и многие другие. Почти все они пошли добровольцами защищать Родину. Все они были комсомольцами.

Саша Белозерцев (ныне полковник, г. Чехов) рассказывал мне: «Я шел в наступление на врага рядом со своим двоюродном братом Сережей Белозерцевым. В этот момент Сережа был тяжело ранен в живот. Но он не бросил винтовки, продолжал идти на врага, пока не упал, умирая. Семнадцатилетним Сережа пошел воевать добровольцем. Единственный сын у матери. В школе он всегда был подтянутым, аккуратным, хорошим общественником. Все годы учился на отлично. Не успел он закончить десятый класс. Родина в опас­ности. Надо было идти защищать ее. И вот он разил винтовкой врага пока не упал, умирая. Сережа в быту был очень скромным комсомольцем. Председатель учкома.

Разгулов Витя - единственный сын у родителей. Комсомолец. Окончил 10-й класс, он добровольцем пошел защищать Родину. Несколько месяцев курсов. И вот Витя - летчик. Сделал несколько вылетов. Громил врага. Но во время воздушного боя загорелся самолет Вити, и он сгорел вместе с ним. Высокий, красивый юноша 18 лет. Прекрасный артист школьного драмкружка, очень скромный, вежли­вый. Таким остался в памяти. И Сережа, и Витя погибли героями. Bсe мы любили их в школе. Память о них будет вечной. Враг отнял любимых сыновей у матерей Александры Ивановны Разгуловой и Нины Дмитриевны Белозерцевой.

Прошли годы, но до сих пор при встрече я вижу слезы на глазах этих матерей. Тяжелую боль сердца ничто не может заглушить. Часто я встречаю бывшую учительницу Антонину Яковлевну Успенскую, маму нашего дорогого Юры, этого стройного, высокого, красивого парня, комсомольца 18 лет. Юра Успенский был человеком высокой культуры, начитанный. Все годы учился только на пять. И каждый раз при встречах с его мамой мы вспоминаем героя войны - дорогого Юру.

В период Великой Отечественной войны средняя школа № 3 не была в стороне. Учащиеся нашей школы вместе с учителями принимали активное участие в сельскохозяйственных работах на полях колхозов и совхозов не только в своем районе, но и далеко за его пределами. Несмотря на сильные морозы, зимой приходилось старшим классам далеко от города рыть окопы. Ребята понимали тяжелое время для Родины, и по зову партии, комсомола шли выпол­нять свой долг. Хорошо помню, как в сильный морозный день, когда я провожал 10-й класс на рытье окопов, комсомолец Юра Абрамавич никак не хотел отставать от своих товарищей, несмотря на то, что он был нездоров, с повышенной температурой. Никакие уговоры не остановили его. Он пошел вместе со всеми. Ни грязь и дождь, ни сырая осенняя погода, ни морозы и пурга - ничто не могло остановить ребят.

Тот же Юра Абрамович (ныне научный работник Воронежского сельскохозяйственного института) по окончании10 -го класса сразу же пошел воевать с врагом. При форсировании Днепра был pанен. Но Юра не пошел в госпиталь, не бросил оружие, а продолжал идти вперед, громить врага.

А вот с фронта нам в школу прислали газету с статьей «Мужественный командир». Вот, что рассказывает красноармеец - фронтовик Гурин Е. о мужественном молодом командире Матвееве Иване, бывшем учащемся третьей средней школы:

«Говоря об успехах отделения, его жизни, нельзя обойти его командира сержанта Ивана Матвеева. Всем мы обязаны ему, этому 19-летнему юноше с горячим сердцем патриота.
Признаться, после первой вражеской пулеметной очереди мы все сосредоточили взгляд на командире: не оробеет ли? Но он решительно командовал нами: «Огонь по врагу! Враг не должен пройти, пока в нашей груди бьется сердце!
Война воспитала из него настоящего воина. Я и другие бойцы, постарше его, любим и уважаем своего командира - волевого, пытливого, инициативного, знающего. Сержант Матвеев авторитетен во всей роте. Не даром комсомольцы избрали его своим комсоргом.
С таким командиром мы научимся мастерству своего дела. С ним смело и уверенно будем бить ненавистного врага.

Красноармеец Е.Гурин».

В школе под руководством преподавателя Дубнякова Ивана Павловича хорошо работал драмкружок. Сам Иван Павлович был прекрасным артистом и увлек ребят. Наш драмкружок часто высту­пал в колхозах и полевых станах, перед воинами Советской Армии.

По инициативе администрации и комсомольцев в школе часто устраивались очень хорошие вечера встреч с бойцами Советской Армии. Проходили они на высоком идейно-политическом уровне. Велись задушевные беседы. Школа шефствовала над госпиталями, бо­лее всего над тем, который был размещен в здании теперешнего педагогического училища. Наши посещения раненых превращались в волнующие встречи. Дети выступали с художественной самодеятель­ностью приносили разные подарки бойцам, продукты, бумагу, карандаши, конверты, махорку и прочее. Директор кратко информировал бойцов о работе в школе. Все это выливалось в атмосферу дружбы и теплоты.

