Усманский

краеведческий портал

ИНТЕЛЛЕКТ, частная школа

С 1 сентября 1992 года  при Усманском педагогическом училище начало свою работу товарищество с ограниченной ответственностью частная школа «ИНТЕЛЛЕКТ».
Более подробно об этой школе, о проблемах, которые приходится решать педагогам-энтузиастам, о планах на будущее мы вели разговор с ее директором Надеждой  Даниловной ФИСУН.
— Надежда Даниловна, расскажите, пожалуйста, как появилась идея открытия частной школы?
— Такая идея возникла у нас, в педагогическом училище. Сначала директор Виктор Иванович Шишкин предложил создать творческую группу одаренных детей, с которыми бы занимались лучшие преподаватели, например, английским языком, танцами, физической культурой, другими предметами. Но затем после обсуждения на педсовете училища было решено набрать целый класс. 5-й, с углубленным изучением отдельных дисциплин. Ведь не секрет, что в государственной школе отличники и хорошисты часто оказываются в худшем положении.
Учитель стремится донести материал до более слабых учеников, а сильные вынуждены порой бездельничать, выполнив задание гораздо быстрее. Так что мы создавали нашу школу с расчетом на учеников, которые хотят учиться, и родителей, которые хотят, чтобы их дети получили наиболее полный объем знаний.

— Нашла ли ваша идея понимание и поддержку у местных властей и родителей?
— Главы администраций района и города В. В. Бутанов и В. М. Батов поддержали нашу инициативу и дали добро. Много времени, конечно, отняло оформление всех необходимых документов. И, наконец, в августе Малый Совет районного Совета народных депутатов зарегистрировал нас как товарищество с ограниченной ответственностью частную школу «Интеллект». Тогда же.в августе, мы дали объявление о наборе учеников в нашу школу.
По Уставу мы могли набрать не более 25 человек. На первое организационное собрание пришли 17 родителей. И все заявления были удовлетворены. Но когда мы уже начали работу, появилось еще много желающих обучаться в нашей школе. Когда необходимый максимум  в 25 человек  был набран, а количество желающих не убывало, нам пришлось обращаться в облоно за разрешением открыть еще один параллельный класс. Такое разрешение было получено. И сейчас у нас обучается 40 детей.

— Ваша школа платная, Родителей, привыкших к традиционному бесплатному образованию, этот факт не шокировал?
— Нет. Сначала плата за обучение составляла 300 рублей в месяц, но с ноября мы были вынуждены увеличить ее до 1.000 рублей. Родители отнеслись к этому с пониманием. В нашей школе задействованы 14 преподавателей, бухгалтер и техничка. Плату от государства мы за выполняемую здесь работу не получаем, а из тех денег, что платят нам родители, львиную долю съедают налоги. Правда, нам обещают доплачивать, если уровень знаний учащихся будет выше, чем в обычной школе. По проведенным проверкам ребята показали довольно неплохие результаты. Но обещанияпока так и остаются обещаниями.
— Дело ваше новое, пака находится в стадии эксперимента. Есть сторонники. Но, наверное, и противники есть?
—  К счастью, нам удалось найти взаимопонимание как с детьми, так и с их родителями. Программа в нашей школе, конечно, более напряженная.чем в обычной. Каждый день по 7 уроков, ежедневно занятия английским языком, хотя математики, вместо положенных 6 часов в неделю, у нас 5. 4 раза в неделю по 2 часа баскетбол и 2 раза в неделю по 2 часа занятия хореографией. Возможно, сначала ребятам было непривычно иметь столько занятий физической подготовкой, тем более В. И. Шишкин ведет их в очень интенсивном темпе. Но сейчас дети втянулись. Ведь и мы, и их родители заинтересованы в том.чтобы ребята выросли не только интеллектуально развитыми (хотя это и немаловажно), но и физически крепкими. здоровыми.
—  Надежда Даниловна, каковы ваши планы на будущее?
—  С теми детьми, которые обучаются у нас сейчас, мы будем продолжать работу в следующем году. А также планируем набрать два новых 5 х класса но теперь уже только на конкурсной основе.
М. НИКОЛОВА.

