Усманский

краеведческий портал

Идут по маршруту автобусы

Первые автобусные перевозки в Усмани начались в 1946 году.
Десять лет в городе был всего один маршрут «Город-вокзал».
Единственный автобус был  малой вместимости, шаткий, скрипучий.
Но постепенно пассажирский парк увеличивался.
Как все это было, рассказывает Виктор Митрофанович Пчельников, работавший в те годы автомехаником Усманской автороты:
-    В автороте  были в основном грузовые автомобили отечественного производства: ГАЗ-51, ЗИЛ-585 и американские «форды» и «студебеккеры». Это грузовики, кузова которых оборудовали лавочками и обеспечивали перевозку людей по сельским маршрутам - в Завальное, Никольское, Девицу. Трехкилометровое расстояние от вокзала до центра города люди преодолевали в основном пешком.

До рынка, как сейчас, автобусы не ходили. Конечная остановка была на площади Ленина, где ныне стоит памятник усманцам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Там раньше находился автопавильон для пассажиров. Всего же по этому маршруту было пять остановок: первая - ЛТУ (линейно-телефонный узел связи), затем следовала «Загот-скот», где ныне микрорайон, потом - тюрьма, махорочная фабрика и конечная - площадь Ленина.
Когда в 1955 году пришли первые автобусы вагонного типа марки «ЗИЛ-158», то это и послужило открытию маршрута «Вокзал - рынок».
С понижением температуры воздуха автобусы находятся на прогреве. Таким образом водители избавлены от излишней траты времени и сил на проведение подготовительных работ. Дежурный механик принимает автобусы и производит выпуск их на линию, предварительно уточнив, все ли в порядке. Возить-то живой груз! Значит, нужно быть настороже.

Дежурная машина подвозит из дома шофера и кондуктора, которые должны выезжать с автобусом рано утром. Ночью она отвезет к месту жительства других их товарищей по труду, закончивших вторую смену. Ведь после первой происходит пересмена экипажей.

...Ранним утром городские улицы еще безлюдны, синяя полутьма пока не начинала редеть, а уже показались огоньки автобусных фар.
Расписание движения составлено с учетом отправления поездов со станции Усмань, а также начала работы предприятий и организаций города.
Первый автобус из ворот автотранспортного предприятия выходит утром к вокзалу в 4-09 минут, второй — в 5-07, третий — в 6-13 и четвертый в 7 часов 11 минут.
В 1956 году автобус на этом маршруте работал до 11 часов вечера.
В этом же году был открыт маршрут № 2 «Вокзал-костно-туберкулезный санаторий». Автобус, следуемый по этому маршруту, имел остановки у райисполкома и средней школы № 2, а работал с 7 часов утра до 11 часов вечера.

Водителями первых автобусов по маршруту «Вокзал - рынок» были Иван Невзоров, Борис Гладких, Василий Сундуков, Иван Зибров, Николай Лутов. А первые кондукторы - Александра и Валентина Данковцевы.

Вот водитель Николай Васильевич Лутов, Автомобиль, дорога — его жизнь. В автомобильном хозяйстве он с 1955 года. А за время работы шофером на автобусе перевез около 700 тысяч пассажиров. Еще раньше поступил сюда Алексей Петрович Данковцев. План пассажирских перевозок тоже из года в год перевыполняет. Тот и другой берегут машины, соблюдают график движения.
Кондукторы Галина Семёновна Пчельникова, Валентина Григорьевна Соколова. Мы порой не замечаем, а труд их не такой уж простой. Приходится встретить и маленького человека, и
старушку усадить. Стараются держаться в обращении спокойно, ровно. Первая за десятилетие обслужила около полутора миллиона пассажиров, вторая — поменьше, С работниками такой профессии здесь проводятся своего рода экзамены. Необходимо знать свои правила, неукоснительно соблюдать обязанности, Это что нибудь да значит!
Конечно, дела транспортные не всегда идут блестяще Разве приятно, если на линию автобусы выходят грязные. Даже в дни, когда мороз сковал землю, почти невозможно различить номерные знаки.

На линии сначала было два или три автобуса. Дорога была вымощена булыжником. Билет стоил 5 копеек. Водителю и кондудоводился план, который дадо обязательно выполнить. И скажу, что план мы выполняли , поскольку пассажиропоток был большим. Автобус набивался, что называется, до отказа. Трудно было обилечивать, протискиваясь между пассажирами.

Условия труда были нелегкими, особенно в за время. Автобусы той поры ведь не такими комфортными были, как сейчас. Многие кондукторы работали в перчатках ку оторых обрезали пальцы -  чтобы удобнее отрывать билеты и считать мелочь.

В 1954 году с образованием Липецкой области установлено регулярное сообщение с Липецком, куда кроме автобуса ходило один раз в день грузотакси. В 1958 году автобус до областного центра стал ходить два раза в день, но асфальтированная дорога появилась на этом мал лишь в 1962 году. В 1956 году по маршруту «Усмань - Грачевка» также ежедневно курсировало грузотакси  5 раз в день.

Летом 1957 года Усманской автороте, как первоначально называлось автопредприятие, было выделено новое место для строительства гаражей по улице Маяковского, 1. Тогда же началось их возведение и создание современной базы.

До начала 60-х годов на улицах города не бы одной крытой остановки, да и асфальт на главной усманской дороге по улице Ленина от центра до вокзала полностью впервые был уложен лишь в 1970 году. Городским бюджетом на 1969 год было предусмотрено заасфальтировать дорогу, ведущую к вокзалу до дома УЗЛО (район нынешней библиотекой). Однако городские приятия: махорочная и швейная фабрики и ряд других внесли средства, с тем, чтобы асфальт был уложен до вокзальной площади. 15 августа 1970 года этот участок дороги был сдан в эксплуатацию.

.. Приезжающие из Воронежа в Усмань, кто обычно в выходные  дни создает на рынке так называемую толкучку, набиваются в автобус столько, что вынуждают ехать с открытыми дверями,
Вопрос о базарниках - спекулянтах давний. Он волнует усманцев. Однако по-настоящему никто его не решает.

Нечто подобное можно наблюдать и в иные дни. Толкотня и давка при посадке в автобус доходит порой до накала. Крик, брань, оторванные пуговицы. В выгодном положении оказываются молодые, сильные. Им невдомек уступить место человеку почтенного возраста, женщине, малышу.

На дверях автобусов написано, где вход и выход. Но и такому правилу не всегда и не все придерживаются, хотя ввели его для удобства. Надо сделать так, чтобы все стали довольны проездом по городскому маршруту.

...Дневная суета понемногу улеглась. Наступили вечерние часы. Стихает поток пассажиров.

В полночь, когда стрелки часов сдвинутся, подходит финиш второй смены. Последний автобус заканчивает работу в 00 часов 40 минут наступивших новых суток. А утром водитель вновь сядет за руль, займет свое место кондуктор. Опять они будут возить своих дорогих пассажиров.

Едут взрослые и школьники, каждый по своим делам,

Убегает назад лента шоссе. Проплывают мимо раскидистые ветви деревьев, строения, пешеходы. Вместе с ними начинают мелькать встречи, расставания, Слышатся поздравления с приездом, напутствия с пожеланием счастливого пути.
Не легко и совсем не просто сидеть за баранкой, если за твоей спиной живые люди. Они вверили тебе свое благополучие.

Л. НИКИТИН.
А. КИТАЕВ