Усманский

краеведческий портал

Усманцы на БАМе. Валентин Кретов

В 2010 году после выхода на пенсию с крайнего Севера России на малую родину в село Октябрьское Усманского вернулся человек, носящий по жизни два имени: Валентин и Виктор.

Первым именем его называли официально, и все кто его окружал в г. Северодвинске, где он прожил не одно десятилетие, а вторым – родные и друзья детства здесь, в Октябрьском. Говорят, от выбранного родителями имени зависит судьба ребенка, отец Григорий Евстафьевич и мать Таисия Дмитриевна сразу после рождения решили, что назовут его Витькой, но в сельсовете, куда отец обратился за свидетельством о рождении сына «забыли» о желании родителей и вписали в документ другое имя – Валентин.
1949 год был временем суровой ответственности за любые промахи по работе, сельсоветчику грозило наказание за испорченное свидетельство, Григорий Евстафьевич пожалел чиновника и не стал жаловаться на него, а на семейном совете решили: бумага все стерпит, а мы как решили, так и будем звать сына Витькой, Виктором, то есть победителем.
Хотя вряд ли родители тогда знали о значении этого имени, оно им просто нравилось, но оказалось, что их Виктор-Валентин действительно проживет жизнь победителем, год от года добиваясь все новых успехов, которые будут отмечаться теперь уже настоящими победными документами, главным из которых станет удостоверение о присвоении Кретову Валентину Григорьевичу почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», подписанное Президентом России В.В. Путиным 13 марта 2002 года.

Подняться на такую вершину ему помогли русская гармошка, а затем профессиональный баян, ставший его любовью и другом на всю жизнь. Первую детскую гармонику ему подарил старший брат Николай (род.в 1929 г.), заметивший как 5-6-летний братишка шевелит пальчиками, подражая игре сельских гармонистов. Он же года через полтора купил ему хромку, которую Витька освоил самоучкой, и вскоре уже друзья, первая и любимая учительница Ольга Александровна Сальникова, запомнившаяся ему основательным отношением к своей работе и спокойствием, а также соседи просили его поиграть на гармони для души, и не только, что он с удовольствием и делал.
– Я подрабатывал игрой на баяне уже в детстве — на большую семью, где девять детей, денег всегда не хватало, – вспоминает Валентин Григорьевич.
Еще школьником Валентин почувствовал, что его призвание музыка и стал совершенствоваться в игре на гармони в кружке при Октябрьской средней школе под руководством Аксенова Михаила Михайловича. В 1965 году уже средний брат Геннадий (род.в 1939 г.) принес ему полубаян, пылившийся в кладовке райпромкомбината, где он работал. Теперь уже он твердо знал, что надо получить музыкальное образование, выбрал для поступления Тамбовское музыкальное училище. О том, как он там учился, красноречивее всего говорит тот факт, что сразу после окончания училища его принимают на работу в качестве преподавателя-концертмейстера Тамбовского культпросветучилшца. Кроме того, уже с 1967 г. по май 1968 г. он является солистом Тамбовской областной филармонии в ансамбле «Тамбовские зори».

В том же году пришла пора служить Валентину в армии. Сейчас трудно сказать, учитывал ли тамбовский военком его профессию, когда направлял служить на Северный флот. Но в учебном отряде, базировавшемся в г. Северодвинске, его почти сразу же выдвигают на должность старшего инструктора по матросской художественной самодеятельности, и не ошиблись, признанием его заслуг стало участие с июня 1968 г. по 1970 г. уже в качестве баяниста в ансамбле песни и пляски Краснознаменного Северного Флота. Заслуги матроса Кретова в период службы на флоте отмечены значком «Отличник ВМФ» и медалью «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Поскольку часто приходилось гастролировать в Северодвинске, приглянулся Валентин руководству ДК им. Ленинского комсомола, куда после демобилизации он и был приглашен музыкальным руководителем, концертмейстером народного агиттеатра «Северянка» этого Дворца культуры, ставшего неоднократным лауреатом городских, областных, Всероссийских и Всесоюзных смотров конкурсов, лауреатом премии Архангельского Обкома ВЛКСМ, а в 1979 году за большую концертную деятельность, за высокое исполнительское мастерство агиттеатр был удостоен премии Ленинского комсомола, в том числе и благодаря таланту и организаторским способностям Валентина Кретова.