1997 год 

В частную при усманском педколледже, самую благополучную в области, сделавшую в этом году свой первый выпуск. На этот, как оказалось наболевший вопрос её «крестный отец» директор педколледжа В.И. Шишкин дал утвердительный ответ.
– Школа намерена сменить статус на государственный из-за недобора, второй год подряд, класс-комплектов. Даже такие «приманки», как углубленное изучение английского языка и спортивная ориентация не срабатывают. Таковы реалии жизни и с ними приходится считаться.
// НЖ. -1997. - 26 декабря 

Основное наше преимущество - это опять же меньшая наполняемость классов (11-15 человек) по сравнению с обычной школой, что, разумеется, расширяет возможности индивидуальной работы. Мы предлагаем своим ученикам большой выбор спортивных секций (некоторые посещают даже сразу несколько), чем стараемся уменьшить негативное влияние улицы, привить с детства стремление к здоровому образу жизни. Наша школа действует на базе Усманского педколледжа, что позволяет нам использовать не только помещения, но и технические средства обучения, имеющиеся здесь. И что, по-моему, тоже немаловажно, наши выпускники имеют возможность без экзаменов стать студентами педколледжа.

Естественно, я не отрицаю значимость государственной системы образования. Но считаю, что на сегодняшний день частные школы своими реально достигнутыми успехами доказали, что имеют право на существование.
// НЖ. -1997. - 18 декабря. -  № 152

2000 год

В частной школе "Интеллект", что вот уже восемь лет существует при Усманском педагогическом колледже, 25 мая был четвертый по счету последний звонок для выпускников. Сегодня их 17. Классный руководитель девятиклассников Марианна Алексеевна Хопиева выпускает свой первый в жизни класс. Пять лет назад она вместе с ними пришла в эту школу, где обучение начинается с 5-го класса. И вот расставание. Проходило оно в актовом зале педколледжа, где все пропитано духом знаний. Первое слово - выпускникам. Отличница Евгения Лопатина, только на 4 и 5 закончившие школу Наталия Пушина и Ксения Кочетова, Мария Путилина и Анатолий Каширских, Екатерина Зиброва и Анастасия Шпилева, Владимир Иванов и Евгения Шкурихина, Анна Фоменко и Татьяна Березанская и другие выпускники поднялись на сцену, чтобы в стихах и песнях сказать спасибо школе за счастливые годы учебы.

Все в них было. Директор школы Н.Д.Фисун припомнила немало забавных случаев, героями которых были выпускники. Но главным, конечно, было стремление найти себя в жизни. И, наверное, многим это удалось. Во всяком случае все выпускники изъявили желание не покидать стен своей школы и поступать учиться в педколледж. Его директор В.И.Шишкин сказал, что будет рад видеть здесь всех, кто вырос и возмужал и понял свое предназначение в жизни. И были добрые пожелания и напутствия учителей, родителей, учеников младших классов, были цветы и песни, ответные слова благодарности выпускников и их искренние слезы близкого расставания со школой, детством. И была звонкая трель звонка. Последнего.
Информацию подготовили М.НИКОЛОВА // НЖ. -2000. - 20 мая. - № 61

2002 год
Тамара Анатольевна Страхова работает завучем в частной школе "Интеллект" всего второй год. Но она, как говорится, пришлась здесь ко двору. Учебный процесс и внеклассная работа — все это без ее участия не обходится. Человек неравнодушный и увлеченный своим делом, Тамара Анатольевна старается, чтобы для каждого ребенка процесс обучения в школе был радостным и полезным. Она также учитель биологии, и на своих уроках учит детей любить окружающую природу и все живое на нашей планете.

В учебном расписании частной школы"Интеллект" предусмотрены ежедневные занятия английским языком. Но и русскому языку — правильному, литературному — уделяется немало внимания. И в самом деле,как можно считать себя интеллигентным человеком, если не можешь выразить свои мысли, донести их до окружающих.
Учителем русского языка и литературы уже 7 лет работает в школе Марианна Алексеевна Копиева.
Она сама выпускница Усманского педколледжа, в 1998 году закончила Липецкий пединститут (ныне университет), и призвание педагога видит в том, чтобы не только научить детей своему предмету, но и воспитать их культурными, всесторонне развитыми людьми.
Недавно она провела с учениками "Неделю детской книги", во время которой мальчишки и девчонки познакомились с различными произведениями отечественной и зарубежной литературы, а также учились думать, размышлять, сопереживать литературным героям.
// НЖ. - 2002. -29 марта. - №38-41

