Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Станционное водоснабжение

СТАНЦИОННОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

По материалам краеведа А. Китаева

Долгие годы основным объектом хозяйственно-питьевого водоснабжения города являлась станция Усмань.  Здесь же был организован пункт водоснабжения поездов, действовавший с 1869 года, с последующим усилением отдельных элементов в разные годы.

Кроме железной дороги, основными водопотребителями oт станционной водонапорной банши были райпотребсоюз,  нефтебаза, птицекомбинат и пристанционное население. Первоначально источниками водоснабжения были грунтовые колодцы. В 1909 году ввиду недостаточности их дебита построили водозабор на реке Усмань, который и до 60-х годов XX века являлся основным источником водоснабжения станции и пристанционных потребителей.

Для подъема горизонта воды в водохранилище на реке Усмань у водозабора в 1927 году была выстроена глухая водосливная плотина, по конструкции состоящая из двух шпунтованных стенок, заполненных грунтом и каменной отсыпкой. Верхняя площадка плотины засыпалась камнем. После весеннего паводка 1935 года каменная отсыпка плотины была досыпана, т.к. часть камня в паводок была унесена водой.

От водозаборного колодца к насосной станции идут две всасывающие линии с трубами диаметром 200 мм. В 1932 году в связи с усилением водоснабжения была построена новая насосная станция, введенная в эксплуатацию в январе 1933 года.
Напорных линий было тоже две, уложены они были чугунными трубами: одна - в 1909 году трубой диаметром 100 мм, вторая - в 1931 году трубой диаметром 150 мм. Линии имели деревянные смотровые колодцы, в которых были установлены вантузы и грязевики. Глубина заложения водопроводов была вполне достаточной для предохранения их от промерзапия. Грунтовых вод выше заложения труб по трассе не было.
Разводящая сеть была уложена чугунными и железными трубами диаметром от 34 до 200 мм. По разводящей сети вода подавалась в водонапорную башню 1909 года постройки, с железным баком емкостью 70 куб.м., а от неё к двум гидроколонкам. При ремонте башни в 1940 году днище бака было заменено новым.

Водозабор расположен на излучине правого берега реки, имевшей в этом месте резкий поворот русла на юго-восток. Он представляет собой деревянный ряженый оголовок, с каменной засыпкой и отсыпкой, от которого идет деревянная самотечная галерея до водозаборного колодца. Последний, сооруженный еше в 1869 году, был деревянным и рубленным, имел пол на уровне земли и двухскатный деревянный шатер. С ним самотечными, тоже деревянными рубленными линиями, были соединены еще два таких же колодца.
На заднем плане водонапорная башня ст. Усмань. Фото 60-х годов ХХ века
От водозаборного колодца к насосной станции шли две всасывающие линии с трубами диаметром 200 мм.
В 1932 году в связи с усилением водоснабжения была построена новая насосная станция, введенная в эксплуатацию в январе 1933 года. Стены насосной станции были кирпичные, фундамент и стены шахты - бутовые, оштукатуренные цементной штукатуркой, кровля -этернитовая, по утепленному войлоком покрытию, фермы деревянные. Пол котельного помещения и галерей шахты - цементный. Незначительное просачивание воды сквозь стены шахты было только в период весеннего паводка.
Оборудование насосной станции паровое двойное: два паровых котла, из которых один системы Шухова, второй системы Лешапеля: оба с поверхностью нагревa 19.5 кв. м.; два паровых насоса - оба системы Бортингтона, но разных заводов-производителей, производительностью 36 куб.м./час. Вода из котельного помещения отводилась по трубопроводу. Освещение насосной станции было керосиновым. Топливоподача к котлам и шлакоуборка от котлов производились ручным способом с помощью ручных тележек.
В сентябре 1961 года насосная станция была электрифицирована: установленое электрооборудование было переведено на автоматическое управление. Освещение станции стало электрическим.
Напорных линий было тоже две. уложены они чугунными трубами: одна - в 1909 году трубой диаметром 100 мм. вторая - в 1931 году трубой диаметром 150 мм. Линии имели деревянные смотровые колодцы, в юлоры.х были установлены вантузы и грязевики. К 1967 году колодцы завалились, а оборудование с них было снято. Глубина заложения водопроводов была вполне достаточной для предохранения их от промерзания. Грунтовых вод выше заложения труб по трассе не было.
Разводящая сеть была уложена чугунными и
железными трубами диаметром от 34 до 200 мм. По разводящей сети вода подавалась в водонапорную башню 1909 года постройки, с железным баком емкостью 70 куб.м., а от нее к двум шдроколоикам. 11ри ремонте башни в 1940 году днище бака было заменено новым. Высота дна бака над головкой рельса главного пути была равна 9.5 метра.
Ствол башни кирпичный, восьмигранной формы по наружному контуру и цилиндрический внутри, кровля была выполнена из железа.
В сторону Грязей разводящая сеть была уложена из груб диаметром 150 мм в 1909 году, а в сторону Графской уложена в 1936 году 200 мм трубами. Грязинский участок из-за давности сооружения и разрушений, произведенных вражеской авиацией в годы Великой Отечественной войны, находился к 1967 году в плохом состоянии. Система разводящей сети тупиковая низкого давления. Установленное время набора воды паровозами у всех точек водозабора обеспечивалось.
Для подъема горизонта воды в водохранилище на реке Усмань у водозабора в 1927 году была выстроена глухая водосливная шютина, по конструкции состоящая из двух шпуигованных стенок, заполненных грунтом и каменной отсыпкой. Верхняя площадка плотины засыпана камнем. После весеннего паводка 1935 года каменная отсыпка плотины была досыпана, т.к. часть камня в паводок была унесена водой.
В 1961 году были пробурены и введены в эксплуатацию две артезианские скважины, от которых к насосной станции шли две всасывающие линии диаметром 150-200 мм, а от нее шли две напорные линии к водонапорной башне, от которой начиналась разводящая сеть с гидроколонками. Вода из реки Усмань береговой ряжевый оголовок, самотечная галерея, водозаборный и грунтовые колодцы были отключены с момента пуска в эксплуатацию артезианских скважин.
В связи с реконструкцией путей станции Усмань ближняя и дальняя южные гидроколонки в августе 1963 года были сняты, шахты гидроколон засыпаны грунтом, т.к. попали на ось пути.