В агиттеатре он проработал с июня 1970 г. по 1979 г. не только музыкальным руководителем, но и играл в танцевальных и хоровых коллективах, аккомпанировал вокалистам. Иногда на гастролях давал и сольные лекции-концерты. Тогда же, в семидесятых, заочно окончил Московский институт культуры по классу баяна, а затем и университет марксизма-ленинизма.
— Баянистом все же надо родиться, — убежден Валентин Григорьевич. — Какие-то задатки у ребенка должны быть от Бога. Чтобы однажды он взял в руки баян и почувствовал: это мое. Тогда не надоедают долгие часы занятий, постепенно растут увлеченность, любовь к инструменту, к музыке.

Репетирую ежедневно по многу часов. И не забываю никогда слова одного мудрого музыканта: не поиграл день — замечаешь сам, два дня — замечают друзья, три дня — замечают зрители. Тут ведь как на велосипеде: педали крутишь — едешь, а иначе упадешь. Баян для меня и работа, и хобби, и все на свете.
Талант Кретова был замечен и востребован. В сентябре 1972 года он вместе с супругой Татьяной Ильиничной был активным участником Слета молодежи севера в г. Нарьян-Мар.
В том же году за активное участие в укрепление шефских связей и большую методическую работу, оказанную коллективу художественной самодеятельности войсковой части 09703, в период проведения смотра, посвященного 50-летию СССР, ее командир наградил В.Кретова грамотой.

Постановлением Архангельского Облисполкома и облсофпрофа он награждается знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года».
В следующем году Валентин Кретов помогает достойно выступить на Всероссийском смотре агитколлектвов ПТУ, который проводился в г. Липецке, агитбригаде из будущих парикмахеров г. Северодвинска «Бритва», участвует в концертах, посвященных 30-летию Победы и Дню ВМФ СССР. За активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию воинов североморцев и высокое исполнительское мастерство контр-адмирал Ю. Падороин вручает ему грамоту.
Затем вместе с агиттеатром принимает участие в съемках телепередачи «А+Б» (агитация + бой), которую организовал Александр Масляков.Передачу заметили в Москве и народный агиттеатр «Северянка» по путевке ЦК ВЛКСМ был направлен в составе агитпоезда «Комсомольская правда» для культурного обслуживания строителей БАМа и находился на борту агитпоезда с 15 ноября по 5 декабря 1975 года. За этот период агиттеатром дано 46 концертов, обслужено более 15.000 зрителей. Во время поездки велся традиционный «вахтенный журнал» агиттеатра. Этот журнал, опубликованный в газете «Северный рабочий», 5 февраля 1976 года, читается как увлекательный рассказ, но в рамках этой статьи его не передать, однако, хочу обратить внимание читателя на два обстоятельства: во-первых, все 46 концертов сопровождал игрой на баяне Валентин Кретов, во вторых, «вахтенный журнал» в газете озаглавлен так – «Согревали нас аплодисменты». Остальное понимающий читатель может себе представить, как это было.
В 1976 году Валентин Кретов был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».

Другой пример. Ко Дню Советской Армии готовился праздничный «огонек». И активисты отделов одного из управлений города Северодвинска решили подготовить концерт-сюрприз. Проблему места для занятий и поиск руководителя разрешил комитет профсоюза отделов управления, его председатель М. А. Семенова.
Первые концерты состоялись. Слушатели оценили усилия первых шагов, тепло приветствовали появление своей самодеятельности. Сейчас вокальная группа насчитывает 14 человек. Есть руководитель — хороший специалист и душа коллектива Валентин Григорьевич Кретов.
– Влюбленный в свое дело, Валентин Григорьевич сумел просто, без особых слов передать своей увлеченностью нам любовь к песне, к музыке. Интересно проходят наши занятия, – говорит Галина Николаевна Сивкова. Недавно вокальная группа В. Г. Кретова участвовала в смотре, посвященном 60-летию Великого Октября. Это участие отмечено Почетной грамотой.

...Всего полтора часа после работы длится репетиция. Всего два раза в неделю. Но неизмеримо приобретение от дружбы с музыкой, с песней...
Подружиться с ними как раз и помог управленцам неравнодушный и влюбленный в свое дело Валентин Кретов. Не случайно по итогам 1977 года решением Совета северодвинского отдела культуры его имя заносят в Книгу почета работников культуры.