2002

Кажется, совсем недавнов Усмани появилась новая школа — частная. Тогда это казалось необычным, интересным, и многие родители, несмотря на то, что обучение в ней было платным, решили отправить туда своих детей-пятиклассников (обучение начиналось с 5 класса). Тем более, называлась школа очень даже многообещающе — "Интеллект". И вот с того дня минуло уже 10 лет. Теперь первые ученики "Интеллекта" уже поступили в вузы Липецка, Воронежа, Рязани, Москвы, Санкт- Петербурга, военные училища. Взрослые молодые люди, съехавшиеся на юбилей своей альма-матер, не могли сдержать веселого смеха, когда увидели себя на экране пятиклассниками: вихрастыми мальчишками и девчонками с косичками, отвечающими на вопросы учителя математики и старательно повторяющие за преподавателем английские слова и звуки. От имени первых выпускников выступила Даша Попова. Не скрывая волнения, она говорила о том, что годы, проведенные в школе, были самыми лучшими в их жизни, и выразила благодарность всему педагогическому коллективу, а особенно "родителям" "Интеллекта" Виктору Шишкину и Надежде Фисун, первым классным руководителям Наталье Бевз и Галине Пешковой.

Да, у этой школы есть свой "папа" — Виктор Шишкин, который, по выражению главного редактора газеты "Новая жизнь"' Николая Страхова, не стал довольствоваться синицей в руках, а решил еще и поймать журавля в небе. Казалось бы, руководи себе педколледжем, и не заводи лишней головной боли. Но Виктор Иванович не таков. Судьба маленьких талантливых усманцев всегда была ему небезразлична. Воти появилась идея создать для этого контингента детей особую школу, где ребята смогли бы получить гармоничное развитие, причем не только в интеллектуальном, но и в физическом плане. И в расписании, помимо дополнительных часов английского языка, появились еще и "лишние" уроки физической культуры. Может, сначала это кому-то из учеников показалось и трудным, но потом втянулись, и теперь спортивные достижения баскетболистов, волейболистов и футболистов из "Интеллекта" известны даже за пределами района. Не говоря уже об ансамбле спортивного танца "Арабески", не раз становившемся победителем областных соревнований по аэробике. Кстати, и принцип непрерывного образования "школа — колледж — вуз", о котором многие до сих пор только говорят, после создания "Интеллекта" в Усмани воплотился в жизнь. И, как выяснилось, это действительно одна из наиболее прогрессивных форм профессиональной подготовки будущих специалистов.
Есть у школы и "мама" — директор Надежда Фисун, учитель высшей категории, отличник народного образования. Первые выпускники вручили Надежде Даниловне фикус — цветок, который растет только в теплой творческой атмосфере, а именно такая и царит в "Интеллекте", а выпускники последующих лет, сейчас обучающиеся в педколледже, — праздничный торт с 10 свечами.

Немало теплых слов услышали все преподаватели школы от главы администрации района Николая Жуликова, председателя районного Совета депутатов Владимира Душкина, начальника отдела народного образования Светланы Саливончик и исполняющей обязанности начальника отдела лицензирования и аккредитации департамента образования и науки администрации Липецкой области Светланы Виноградовой. Комплект школьной мебели, 15 тысяч рублей на пополнение материальной базы и Почетные грамоты Надежде Фисун, Марианне Копиевой, Людмиле Говорухиной, Наталье Рощупкиной, Надежде Березанской и Марии Смольяниновой стали подарками от гостей к юбилею учебного заведения.

Нынешние ученики вместе со своими преподавателями подготовили для всех собравшихся в зале педколледжа интересный концерт. Сразу же обращало на себя внимание пение солистки ансамбля "Золотой колокольчик" Маргариты Путилиной. Всем понравился Володя Миляев, который к тому же одну из песен исполнил дуэтом с первым выпускником Александром Житиневым. Танцы "Арабесок" и отрывок из музыкальной сказки "Аз, буки, веди" вызвали бурные аплодисменты зрителей. Шуточные сценки на английском языке, посвященные юбилею, школьникам помогла поставить Людмила Фомичева. Пользовались успехом и другие концертные номера.
Главный успех этой совсем еще юной школы, на мой взгляд, все-таки в том, что здесь ребят учат не только специальным предметам из расписания, но и помогают каждому раскрыть свой талант, стать личностью — яркой, неординарной, способной ориентироваться в любой жизненной ситуации. "Главное — быть человеком" — пела со сцены одна из первых выпускниц Наталья Аксиновская, и все присутствующие в зале ощущали, что выпускники этой школы независимо от того, какую профессию выберут в будущем, обязательно станут настоящими людьми.

