Усманский

краеведческий портал

Грачевская МТС

С 1931 по 1933 год в сельском хозяйстве СССР осуществлялся процесс создания машинно-тракторных станций (МТС).
Машинно-тракторная станция (МТС) — это государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР, обеспечивавшее техническую и организационную помощь колхозам сельскохозяйственной техникой.

 МТС сыграли значительную роль в организации колхозов и создании их материально-технической базы, осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, давали её в аренду колхозам. 

Процесс создания МТС начался и в Грачевском колхозе им. Ленина, в ней находилось 19 тракторов. Из них: 10  марки ХТЗ и 9  марки «ФОРДЗОН», 6 автомашин, 30 комбайнов.

Первым директором МТС был назначен Рыбаков Василий Васильевич, а помощь ему оказывал товарищ Воронин, присланный из Воронежа. С 25 февраля 1933 года начали работать курсы для трактористов, которые посещали 45 человек.

С 1933 года на основе январского пленума ЦК при всех МТС создаются полити­ческие отделы. Они распространяли передовой опыт, создавали ударные бри­гады. Начальником такого политотдела был Тутанов. Через колхозную жизнь значительно улучшилось материальное положение колхозников, колхозы развивались и крепли. Повысилась урожайность, росло животноводство, полновеснее стал трудовой день.

19 августа 1934 года в Грачёвке состоялся слёт семкоров и редакторов стенгазет Грачёвской МТС. Совещание почтило вставанием в память убитого классовым врагом семкора Шев и потребовало сурово наказать убийц. Совещание отметило, что «настало время, когда подписание семкоровских писем псевдонимами не только не нужно, но и вредно для дела».

В этот же день в Грачёвку прилетел из Воронежского аэроклуба самолёт "У-2". Через несколько минут на площади собралось около 500 человек. Был проведён митинг.

МТС постоянно пополнялась техникой, и уже к 1938 году был 81 трактор. Эта техника обслуживала 63 колхоза. Машинно-тракторный парк поделили на 2 МТС: Грачёвскую и Родниковскую. В первой было 30 колхозов, во второй - 33 колхоза. Грачевская МТС в том числе обслуживала колхозы Березняговского, Верхне-Мосоловского, Пашковского, Крутче-Байгорского и Завальновского сельсоветов.

Кроме тракторов ХТЗ и универсальных колёсных было 5 гусеничных тракторов ЧТЗ и прицепные комбайны. В 1939 году в Грачёвскую МТС поступило 2 трактора СХТЗ-НАТИ гусеничные, в 1955 году - 2 самоходных комбайна.

МТС вызвала большой интерес среди колхозников и единоличного крестьянства. Работать в МТС было почетно, работников все знали, уважали за трудолюбие, им выдавалась зарплата. Трудовая дисциплина была очень высокая. Трактористы не имели права выехать из борозды без разрешения во время пахоты зяби даже заправиться. Если тракторист позволял себе выехать из борозды и поехать самовольно куда-то, то его объявляли врагом народа, а это означало попасть в лагеря. 
На 1956 год Грачевская МТС располагала 62 тракторами. Она просуществовала до 1958 года, потом все станции по всей России упразднили.

Перед Великой Отечественной войной грачевские колхозы набрали силу, окрепли. В тяжёлые для нашей страны годы они снабжали хлебом государство, фронт. Все трудовые сбережения отдавали для Победы.     

В первые дни войни из Грачевской МТС ушли на фронт многие механизаторы. Среди них механики Д. В. Ивакин, С. Фролов, С. Е. Кутщиев, бригадиры тракторных бригад И. М. Скопцов, Л. Т. Концов, В. Борисов, Е. Иоиов, токарь Ф. Б. Бочкин, более половины трактористов и комбайнеров. Были взяты на фронт все гусеничные тракторы «СХТЗ-НАТИ» и весь автотранспорт.

Значительно поредевший коллектив механизаторов своим самоотверженным трудом все полевые работы в грозном сорок первом году завершил своевременно.

В 1941 году начало учебного года в Грачевской школе было перенесено на октябрь. Все старшие ученики работали штурвальными, помощниками комбайнеров, а кто и самостоятельно комбайнерами. Надо было убирать урожай! Многие женщины стали механизаторами, окончив трехмесячные курсы при МТС. Работали в две смены. Тракторы были колесные, без кабин, с металлическим сиденьем. Но трудности трудностями, а стремление всеми силами помогать фронту было велико. Надо было выращивать урожай и убирать его до последнего колоска. Фронт и тыл были едины.

