Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Ходовы Григорий Григорьевич и Дина Константиновна

Григорий  Григорьевич и  Дина Константиновна Ходовы не готовили себя к педагогической деятельности. В 1936 году они окончили Усманский  политпросветтехникум и получили дипломы инспекторов районо по политпросветработе. Но не так уж много требовалось инспекторов, а учителей, особенно,  сельских, в то время недоставало. Решение работать в школе села Девица молодыми людьми  было принято единодушно!
Чтобы иметь законное право на преподавательскую работу,  Ходовы экстерном сдали экзамены и заочно начали обучаться в учительском институте.  Затем Дина Константиновна продолжила обучение на биофаке Воронежского университета, а Григорий Григорьевич – на литфаке Воронежского пединститута.
Работать в школе им очень нравилось:  творческую атмосферу поддерживал весь учительский коллектив. 
Но жизнь вносит свои коррективы. В 1938 году Григория Григорьевича призвали в Армию.
Служить красноармейцу Ходову пришлось шофёром на  границе с Польшей, в Белостоке. Накануне войны его с сослуживцами  откомандировали за машинами. А когда они гнали полуторки в Белосток,  навстречу им уже мчались фашистские танки.  Колонну  разбомбили,  бойцы-шофёры, которые уцелели,  попали в окружение,  были в плену,  бежали, искали своих.
 
Григорий Григорьевич  воевал,  несколько  раз  был ранен. Дошёл до Берлина,  где и встретил Победу. За боевые заслуги и храбрость, проявленную в боях,  имеются  награды "За Боевые заслуги", "За взятие Берлина", " За победу над Германией".     
   А Дина Константиновна в годы войны продолжала работать учителем. В это тяжёлое для страны время изменились требования к учебно – воспитательной работе. Ей был придан боевой патриотический характер.
Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как литература, история, география, физика, биология, химия. В рамках школьной программы преподавание этих предметов стало носить максимально - практический характер. В школе появились темы военно - оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы
с жизнью.
     Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного
времени... Никаких ссылок на военную обстановку».
   Учителя в те годы старались учить хорошо, добросовестно, а ученики хорошо учиться, потому что было стыдно нечестно выполнять свои обязанности перед теми, кто находился на боевом рубеже.
   Каждый из супругов Ходовых в то время совершал подвиг: Григорий Григорьевич – на фронте, с оружием в руках,  Дина Константиновна – в тылу,  ежедневно и ежечасно заботясь о сельских детях.
   После войны они продолжали работать учителями, нисколько не
разочаровавшись в своей второй профессии.
С годами они накопили не только большой запас знаний, но и огромный практический опыт. В номерах районной газеты «Новая жизнь» разных лет читаю отзывы  директора школы И.А. Бессмертных, учителей  Н. Киреевой,  А. Писаревой  о том, что Дина Константиновна «одна из первых перестроила преподавание биологических дисциплин в свете новых требований.
Свои уроки она проводит творчески, с применением широкой наглядности и разнообразных педагогических приёмов, что на протяжении многих  лет она добивается стопроцентной успеваемости. Но нет для Дины Константиновны строже судьи, чем собственная совесть.  У неё сильно развито чувство самоанализа и самоконтроля, которое помогает ей по крупицам отбирать наиболее удачные приёмы в преподавании, интересно и увлекательно проводить уроки, лабораторные и практические работы, добиваться твёрдых знаний учащихся».

А далее из заметок районки узнаю,  насколько  незаменим в  педагогическом коллективе Девицкой школы был  Григорий Григорьевич. За ним прочно укрепилось звание «школьного умельца». Он действительно мастер на все руки! «Куда ни взглянь, всюду видны плоды его труда: макет рельефа местности на географической площадке, цементированный водоём
на пришкольном участке, искусно выпиленный лобзиком из фанеры санитарный уголок, приборы по химии, многочисленные таблицы – всё это сделано его руками, или школьниками под его руководством».  
    Но и на этом сельские учителя не останавливались.  Григорий Григорьевич всегда помогал в художественном оформлении сельской библиотеки, клуба.
Он был не только трудолюбивый, но и мужественный человек. Несмотря на физический недуг (война, плен, ранения делали своё дело), он не теряет самообладания. Сознание, что он нужен и полезен людям, помогали ему бороться с болезнью.  Каждый свой день, превозмогая боль, он старается построить на пользу окружающим. Это ли не подвиг?!
   А Дина Константиновна тоже занималась общественной деятельностью. Она несколько лет являлась членом комиссии областного Совета депутатов трудящихся по народному образованию.
В семье Ходовых выросли двое детей: сын Юрий и дочь Светлана. В большой дружбе и согласии жила семья учителей Ходовых. А в селе, когда все друг у друга на виду, односельчане часто обращались к ним за советом, с просьбой, потому что доверяли им.

Труд для   них был естественной необходимостью, без него они не мыслили своей жизни и целиком отдавались любимому делу.
    Память об этом семейном дуэте педагогов  живёт в нашем селе до сих пор, ведь их ученики ещё живы, и рассказывают о своих учителях детям и внукам, а в школьном музее имеется страница, посвящённая людям с горячими сердцами.

Черников Сергей Алексеевич, учитель музыки
МБОУ СОШ с. Девица Усманского района