Марина НИКОЛОВА.

На снимках: фрагменты праздника. Фото Николая НИЖЕГОРОДОВА.

Школа "Интеллект"! Наверное, каждый житель нашего города знает или слышал о ней. Образована она в 1992 году при Усманском педагогическом колледже как 1 ступень непрерывного образования "Школа — педколледж — педвуз". Целью ее открытия было удовлетворение потребностей населения Усманского района в образовательных услугах для одаренных детей, создание благоприятных условий для умственного, эстетического и физического развития личности ребенка, всестороннего раскрытия его способностей. Для решения поставленных задач школа была укомплектована лучшими преподавателями педколледжа.

Школа функционирует вот уже 13 лет. За эти годы здесь не было неуспевающих учеников. Проценты качества знаний составляют от 53 до 65. В школе ведется большая внеклассная работа. Известен в городе и районе хореографический ансамбль "Арабески" (руководитель Н.И.Березанская). Большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.

Для музыкально одаренных детей с 1999 года работает музыкальная студия "Золотой колокольчик" под руководством Н.П.Ивановой. Ребята принимают участие во всех музыкальных четвергах, проводимых в педагогическом колледже. Выступают и в районных концертах художественной самодеятельности.
Работает в школе музыкальный театр-студия "Маска" (руководитель М.В.Прокофьева). Поставлены 5 спектаклей, которые были показаны учащимся школ города.
Для одаренных детей в школе работает изостудия под руководством Д.В.Брыкина и О.В.Афанасьевой. Работы ребят выставлялись на районных конкурсах и занимали призовые места.
Занятия физической культурой и спортом направлены на укрепление здоровья, являются основой для формирования негативного отношения к вредным привычкам.В летнее время при школе работает оздоровительный лагерь. Дети потом с восторгом вспоминают поездки и походы.

Педагоги в каждом ребенке находят творческое начало и стремятся развить его.
За это время в школе было 7 выпусков — 172 выпускника, 162 из которыхпродолжили обучение в педколледже. После окончания 2 курса 18 выпускников получили золотые и серебряные медали, 64 поступили в вузы страны. Некоторые уже работают в Усманском педколледже в качестве преподавателей.
Я считаю, что многое сделано в педагогическом коллективе для всестороннего развития детей и многое может быть еще сделано. Однако боль и тревогу вызывает у меня, бывшего директора этой школы, преподавателя с сорокалетним стажем, дальнейшая судьба "Интеллекта". Дело в том, что в связи с признанием утратившим силу пункта 7 ст. 41 Закона об образовании с 1 января 2005 года прекращается государственное финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений в объеме основных общеобразовательных программ согласно государственному стандарту. При прекращении финансирования плата за обучение в школе "Интеллект" составит 1000-1500 рублей без учета инфляции, что не под силу большинству родителей обучающихся детей.
Вопрос может быть решен положительно, если школа получит статус государственного образовательного учреждения. Хотелось бы, чтобы администрация района и отдел народного образования стали учредителями "Интеллекта" и тем самым помогли сохранить школу.

Надежда ФИСУН, первый директор школы "Интеллект".// НЖ. -2005. - 26 марта. -  № 35

"Детище Виктора Ивановича Шишкина" - так называют в Усмани частную школу "Интеллект". Выношенная и выстраданная идея ее создания была реализована в 1992 году. Сам "родитель" - заслуженный учитель Российской Федерации ее концепцию формулирует так: "Интеллектуал должен быть спортивен, спортсмен - интеллектуален".

На этих двух началах и строится учебный процесс. В его спортивной части используется система физической подготовки, принятая в школах Великобритании, США и Канады. А в интеллектуальной - все лучшее, что накоплено в отечественной педагогике и аккумулировано в Липецком пединституте, являющемся шефом "Интеллекта". И, конечно, свои собственные подходы.
В чем же главное отличие "Интеллекта" от обычных школ?