10 июля 1942 года в МТС были подведены итоги работы за первое полугодие. Передовой стала женская бригада, которая работала в селе Нижняя Мосоловка. Этой бригаде было вручено переходящее Красное Знамя.

Колхозы зоны МTC полностью выполнили государственный, план сдачи хлеба и махорки.
Наступила зима 1942 года. Коллектив МТС приступил к ремонту тракторов и прицепных сельскохозяйственных машин, развернул деятельную подготовку к первой военной весне. Ремонтные работы возглавил заведующий мастерской лучший механик П. Т. Порядин. Полное отсутствие запасных частей создавало, казалось, непреодолимые трудности в ремонте. А приобрести их в то время было, негде. В районе Воронежа шли ожесточенные бои. Выход был единственный -  реставрировать старые детали, вплоть до различных подшипников. Па выручку пришли комсомольцы и молодежь. Под руководством заместителя начальника политотдела МТС по работе с комсомолом А. Ф. Дробышевой они собрали значительное количество бывших в употреблении деталей и инструмента в хозяйствах механизаторов, ушедших на фронт.
С большим трудовым напряжением шла подготовка машинно-тракторного парка к весеннему сепу. Одновременно с ремонтом техники дирекция и парторганизация в трудных условиях готовили кадры механизаторов, которые заменили бы ушедших на фронт. Курсы трактористов укомплектовали исключительно из девушек и учащихся 10-го класса Грачевской средней школы, всего 81 человек.
Дирекция и политотдел МТС  придавали большое значение массово-политической работе среди механизаторов и колхозников. Пламенным большевистским словом правды на примерах мужества и отваги советских воинов, разивших ненавистного врага, агитаторы — политические бойцы партии—вдохновляли колхозников и механизаторов на самоотверженный труд. Па полях колхозов развернулось массовое социалистическое соревнование за высокопроизводительное использование техники и живого тягла. Благодаря невиданному трудовому героизму весенний сев был проведен успешно. Это была вторая большая победа тружеников тыла.
А в МТС уже шла подготовка комбайнов к уборке урожая. Но в начале июня сорок второго года немецко-фашистские полчища ворвались в город Воронеж. Грачевский район стал прифронтовым. Началась эвакуация техники. Оставили только комбайны к ним несколько тракторов.  Для продолжения ремонта комбайнов в МТС   оставили старшего механика  Л. Бабухина с группой комбайнеров. Остались и работники политотдела МТС для проведения  массовой идеологической работы в колхозах зоны.

Эвакуированный парк находился в то время на территории соседнего Добринского района. Поэтому как только созрели ранние зерновые культуры, сразу же была дана команда на возвращение в Грачевку 20 тракторов для использоваиия их на уборке урожая.
В то время на уборке урожая МТС могла использовать только 10  комбайнов и 5 молотилок. 50 процентов площадей ранних зер-новых культур было скошено комбайнами, а на остальной площади колхозы убирали урожай жатками и вручную. До наступления осенних дождей хлеба скосили и обмолотили. Колхозы зоны с честью выполнили первую заповедь перед государством.
К началу oceннего сева озимых весь тракторный парк, находящийся в Добринском районе, бьп возвращен в Грачевку. Тракторы сразу же поставили на пахоту паров, а несколько позже на сев озимых культур и подъем зяби.
По-ударному работали механизаторы П.  Квашнин, Д.  Старых, П. Ф. Вандышев, П. Ф. Данковцев, комбайнеры Г. В. Жуликов, И. Т. Жуликов, комбайнеры-женщины Д. Л. Черных, У. С Глебова, девушки-трактористки Н. Е. Кудинова, Е. С. Глебова, В. Ивакина, Т. И. Борисoвa и многие другие.
Люди помогали фронту чем только  могли, в фонд обороны страны коллектив МТС из своих личных сбережеией внес на строительство танковой колонны «Воронежский колхозник» 250 тысяч рублей. После Победы  большая группа работников МТС была награждена правительством .медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 г.г."

После окончания Великой Отечественной войны начался процесс реорганизации колхозов. Реорганизация колхозов Грачевского сельсовета в колхоз им. Ленина завершилась в 1958 году.

Г. ЮРЧЕНКО, бывший директор Грачевской МТС // Новая жизнь. - 1975. - 16 апреля.