Усманский

краеведческий портал

От песчаной черепицы к железобетону. 1965 год

В 1957 году была создана Усманская межколхозная строительная организация "Межколхозстрой".
Начинали свою деятельнотсть со строительства производственной базы и изготовления местных строительных материалов: шлакоблоков, красного кирпича, цементно-песчаной черепицы, железобетонных колец и пасынков.
В 1960 году приступили к строительству в колхозах. За прошедшее время изготовили для колхозных новостроек 39 миллионов штук красного кирпича, 5 миллионов штук шлакоблоков, более 3 миллионов штук черепицы, 3.100 кубометров железобетонных изделий. Всего  возведено и сдано в эксплуатацию 50 различных объектов на сумму по сметной стоимости в один миллион рублей. В числе построенных — 8 коровников, 7 свинарников, 5 зернохранилищ, 6 школ, 9 жилых домов и т. д.
На строительство производственной базы МСО колхозы-пайщики внесли 147 тысяч рублей, а из полученных прибылей
распределено между пайщиками 513 тысяч рублей.
В 1964 году выполнили объем строительно монтажных работ на 377 тысяч рублей, или на 106 тысяч больше, чем в 1963 году. Введено объектов в эксплуатацию на 365 тысяч рублей.
План выпуска валовой продукции вьполнен на 115 процентов. Сверх плана колхозам отправлено более 100 тысяч штук красного кирпича, 22 тысячи штук шлакоблоков, 186 кубометров железобетонных изделий. Средняя годовая выработка на одного рабочего составила 2.050 рублей при плане 1.900 рублей. Значительно перевыполнен план накоплений.
За год они составили 105 тысяч рублей.
Большие работы проведены по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Так, например, стоимость одного кубометра железобетона снизилась против плановой на 4 рубля, одна тысяча шлакоблоков (в условном кирпиче) — на 7 рублей, одна тысяча штук черепицы — на 1 рубль. Большой вклад в дело досрочного выполнения годового плана внесли  передовики производства. В первую очередь следует отметить каменщиков Михаила Казакова, Василия Будовских, Вячеслава Брыкина, плотника Василия Клепикова, столяра Филиппа Шепелева, маляров Вячеслава Кульдкепа, Виктора Чикунова и Петра Иванова. По полторы нормы выполняли обжигальщица кирпича Мария Дмитриевна Брыкина и садчица кирпича-сырца в кольцевую печь Зоя Сергеевна Порядина. Они не только перевыполняли установленные задания, но и выпускали продукцию только хорошего и отличного качества.

Ответственные задачи стоят перед строительной организацией в 1965 году - предстоит выполнить строительно-монтажные работы по плану подрядного строительства в колхозах на 420 тысяч рублей, должны сдать в эксплуатацию 4 коровника, 2 зернохранилища, а всего — 10 больших объектов.
Для этой цели предстоит изготовить 6 миллионов 500 тысяч штук кирпичей, 500 тысяч штук черепицы, 400 кубометров железобетонных конструкций, 280 тысяч штук шлакоблоков. Кроме этого,  потребуется 3.150 кубометров делового лесоматериала, 21 тысяча листов шифера, много мягкой кровли, гвоздей.
Строительство ведется не только летом, но и зимой. Для этой цели сооружен растворо-бетонный узел. Бетон для фундаментов и раствор для кладки стен транспортируем на строительные площадки автосамосвалами прямо с завода. Это значительно снижает затраты на строительство. В летнее время в животноводческих фермах бетонируются проходы готовым раствором, а зимой выкладываем их железобетонными плитами, изготовленными в  цехе. Себестоимость одного кубометра бетона против сметных цен снизилась на 5 рублей.
Сейчас, как никогда, благоприятно складываются условия для ведения строительно - монтажных работ. Колхозы стали экономически крепкими, да и  производственно-техническая база  расширилась.
«Межколхозстрой» вполне может выполнять подрядные работы в колхозах на сумму не менее 500 тысяч рублей за год. Для этого  нужно полностью перейти на строительство зданий из сборного железобетона. Мы уже на опыте убедились, что помещения из сборного железобеона прочнее, они гораздо дешевле обходятся хозяйствам.
Однако во время строительства  есть еще с большие трудности.
В организации имеется один автокран и загружен он до предела. Сейчас  крайне необходимы еще один кран с 14-метровой подъемной стрелой, экскаватор на тяге трактора «Беларусь», бульдозер и другие строительные механизмы. Имеющийся автопарк уже износился, многие машины требуют капитального ремонта.
Мы обращаемся с просьбой к руководителям колхозов, в которых ведем строительство: оказывайте нам помощь в транспортировке материалов на строительные площадки. Ведь в зимнее время ваши машины зачастую простаивают, а мы задыхаемся.

Думаем, что нам помогут и в приобретении необходимых механизмов. Коллектив же рабочих «Межколхозстроя» со своей стороны приложит все силы к тому, чтобы с честью справиться с задачами, стоящими перед ним в седьмом году исторической семилетки.
Скачков Д., старший инженер межколхозной строительной организации.

От песчаной черепицы к железобетону // Новая жизнь. - 1965. - 29 янв.