О том, как приходили успех и признание Валентин Григорьевич рассказывал так:
– Довелось встречаться мне со знаменитыми баянистами. Юрий Казаков, например, приезжал в Тамбов в 1967 году, в канун 50-летия революции. Работали мы с ним в одной агитбригаде, я видел, в каком режиме и как он репетирует. Сводила судьба и с такими выдающимися исполнителями, как Бесфамильнов, Беляев, Полетаев, Ручин. Старался бывать на их концертах, смотрел, сравнивал, обогащался неизмеримо. Что же касается баянов — играть приходилось на всех типах.
Еще в агиттеатре «Северянка» пришлось писать много музыки для спектаклей. А затем стали получаться и песни (в 1988 году за цикл песен к 50-летию города моряков В.Г. Кретов получил звание лауреата конкурса на лучшую песню о Северодвинске — А.К.). В основном сочиняю музыку на стихи местных авторов. Бывает, мелодия начинает литься сама по себе. Как тут удержаться...

В мае 1978 года по маршруту Тюмень-Сургут отправляется агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец». Вновь по путевке комсомола в его составе агиттеатр «Северянка и вновь нефтянники Сибири аплодируют солистам ансамбля под аккомпанемент Валентина Кретова, как и работники ВРЗ им. Войтовича, спонсировавшего поездку, в Москве.

 

За большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи в связи с 60-летием Ленинского комсомола комитет ВЛКСМ Севмашпредприятия награждает нашего земляка Почетной грамотой. Большим концертом, подготовленным Валентином Кретовым, в Северодвинске отметили 20-летие агиттеатра «Северянка» при ДК им. Ленкома, в торжествах принял участие и Александр Масляков, приехавший из Москвы.

С декабря 1979 г. по октябрь 1994 г. Валентин Григорьевич работаел в качестве музыкального руководителя, преподавателя-концертмейстера хореаграфических коллективов Северодвинского городского Дворца пионеров и школьников. Уже в 1981 году Архангельский Обком ВЛКСМ награждает его Почетной грамотой за большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи. А в декабре 1982 года отдел культуры Северодвинского горисполкома вручает ему Диплом 1 степени за высокое исполнительское мастерство игры на баяне в городском смотре инструментальной музыки, посвященном 60-летию образования СССР. В 1984 году кружок баянистов Дома пионеров, которым руководил В.Г.Кретов, получил Почетную грамоту за активное участие в художественной самодеятельности в год 60-летия присвоения комсомолу и пионерской организации им. В.И.Ленина.

Издавна баян в почете у русского народа. Соперничать с ним может разве только балалайка. Кто первый парень на селе? Конечно, баянист. Никакой другой инструмент не передаст так глубину русской души, думы и чувства. Это отметили благодарные слушатели творческого вечера баяниста и самодеятельного композитора Валентина Кретова, состоявшегося в мае 1993 года в ДК строителей Североморска в рамках конкурса «Творчество – Северу», посвященного 55-летию города.

С 1994 года Валентин Григорьевич Кретов работал во Дворце культуры на Яграх музыкальным руководителем вокального ансамбля «Лирика» и концертмейстером Лидии Волковой, которая в течение тридцати лет принимала активное участие в концертных программах, давала сольные концерты, много гастролировала, став лауреатом многих фестивалей и конкурсов, Заслуженным работником культуры России. Коллектив Ягринского ДК тепло и радушно принял в свою большую семью Лидию Волкову и Валентина Кретова и желает им творческих успехов. И не зря говорят на Руси: какая ж песня без баяна? Песня Лидии Волковой и баян Валентина Кретова встретились в ягринском Дворце культуры. И в апреле 1995 года там прошел их совместный творческий вечер, доставивший несравненное наслаждение ценителям народной песни. Кретов занят почти во всех мероприятиях Дворца культуры, требователен к себе, много выступает с концертами.

Комитет ветеранов войны Архангельской области выразил письменную благодарность солистам Дворца культуры острова Ягры Лидии Волковой и Валентину Кретову за организацию и проведение праздничных концертов в труднодоступных районах крайнего Севера, посвященных 50-летию Победы, в которой писал: «Исполняя песни военной и радостной послевоенной поры вы не только поздравили, вы вернули нас в боевую тревожную молодость. Эта музыка помогала нам на войне, роднила нас думами, звала в бой за Родину, вела к Победе».

