Ярослав Крысоватый родился 9 мая 1941 года более чем в тысяче километров от Усмани — в поселке Гримайлов Тернопольской области на Украине.
С 7 по 10 класс Ярослав играл в духовом оркестре при местном Доме культуры. А после школы директор Дома культуры пригласил его на работу — и целый год Ярослав занимался с мальчишками, которые хотели освоить игру на духовых инструментах.
К тому времени он самостоятельно освоил баян и нотную грамоту. Именно таких талантливых молодых людей набирали для учебы в культпросветтехникум в Теребовле.
— Конечно, средств для жизни маловато было, — говорит Ярослав Евстафьевич, время-то послевоенное. Но после года обучения в техникуме меня направили на практику в городской Дом культуры. Получилось, что моего предшественника забрали в армию — отсрочки закончились... Так я стал баянистом Дома культуры.
После окончания техникума Ярослав продолжил работу в Доме культуры до самого призыва в армию. Хотя и практиковали тогда отсрочки для музыкальных руководителей, он сам пришел в военкомат. Когда там узнали, что Ярослав получил музыкальное образование, то пообещали как можно скорее направить его в хорошую воинскую часть.
1 ноября 1961 года Ярослав Евстафьевич уехал в Тернополь в военкомат. Родители даже еле успели его проводить на сборный пункт. Оттуда его направили служить в Закарпатье, в специальные войска радиоперехвата. Ярославу довелось слушать «морзянку» французов, ведущих войну в Алжире, перехватывать передачи американских и других спецслужб. Свои послания американцы передавали в эфир на высокой скорости — для расшифровки приходилось записывать их на пленку и замедлять при прослушивании. Работа адская. Ярослав даже поддался на уговоры и ушел в подразделение, занимавшееся перехватом фототелеграфических сообщений.
И в армии творческая натура музыканта не дала Ярославу покоя.
— Получилось, что вся художественная самодеятельность оказалась на мне. Организовал духовой оркестр, инструментальный ансамбль и даже хор из солдат и жен офицеров части. Даже хореографией занялся и ставил танцевальные номера... Так и отслужил в армии три года и десять дней.
Армейский друг, работавший в то время в Лебедянском педагогическом училище, написал Ярославу письмо, в котором приглашал приехать работать преподавателем музыки.
Однако Ярослав решил после армии посетить родные места, вернулся в родное культпросветучилище. Услышав о том предложении, которое поступило молодому музыканту, его учителя порекомендовали Ярославу съезить и посмотреть условия работы. Вот так 27 декабря 1964 года Ярослав Евстахович приехал на липецкую землю. В январе был принят на работу преподавателем музыки и пения в Троекуровское педучилище. А весной 1965 года педагогическое училище было переведено в город Усмань.
Как выпускник хорового отделения, Ярослав решил организовать из учащихся и преподавателей академический хор.
— Поработал я хоровиком до 1972 года. К тому времени я познакомился с Алексеем Степановым и пел у него в хоре. И появилось желание организовать народный хор. Руководителем академического хора вместо меня стал Владислав Корж. Параллельно с народным хором организовали и духовой оркестр.
Ярослав Евстафьевич показывает свой архив. В нескольких толстых папках собраны фотографии выступлений коллективов, которыми он руководил, грамоты и Благодарственные письма за участие хора студентов Усманского педучилища в областных и районных смотрах художественной самодеятельности. Есть в архиве страницы газеты «Новая жизнь» со статьями о самодеятельных артистах. И множество программ концертов, которые готовил Ярослав Евстафьевич в разные годы.
Выступление Усманского русского народного хора на ВДНХ в Москве в 1974 году. Я. Крысоватый справа, слева с поднятой рукой - В. Корж.
Уже тогда творчество усманцев было высоко оценено на столичной сцене.
В одной из папок хранятся грамоты за успехи в художественной самодеятельности коллективов разных учреждений района. Как пояснил Ярослав Евстафьевич, сил и энергии ему хватало руководить самодеятельными артистами Усманской центральной районной больницы, воспитательно-трудовой колонии, Усманского райпо, торга и общественного питания, автоколонны, районного узла связи.
В 1990 году Ярослав Крысоватый создает из студенток педучилища женский духовой оркестр. Подготовка первого состава заняла 2 года, поэтому первое выступление оркестра усманцам было представлено в 1992 году. С тех пор на протяжении многих лет на различных городских мероприятиях выступал женский духовой оркестр в красной униформе. Первые костюмы были пошиты благодаря участию главы города тех лет Виктора Батова.
— Только была одна проблема с составом оркестра, — говорит Ярослав Евстафьевич, — учеба в училище продолжается всего 4 года, почти половина этого времени уходит на подготовку. Поэтому было решено параллельно готовить смену для девушек, которые заканчивали обучение. Они переходят на 4 курс, а я начинаю набор первокурсниц. Сам удивляюсь, как сил хватило работать в таком режиме — потому что для одной группы занятия музыкой начинались с утра, а во второй половине дня на занятия приходила их «смена»... Да занятия художественной самодеятельностью в других коллективах, да масса мероприятий...
За все время существования духовой оркестр принимал участие в областных марш-парадах духовых оркестров, концертах художественной самодеятельности, Днях республики Беларусь в Липецкой области, становился дипломантом различных смотров и конкурсов, награжден Почетными грамотами департамента образования и науки Липецкой области. А в 1999 году духовому оркестру присвоено почетное звание «народный».
Более чем пятидесятилетний трудовой стаж Ярослава Евстафьевича отмечен медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», знаком «Отличник народного просвещения», Благодарственным письмом Министерства образования РФ, Грамотой Президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, другими наградами. В выходные дни летом в городском парке можно было услышать духовой оркестр, которым он руководил.