В дни посещения госпиталя моя квартира превращалась в настоящую большую кухню. Здесь много готовилось кое-чего для наших дорогих защитников Родины. Наши посещения раненых бойцов были теплыми, задушевными. В ваших детях - школьниках воины видели своих покинутых родных детей. Вспоминали их, переживали, обнимали наших учащихся, целовали, плакали и все просили прихо­дить еще.

В подготовке к таким посещениям играли большую роль учите­ля Антонина Ивановна Страхова, Татьяна Корниловна Товицкая, Мария Венедиктовна Дмитриева, Александра Сергеевна Шестова, Клавдия Михайловна Мудрагель. Особенно следует отметить работу Антонины Ивановны Страховой. Это человек неиссякаемой энергии, прекрасный организатор ученической массы. Шефствуя лично над одной палатой больных, Антонина Ивановне буквально выходила, поставила на ноги одного молодого раненого офицера. С благо­дарностью советский офицер вспоминает имя своей опекунши. Пос­ле войны он приезжал к Антонине Ивановне, чтобы еще рее побла­годарить ее за материнское отношение. Спасла она от смерти и другого подшефного, кажется, танкиста.

Часто выступления наших ребят в общественных местах производили глубокое впечатление на слушателей и заставляли их глубоко переживать. Особенно оставляли глубокий след в сердцах слушателей выступления учениц 10 класса Бобровой Маруси (ныне преподавательница Усманского совхоза - техникума) и Стрельни­ковой Инны (ныне Зам. главного врача больницы г. Усмани и депутат Горсовета). Их выступления трогали сердца матерей. Гла­за наполнялись слезами. По щекам текли ручейки.

Школа вела большую переписку с бойцами фронта, посылала им много посылок с продуктами, махоркой, письменными принадлежностями, теплыми чулками, варежками, перчатками, шарфами и т.д. Один командир танкист завязал задушевную переписку с нашей ученицей 2 класса. Он писал ей, что у него дома осталась такая же дочка и не знает, жива ли она? Враг занял эту местность.

В период Великой Отечественной войны школа принимала активное участие в оказании помощи фронту средствами. На строительство танков и самолетов была собрана немалая сумма денег. Так, за один из военных учебных годов учащимися нашей школы было собрано до 33 тысяч рублей, послано 7 больших и 14 небольших посылок, до 300 теплых писем бойцам. Горя желанием помочь фронту, многие ребята приносили свои сбережения. Каждый класс старался занять первое место по сбору денег. Такие пионеры как Пономарев Ваня, Несветаев Гриша, Бугаков Паша и многие другие вносили по 100-160-200 рублей. Часто инициатором вы­ступал 6-б класс под руководством классной руководительницы Антонины Ивановны Страховой.

По инициативе комсомольцев в школе была проведена вещевая лотерея. Этот момент совпал с сообщением Cовинформбюро об освобождении нашими доблестными войсками города Харькова. Свыше 400 вещей принесли бесплатно сами ребята на эту лотерею. За два часа было собрано от нее 3500 рублей, которые были пе­реданы на постройку самолета «Усманский школьник».

От Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами школа получила телеграмму с выражением благодарности за забо­ту о Красной Армии и помощь фронту.

Как только был освобожден от фашистов Воронеж, мне сообщили по телефону. Раздался продолжительный школьный зво -нок, зовущий на общее собрание. Вот все учащиеся в сборе. Пришли педагоги и другие сотрудники школы. Коридор полон людей.
- Нашими доблестными войсками освобожден от врага родной Воронеж, - сообщил я. Радости не было конца. Коридор содрогался от аплодисментов и ура.

В нашей школе обучалось много воронежцев. Они плакали. Это были слезы радости.

В школах, в которых мне приходилось работать, постоян­ными моими друзьями были пионеры и комсомольцы. Они были моими помощниками во всех мероприятиях. Быстро отвечали на мой призыв и в период коллективизации сельского хозяйства, и ликвидации неграмотности среди взрослого населения, и в мирное, и в военное время.

Вообще работа с пионерами и комсомольцами у нас в школе была поставлена неплохо.

Пионервожатая Страхова Люба хорошо подготовила в НСШ №3 своих пионеров для вступления в комсомол. Простая, живая, энергичная, она заслужила любовь и уважение всего коллектива школы. Пользуясь помощью педагогов, она хорошо поставила пионер скую работу в школе.