Не менее запоминающимся стал праздник 600-летия поморского села Ненокса в Архангельской области, благодаря участию в нем коллективов под его руководством. С 1995  по 2001 годы он самый заметный артист компании «Балагуры». В 1996 году видели их в воскресной телепередаче ОРТ из цикла «Играй, гармонь». Эта северодвинская команда гармонистов, плясунов и певцов названа одной из лучших в России. И к первоапрельскому шоу они готовились на полном серьезе, поэтому было смешно.

В январе 1997 года кампания «Балагуры» приняла активное участие в празднике, посвященном 100-летию знаменитого гармониста Ивана Ивановича Маланина, организованного в г. Новосибирске с участием Геннадия Заволокина и её можно было увидеть в известной телепередаче «Играй гармонь». А за участие в IV фестивале народного творчества «Балагуры» получили Диплом, в котором написано: «Вашей любовью, бескорыстным служением сохраняется и развивается народная культура». По этому поводу в то время Валентин Григорьевич говорил:
– К сожалению, сейчас в погоне за виртуозностью исполнения некоторые баянисты забывают, ради чего и для кого играют. Делаются такие обработки, из которых уходит мелодия, гармония, красота. Говорю об этом не только как исполнитель, но и как композитор.
Аккомпанируя танцевальному коллективу, надо строго удерживать темп, подчеркивать музыкой движение. Примерно то же — с хорами, там все расписано на партитуре. Играя же для сольного вокала, можно дать немного воли фантазии, по-своему обыграть мелодию. Но при этом не мешать солисту, подстраиваться под него. Народную музыку я люблю больше всего.
Эти и другие свои творческие установки он решил показать на собственном творчестве, для чего создал цикл песен на стихи Евгения Токарева, которые составили музыкально-поэтический сборник о Севере под названием «Рябиновый родник» (В.Кретов, Е.Токарев. Рябиновый родник. Архангельск-1997).

Музыканта и поэта связывает давняя дружба. Будучи участником ансамбля «Балагуры», В. Кретов неоднократно бывал на родине поэта в Онеге. Стихи Е. Токарева стали поэтической формой ощущения тонкой красоты природы Онежского поморского края. Созвучна поэтическим строкам и песенная кантилена В. Кретова. Тонкая душевная организация композитора проявилась в красивых, нежных, запоминающихся мелодиях песен. Много лет он руководил вокальным ансамблем «Лирика» Дворца культуры о. Ягры г. Северодвинска и хорошо усвоил законы вокально-хоровой техники. Все мелодии песен интонационно и тесситурно удобны для исполнения.
В феврале 1998 года в Москве прошли Дни культуры Архангельской области. За большой вклад, творческое и инициативное участие в организации и проведении этих Дней, в том числе в стенах Государственной Думы, глава администрации Архангельской области А.А.Ефремов вручил Валентину Кретову благодарственное письмо.

850-летний юбилей Каргополя, отмеченный в этом году, совпал с праздником Ивана Купалы. Приглашенные представители областной власти и журналисты, главы соседних районов поздравляли юбиляров. В зале собралось множество деятелей культуры, представители прессы. Был всенародно любимый журналист «Комсомольской правды», писатель Василий Песков и не менее почитаемый среди населения частушечник Геннадий Заволокин. Его песни про деревню стали главным хитом праздника. В автографе местной газете он написал: «Покорён искусством северян, да здравствует гармонь и частушка!». На второй день праздник происходил на заросшей травкой площадке у реки. И несколько тысяч зрителей стали участниками многочасовых выступлений фольклорных коллективов, бесконечных гуляний и обрядов. Среди этих коллективов достойно смотрелись и кампания «Балагуры» и вокальный ансамбль «Лирика», художественным руководителем которого также был Валентин Кретов.

Словом, баян для Валентина Григорьевича — не просто второе «я», но и смысл, и образ жизни. С баяном он многократно объехал всю страну — от Мурманска до Чукотки, выступал даже перед воспитанниками детского сада в Финляндии. И знает наверняка, что этот инструмент любим в народе, особенно в российской глубинке, что и показали гастрольная поездка по Архангельской области в августе 199 года и диплом лауреата V Международного фестиваля народного творчества имени И.И.Маланина «Зазвучи, отзовись, сердце народное!» и сертификат, полученный там же, за то, что продемонстрировал «высокое мастерство в исполнительском искусстве». Кроме того сертификат подтверждал его право на руководство творческими коллективами.

