Усманский

краеведческий портал

Редакция и типография - один коллектив

Выпуск газеты — сложный и многогранный процесс.
Из редакции в типографию сдавали в набор статьи, предоставляли макеты полос, и типографские работники приступали к изданию газеты.
Сначала газетный материал поступал к линотипистке Валентине Васильевне Бодрых — человеку высокого профессионального мастерства. Она на клавиатуре линотипа — строкоотливной машины — набирала строчки текста. Каждая строчка отливалась из свинца. Валентина Васильевна была очень грамотным специалистом, от набора текста зависела быстрота вычитки и правки газетной полосы.
Валентина Бодрых постоянно лидировала в социалистическом соревновании среди линотипистов области. В проводимых областных конкурсах профессионального мастерства ей не было равных. Организаторы конкурсов знали об этом и даже просили Бодрых не участвовать в них. А позже и сам конкурс назвали в ее честь. Отлитые свинцовые строчки поступали в наборный цех к наборщицам, тоже профессионалам своего дела, Лидии Николаевне Павловой (Соломыкиной) и Тамаре Константиновне Телегиной. Они быстро верстали газетные полосы согласно макетам, делали с них оттиски и передавали на правку корректору.  Правила ошибки, Ольга Павлова.  Авторами статей сокращался или добавлялся текст. Над газетой еще работали ответственный секретарь и редактор. И только после того, как номер газеты был полностью сверстан, вычитан и выправлен, его передавали в печатный цех.
Каждую газету, а тираж ее тогда составлял более 10 тысяч экземпляров, сначала надо было отпечатать с одной стороны, потом с другой (листы вручную подавались на печатную машину) печатницами типографии Александрой Дмитриевной Коровиной и Марией Николаевной Гриб, а также Еленой Тарлыковой и Марией Поповой.
Все работники типографии и редакции с большой ответственностью подходили к выпуску газеты. И пока процесс не заканчивался, никто не уходил с работы. Неважно, был ли конец рабочего дня или нет. Иногда приходилось задерживаться на работе и до позднего вечера, если проходили пленум или конференция РК КПСС,
или сессия районного Совета депутатов.
Потом в типографию приобрели машину-ротатор, которая механизировала печатание газеты. Ею профессионально управляли печатники Владимир Павлович Горшков и Лев Серафимович Смольянинов. С этим процессом хорошо справлялся и резчик бумаги Николай Коробкин.Коллектив редакции и типографии. 80-годы

Коллектив типографии, помимо газеты, печатал также различные бланки, брошюровал амбарные книги. Под руководством замечательного человека, мастера типографии Раисы Федоровны Свиридовой данную работу выполняли Галина Чавкина, Наталия Черных, Зоя Григина. Переплетом книг занимались Любовь Попова и Нина Михайловна Коровина. Вся продукция поступала на склад, которым заведовала Галина Алтухова.
Коллективы редакции и типографии были очень сплоченными и дружными, ведь комсомольская, партийная и профсоюзная организации были  общими.
Все праздники   отмечали семьями. А еще очень любили лето и с удовольствием ездили на прополку выделяемого нам в каком-либо колхозе участка сахарной свеклы, где  и работали, и отдыхали. Но эти поездки не сказывались отрицательно на выпуске газеты. Она всегда выходила своевременно.
На протяжении ряда лет, будучи членом партии, я была секретарем комсомольской организации редакции и типографии, неоднократно избиралась делегатом на районные комсомольские конференции.
На профсоюзных и партийных собраниях всегда говорили о наболевших вопросах, открыто высказывали руководителям о производственных недостатках и издержках -  к ним прислушивались, делали и исправляли, что могли.
Очень хочется  вспомнить  ушедшего из жизни бывшего директора типографии Юрия Ивановича Фролова. Это был ответственный человек, очень дотошный до всего. Он приходил на работу раньше всех, и за день не по одному разу успевал побывать в каждом производственном цеху.

Ольга ПАВЛОВА, ветеран труда, фото Владимяра Елютина