Наша Любе знала много песен, игр, умела художественно прочитать рассказ, красиво напечатать лозунг, оформить стенгазету, изготовить фотомонтаж, была хорошей физкультурницей. Люба прекрасно умела проводить пионерские сборы с хорошо продуманной и содержательной программой. Она знала каждого своего пионера и внима­тельно следила зa его постепенным развитием. Любa всегда была с пионерами, и они платили ей за это своею любовью. Наш дети ни­когда не скучали на переменах. Под ее руководством наши большие перемены всегда были заполнены массовыми хорошими играми, пением, танцами, физкультурными номерами. Все дети 3 и 4 классов были пионерами. У них всегда с Любой находилось какое - либо разумное дело. Пионерская организация была авторитетной, а пионер - примером и в учебе, и в дисциплине.

Страхова Люба незаметно продвигала своих пионеров все вперед и вперед. Она во многом содействовала успехам школы. И не случайно профессор Селиханович А.В., наблюдавший за всей на­шей работой непосредственно в школе на протяжении двух месяцев, сказал ей: «Люба, ваше имя действительно оправдывается вашими делами».

Секретарь комсомольской организации Стрельникова Инна, а затем и Маликов Валя получили хорошее пополнение в комсомол.

В дни Великой Отечественной войны, комсомольцы школы с честью оправдали свое имя. Они всегда были впереди и на фронте и в тылу.

За время войны здание бывшей средней школы № 6 значительно пострадало. Оно было сильно запущено. Требовался большой ка­питальный ремонт. И он был произведен в 1947 году в очень труд­ных условиях: не было своего транспорта, не хватало строительного материала, отсутствовали рабочие руки и прочее. Восстанав­ливать это здание по распоряжению Райисполкома и Районо пришлось мне. В конечном итоге, все трудности были преодолены, и в первой половине октября 1947 года здание школы было готово. Средняя школа № 3 целиком перешла в это здание.

В старом же здании разместилась новая областная школа -интернат для слепых детей. Я остался директором этой школы.

За годы своего существования школой № 3 выпушено из 10- х классов свыше двух тысяч человек. Из них около ста человек награждены золотыми и серебряными медалями, как, например: Исполатова Н., Воробьев Н., Матвеева В., Товицкая Тамара, Товицкая Зоя, Губина Тамара, Губин Саша, Гоев С., Корчагин С., Машков В., Федотова Соня, Роев В., Пчельникова Н., Харина Р., Клепинина Т., Клепинин Боря, Касимова Т., Сиротин А.,Суслов П., Салтыкова Л., Прозоровские Люба и Оля, Добровольская Т., Новицкая Люда, Пешков В., и многие другие.

Средняя школа № 3 гордится своими многими бывшими учениками, которые в настоящее время работают на разных участках коммунистического строительства…

Я уже давно не работаю в этой школе, но на протяжении нескольких последних лет мне приходится присутствовать в СШ №3 на экзаменах в 8-10 классах в качестве представителя РОНО и Райкома союза и убеждаться в том, что коллектив школы продолжает поддерживать честь своей школы.

Отрадным является то, что многие окончившие эту школу неплохо держат экзамены в ВУЗах. А Новицкая Люся являлась гордостью Воронежского университета, фото ее красовалось в университетской газете. В 1971 году Люся защитила диплом и получила назначение на работу.

Вот та краткая история средней школы № 3, которую полезно знать тем, кто в ней сейчас учится.

МОСКВА, КРЕМЛЬ
Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Дорогой наш и любимый Иосиф Виссарионович—Великий Полководец непобедимой Армии!

Каждый день мы радуемся победам любимой Армии. С ра­достью мы шефствуем над ранеными бойцами, ведем пере­писку с фронтом. Неоднократно принимали участие в сборе средств на подарки бойцам, на вооружение родной Армии. Сейчас мы снова собрали 9.000 рублей на танковую колонну и внесли в банк. Примите от нас этот маленький подарок в общее дело разгрома врага.

Желаем новых успехов родной Красной Армии под Вашим верховным командованием. Будем достойной сменой наших отцов и братьев. Сбор средств продолжается.

Директор Усманской третьей средней школы И.ТОВИЦКИЙ.
Секретарь комсомольской организации Л. СОЛДАТОВА:
Учком КУЗЬМИЧЕВ.
Учащиеся: А. АНИСИМОВА, КОРОВИНА, Г. СЕЛИВАНОВА, А. ДЕМИХОВА, МИШАНИНА.

УСМАНЬ, ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Директору школы тов. ТОВИЦКОМУ
Секретарю комсомольской организации тов. СОЛДАТОВОЙ
Учкому тов КУЗЬМИЧЕВУ
Учащимся т.т АНИСИМОВОЙ, КОРОВИНОЙ, СЕЛИВАНОВОЙ, ДЁМИХОВОЙ, МИШАНИНОЙ

Прошу передать учителям и учащимся школы, собрав­шим 9.000 рублей на строительство танковой колонны,— мой братский привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН.[1]

 


[1] «Путь Ленина», № 19, 20 апреля 1944 года.