Усманский

краеведческий портал

Усманские гармонисты

Из воспоминаний гармониста Константина Дмитриевича Акимова.

Было это в 1927 году. У нас в Усмани проходил конкурс гармонистов в здании кинотеатра, где сейчас находится Центр детского творчества.
Я, Костя Акимов  - мне было восемь лет. Но я тогда стал вторым после братьев Шмаковых. Нас наградили грамотами. А меня даже, помню, на руках по залу носили. Исполнял я на конкурсе разные русские народные мелодии и даже вальс "Коломбина".
Игратья начал на гармошке с шести дет. А учился у отца и старшего брата Михаила. Они с отцом работали в городе парикмахерами и хоть гармонистами были хорошими, по свадьбам не ходили, я в восьми лет уже и на свадьбах играл.

Да, бывало приедут из какого-нибудь окрестного села - Завального или Сторожевого. Договорятся с с отцом об оплате - деньгами или продуктами - и увозят меня с гармошкой на целую неделю. Тогда ведь свадьбы неделями играли... 
На свадьбе и взрослому гармонисту даже два дня отыграть тяжело бывало, а что уж говорить про ребенка. Но, куда было деваться, играл. Хитрить приходилось. конечно. Главное - начать хорошо, с задором, чтобы гостей завести, а уж когда они хорошо "поддатые" я им подыграю на одних басах, а им все равно уже: шум, визг, пляски, частушки только сыплются...

Гармонь у меня была звонкая, голосистая, на игру легкая. Мне ее мастер Иван Дмитриевич Есипов сделал. Ох и хорошо была гармошка. В Усмани гармони делали - Есипов делал, отец и братьи Шмаковы, братья Старченковы. Были еще какие-то Черниховские и Киселевские гармошки. Сейчас уже всех и непономню.
Усмань, кстати, славилась мастерами - изготовителями рояльных гармоней.
Хотя  самыми знаменитыми были елецкие гармони. Ну, а у нас самым лучшим мастером был Иван Дмитриевич Есипов. Я играл на его гармошке и в городском саду, и в кинотеатре. Там, рядом со зрительным залом, был еще и танцевальный. Вот перед началом киносеанса и устраивали танцы: вальсы, краковяк, "полъэспань",  "тустеп" и еще много разных мелодий.  За это меня братья Шмаковы подолюбливали - вроде того, что ихний хлеб отнимаю. Они тогда играли на всяких массовых праздниках, у каруселей на площади. И при встречах всегда норовили дать мне подзатыльни как конкуренту.

Хочется сказать, что гармони в Усмани делал и сын Ивана Есипова - Владимир, к сожалению, рано умерший.
С есиповской гармошкой Константин Якимов ушел на фронт, когда началась  Великая Отечественная война. Прошел всю войну, сберег.
- Уже в самом конце войны одному капитану так понравилась ее игра, что он все-таки упросил меня поменяться с ним на трофейный итальянский аккордеон и ручные часы в придачу. Я долго не соглашался, но потом уступил капитану. С тех пор я на нем и играл  - инструмент замечательный.

На фотографии 1927 года Константин Якимов, в возрасте восьми лет, самый молодой,  сидит, опершись локтем на гармошку, и ладонь подставил под щоку.  В верхнем ряду стоит у окна лысый Александр Панфилов, жил где-то на Никольской, потом двое Шмаковых - сын Иван и отец Михаил Михайлович. Четвертый Николай Свиридов, потом отец Кости - Дмитрий Васильевич Якимов в головном уборе, кто рядом - не известно, а последний в этом ряду Петр Михайлович Архипов  и его сын Константин.

В следующем ряду сидят Николай Шмаков, рядом с ним Василий Воищев, в середине в кожаной куртке Соколов, потом он был директором ликероводочного завода в Воронеже, рядом с ним один из братьев Старченковых, а кто - неизвестно теперь, их двое было Сергей и Василий. И последний - Сдобников из Сторожевого, очень хорошо играл "матаню, страдания". 
Сдобников виртозно играл на гармони, даже ногами. Ну и внизу пацаны - Костя Акимов  и Костя Старченков.

 Нижегородов Н. //Новая жизнь. - 2000. - 21 окт. - фото.