- В первую очередь, - отвечает на этот вопрос Виктор Иванович, это углубленное изучение иностранного языка всеми учащимися и занятия физкультурой 8 часов в неделю, причем, с ориентацией на определенные виды спорта. У нас это баскетбол, волейбол, футбол и художественная гимнастика по программе специализированных ДЮСШ.

Но, если в обычных спортивных классах идет лишьоднобокое спортивное развитие, мы же готовим грамотных, эрудированных спортсменов или, если хотите, школьников-интеллектуалов с профессиональной спортпод готовкой.

Есть в "Интеллекте" и свои подходы в преподавании общеобразовательных дисциплин. О них рассказывает директор школы Надежда Даниловна Фисун:

- Прежде всего, это творческие лаборатории. В частности, преподаватели литературы плодотворно реализуют идею: "Через внеклассные занятия - к развитию интереса к русскому языку", а "трудовики" в творческой лаборатории "Василинушка" учат детей вязать на спицах, крючком, вышивке... Особая "статья" - английский язык, на изучение которого отводится времени вдвое больше, чем в обычных школах.

Хорошим подспорьем в обучении разговорному английскому языку стали встречи католического рождества, на которые приглашаются иностранные студенты, обучающиеся в Воронежском Государственном Университете. Такая нетрадиционная форма общения имеет и воспитательный эффект - эти встречи сплачивают детский коллектив. Как и участие "интеллектуалов" во всех мероприятиях, проводимых в педколледже.

А теперь от рассуждений вроде "частная школа - хорошо это или плохо", перейдем к фактам, которые, по Ленину, "вещь упрямая", а по Шишкину "доказательная". Итак - факты. Чисто спортивный. Самый "старый" вид в "Интеллекте" - баскетбол, кстати, и самый технически сложный из игровых. Но считаю, в нем "интеллектуалы"преуспели, став чемпионами (и мальчики, и девочки) в областной спартакиаде школьников. А в товарищеских и матчевых встречах со сверстниками липецких и воронежских специализированных ДЮСШ "Интеллект" неизменно выходит победителем. И заслуга в этом прежде всего тренеров - того же В.Шишкина и его заместителя по физической культуре и спорту В.Самойлова. Кстати, лучшей в области баскетболисткой среди школьниц была названа в прошлом году теперь уже девятиклассница Люба Рудакова.

Ну, а как насчет интеллекта? Судите сами. В 1996- 97 учебном году учащиеся 9- х классов частной школы "Интеллект" принимали участие в районных олимпиадах по русскому языку, биологии, иностранному языку, информатике. И во всех разрядах стали победителями. Причем, опередили своих соперников, выражаясь спортивным языком, с явным преимуществом. Это тот случай, когда комментарии излишни.

Итак, частная школа "Интеллект" сегодня - это...

Виктор Шишкин начинает загибать пальцы: 120 учащихся в восьми классах-комплектах, 34 учителя преподаватели педколледжа, имеющие большой педагогический стаж и высокую квалификацию, шесть тренеров по четырем видам спорта. А также спортзал, учебные аудитории, оборудованные почти по последнему слову техники. А главное - коллектив единомышленников, считающих, что школа частная, а интересы общие - растить молодое поколение, достойное своего Отечества, способное его защитить.

24 мая для 33-х выпускников "Интеллекта" прозвенел последний звонок. 31 из них приняли решение поступить в педколледж, чтобы продолжить свое восхождение по ступенькам знаний и спортивного совершенствования в уже ставших родными стенах.

Ю.НЕНАШЕВ.

На снимке: урок английского языка в 9 "А" ведет преподаватель Г.Б.Пешкова.Фото Н.КОНДРАШИНА.

 2012 год 
По традиции учащиеся частной школы "Интеллект" после новогодних праздников представляют на суд зрителей — ребят из городских школ премьеру музыкального спектакля. Вот и на минувшей неделе на сцене педагогического колледжа закружился "Святочный калейдоскоп".