В рамках кинофестиваля «Созвездие-2000» во дворце культуры на Яграх Валентин Кретов с ансамблем «Лирика» приветствует приехавших на север киноартистов, в том числе Анатолий Кузнецова, он аккомпанирует ЛариеГолубкиной. В 2001 году он уже на борту авианосца «Адмирал Кузнецов» выступает перед экипажем, занимает второе место в районном конкурсе песен о Красноборье.

Поистине знаковым для Валентина Григорьевича стал 2002 год. В этом году увидел свет новый сборник песен «За Двиной, за Северной...», который продолжает знакомить нас с творчеством северодвинского композитора-любителя. Этот сборник - подборка разнохарактерных, в основном лирических песен о Севере, о его людях, ну и безусловно, о любимом городе автора - Северодвинске. Различные своеобразные стили северных поэтов, на чьи стихи написаны песни, получили свое подкрепление в музыке Валентина Кретова. Используется яркая палитра стилевых и ладовых красок, богатая разнообразная нюансировка. Вместе с этим все музыкальные произведения объединяет единый вокально-музыкальный стиль. Все песни Валентина Кретова напевны, с четкой и ясной гармонической основой, легко запоминаются.

В 2002 году онудостоен звания Заслуженным работником культуры России. Соответствующий знак ему вручает лично глава администрации Архангельской области А.А. Ефремов. Его поздравляет капитан индийской подводной лодки «Синдуратна», зашедшей с дружеским визитом в Северодвинск. Это была по-настоящему заслуженная награда. Кретовым В.Г. написана и обработана музыка к многочисленным программам агиттеатра «Северянка», музыка к танцам, написаны и обработаны произведения для народных хоров, ансамблей, солистов.

Последующие годы также были насыщены творческой деятельностью Валентина Григорьевича Кретова. Администрация города Северодвинска при встречах высоких гостей редко обходилась без приглашения Валентина Кретова с его многоголосым баяном. Этот баян заставлял подпевать артисту людей порой далеких от песенного творчества, так при встрече в 2005 году на берегу Северной Двины не удержался и запел под баян заместитель министра судостроения России Владимир Поспелов, в том же году на 40-летии Главного управления глубоководных исследований Кретову подпевали лауреат госпремии по АПЛ Терских, вице-адмирал Матушкин, ходивший одним из первых на дизельной подлодке на Северный полюс, руководители и ветераны «Центра судоремонта «Звездочка» Бармин, Миронов и другие.

Наш земляк неизменный участник вывода с ремонта атомных подводных лодок. В 2008 году генеральный директор «ЦС «Звездочка» В.С.Никитин вручил Валентину Кретову юбилейную общественную медаль «50 лет атомному подводному флоту России». В 2009 году ему вручается Почетная грамота Министерства промышленности и торговли «за большой личный вклад в развитие промышленности», а 13 июля этого года в связи 60-летием со дня рождения Валентина Григорьевича и 40-летием его творческой деятельности в Северодвинске мэр этого города М.А.Гмырин вручает грамоту «за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие культуры города».

***

Неугомонная души Валентина Григорьевича и его верной супруги Татьяны Ильиничны позвали их снова в дорогу — на этот раз в село Октябрьское, Усманского района, на малую родину, которая и стала их пристанью, надеюсь, навсегда. И вот Кретов уже через некоторое время он аккомпанирует участникам местной художественной самодеятельности, некоторых из которых, можно сказать, он заразил русской песней.
И для этого коллектива наступил новый этап развития. В репертуаре октябрьцев появились новые песни своего самодеятельного композитора Валентина Кретова.

Мне довелось побывать на некоторых концертах с участием В.Г. Кретова. Зрительный зал, как правило, набит до отказа. И всегда было очень приятно видеть яркие нарядные костюмы участников, слушать песни в исполнении хора, отдельных солистов. Всегда поражаюсь, как это люди после трудового дня приходят в СДК, находят себе родственные души и репетируют, репетируют. Впрочем, что ж здесь удивительного, ведь руководит репетициями удивительный человек, баянист от Бога и наш земляк Валентин Григорьевич Кретов.

Материал подготовил А.Китаев, краевед, март, 2014.