Усманский

краеведческий портал

Крысоватый Ярослав Евстафьевич

Ярослав Крысоватый родился 9 мая 1941 года более чем в тысяче километров от Усмани — в поселке Гримайлов Тернопольской области на Украине.
С 7 по 10 класс Ярослав играл в духовом оркестре при местном Доме культуры. А после школы директор Дома культуры пригласил его на работу — и целый год Ярослав занимался с мальчишками, которые хотели освоить игру на духовых инструментах.
К тому времени он само­стоятельно освоил баян и нотную грамоту. Именно таких талантливых моло­дых людей набирали для учебы в культпросветтехникум в Теребовле.

— Конечно, средств для жизни маловато было, — говорит Ярос­лав Евстафьевич, время-то послевоенное. Но после года обучения в техни­куме меня направили на практику в городской Дом культуры. Получилось, что моего предшествен­ника забрали в армию — отсрочки закончились... Так я стал баянистом Дома культуры.

После окончания тех­никума Ярослав продол­жил работу в Доме куль­туры до самого призыва в армию. Хотя и практи­ковали тогда отсрочки для музыкальных руко­водителей, он сам при­шел в военкомат. Когда там узнали, что Ярослав получил музыкальное об­разование, то пообещали как можно скорее напра­вить его в хорошую воин­скую часть.

1 ноября 1961 года Ярослав Евстафьевич уе­хал в Тернополь в военкомат. Родители даже еле успели его проводить на сборный пункт. Оттуда его направили служить в Закарпатье, в специаль­ные войска радиоперех­вата. Ярославу довелось слушать «морзянку» французов, ведущих вой­ну в Алжире, перехваты­вать передачи американ­ских и других спецслужб. Свои послания американ­цы передавали в эфир на высокой скорости — для расшифровки приходи­лось записывать их на пленку и замедлять при прослушивании. Рабо­та адская. Ярослав даже поддался на уговоры и ушел в подразделение, за­нимавшееся перехватом фототелеграфических со­общений.

И в армии творческая натура музыканта не дала Ярославу покоя.
— Получилось, что вся художественная само­деятельность оказалась на мне. Организовал ду­ховой оркестр, инстру­ментальный ансамбль и даже хор из солдат и жен офицеров части. Даже хореографией занялся и ставил танцевальные но­мера... Так и отслужил в армии три года и десять дней.

Армейский друг, ра­ботавший в то время в Лебедянском педагогическом училище, написал Ярославу письмо, в кото­ром приглашал приехать работать преподавателем музыки.
Однако Ярос­лав решил после армии посетить родные места, вернулся в родное культпросветучилище. Услы­шав о том предложении, которое поступило мо­лодому музыканту, его учителя порекомендовали Ярославу съезить и по­смотреть условия работы. Вот так 27 декабря 1964 года Ярослав Евстахович приехал на липецкую землю. В январе был при­нят на работу преподава­телем музыки и пения в Троекуровское педучили­ще. А весной 1965 года педагогическое училище было переведено в город Усмань.

Как выпускник хоро­вого отделения, Ярослав решил организовать из учащихся и преподавате­лей академический хор.

— Поработал я хоровиком до 1972 года.  К тому времени я познакомился с Алек­сеем Степановым и пел у него в хоре. И появилось желание организовать на­родный хор. Руководите­лем академического хора вместо меня стал Владис­лав Корж. Параллельно с народным хором органи­зовали и духовой оркестр.

Ярослав Евстафьевич показывает свой ар­хив. В нескольких тол­стых папках собраны фотографии выступлений коллективов, которыми он руководил, грамоты и Благодарственные письма за участие хора студентов Усманского педучилища в областных и районных смотрах художественной самодеятельности. Есть в архиве страницы газеты «Новая жизнь» со статья­ми о самодеятельных ар­тистах. И множество про­грамм концертов, которые готовил Ярослав Евстафьевич в разные годы. 

 Выступление  Усманского русского народного хора на ВДНХ в Москве в 1974 году. Я. Крысоватый справа, слева с поднятой рукой - В. Корж.
Уже тогда творчество усманцев было высоко оценено на столичной сцене.

В одной из папок хранятся грамоты за успехи в художественной само­деятельности коллекти­вов разных учреждений района. Как пояснил Ярослав Евстафьевич, сил и энергии ему хва­тало руководить само­деятельными артистами Усманской центральной районной больницы, воспитательно-трудовой колонии, Усманского рай­по, торга и общественно­го питания, автоколонны, районного узла связи. 

В 1990 году Ярослав Крысоватый создает из студенток педучилища женский духовой ор­кестр. Подготовка перво­го состава заняла 2 года, поэтому первое высту­пление оркестра усманцам было представлено в 1992 году. С тех пор на протяжении многих лет на различных городских мероприятиях выступал женский духовой оркестр в красной униформе. Пер­вые костюмы были по­шиты благодаря участию главы города тех лет Вик­тора Батова.

— Только была одна проблема с составом ор­кестра, — говорит Ярос­лав Евстафьевич, — учеба в училище продолжается всего 4 года, почти по­ловина этого времени уходит на подготовку. По­этому было решено па­раллельно готовить сме­ну для девушек, которые заканчивали обучение. Они переходят на 4 курс, а я начинаю набор перво­курсниц. Сам удивляюсь, как сил хватило работать в таком режиме — пото­му что для одной группы занятия музыкой начина­лись с утра, а во второй половине дня на занятия приходила их «смена»... Да занятия художествен­ной самодеятельностью в других коллективах, да масса мероприятий...

За все время суще­ствования духовой оркестр принимал участие в областных марш-парадах духовых оркестров, кон­цертах художественной самодеятельности, Днях республики Беларусь в Липецкой области, ста­новился дипломантом различных смотров и кон­курсов, награжден Почет­ными грамотами депар­тамента образования и науки Липецкой области. А в 1999 году духовому оркестру присвоено по­четное звание «народ­ный».

Более чем пятидеся­тилетний трудовой стаж Ярослава Евстафьевича отмечен медалями «За до­блестный труд», «Ветеран труда», знаком «Отлич­ник народного просвеще­ния», Благодарственным письмом Министерства образования РФ, Гра­мотой Президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, другими на­градами. В выходные дни летом в городском парке можно было услышать духовой оркестр, которым он ру­ководил.