О том, что такое Святки, о приметах и традициях, связанных с ними, рассказала во вступительном слове режиссер-постановщик и декоратор спектакля — старшая вожатая школы Марина Прокофьева. А уже по ходу действия примеры святочных гаданий приводили Совушка и Совенок (Наталья Голотвина и Таисия Ковалева), которые по всему свету летают и каждый день много нового узнают. Они же и посоветовали Бабке-Зиме (Кристина Миляева) снятьс ноги сапожок и бросить куда глаза глядят. Кто его подберет, тот и суженым Зиме станет. А если этот добрый молодец еще и комплимент Зиме сделает, то из старушки превратится она в юную красавицу.

С этого сказочное действо и началось. Придумала его участница представления сказочница Ирина (Евгения Соколова). Помогли ей сделать сюжет веселее девчонки-школьницы Диана (Мария Матюнина) и Латона (Кристина Дугина). В них-то и влюбился нашедший сапожок Морозец (Сергей Кобелев).

По ходу действия на сцене появлялись горе-строители Каскин и Замазкин (Николай Решетников и Виктор Афанасьев), смешившие зрителей своими шутками. Закончилось все, как водится в сказках, хорошо: Бабка-Зима стала красавицей и вышла замуж за Морозца. Герои нашли сказочный калейдоскоп, в котором могли увидеть свое будущее. А зрители послушали замечательные песни в исполнении юных артистов, от души посмеялись и узнали все про Святки,

Помогли ребятам поставить спектакль музыкальный руководитель Наталья Рощупкина, а его озвучивание обеспечили Владислав Корж и Владимир Гузнаев.

Учащихся и их педагогов поздравили с премьерой директора школы "Интеллект" Тамара Страхова и педагогического колледжа Виктор Шишкин. Виктор Иванович, кстати, в очередной раз заострил внимание на том, что школа "Интеллект" успешно работает уже 12 лет, а вопрос о строительстве здания для нее так и не решается. Одни выборы сменяют другие, кандидаты щедро раздают обещания, а придя во власть, о них забывают. Ведь приняты областная и районная программы "Одаренные дети". Так почему бы не создать условия для развития творческих способностей талантливых ребят из "Интеллекта'?

Марина НИКОЛОВА // НЖ.-2004-24 января. - № 12

2005

"Что имеем — не храним, потерявши — плачем" — повторяем эти слова с детства, но часто в жизни делаем наоборот.
В Усмани при педагогическом колледже уже 13 лет работает частная школа "Интеллект". "13" стало для нее несчастливым числом. По новому закону об образовании лишаются какой-либо господдержки все частные школы.
Идея создания "Интеллекта" при среднем специальном учебном заведении возникла не случайно. Здесь уже 13 лет назад решили заняться предпрофильным обучением школьников, и "Интеллект" стал первой ступенью в образовательной цепочке "школа — колледж — вуз". После окончания 9 классов абсолютное большинство выпускников школы становилось студентамипедколледжа, а затем продолжало обучение в Липецком педуниверситете, Елецком госуниверситете и часто возвращалось в родное учебное заведение в качестве педагогов.
Сейчас вопрос о том, быть или не быть школе, остается открытым. Работать, как "частники"? Значит, повысится родительская плата. Сейчас она составляет 480 рублей в месяц. Многие учащиеся школы — дети педагогов, врачей, работников культуры. Какие зарплаты у бюджетников, думаю, известно всем.
Увеличится плата в 2 или 3 раза — многие дети не смогут продолжить здесь обучение. Кстати, администрация школы предоставляет льготы детям из малообеспеченных, многодетных семей и семьям, из которых в школе обучаются сразу два ребенка. Сменит ли школа свой статус и станет государственной — тоже пока неизвестно. Педагоги и родители учащихся направляли письма с просьбой об этом в адрес районных и областных властей, но ответов пока не получили. По словам директора "Интеллекта" Тамары Страховой, школе нужно всего-то 300 тысяч рублей в год, чтобы не повышать плату родителей. К тому же есть задумки сделать "Интеллект" школой основного общего полного образования, выпускники которой могли без экзаменов поступать на 3-й курс педколледжа.

Хотелось бы, чтобы это учебное заведение, из которого вышли знаменитый танцевальный коллектив "Арабески", детский вокальный ансамбль "Золотой колокольчик", где работает театральная студия, радующая усманцев музыкальными спектаклями, продолжало жить и открывать новые юные таланты. На мой взгляд, не стоит терять то, что имеем.

Потеряли...