Доклад губернского инструктора по организации коммун и сельскохозяйственных артелей П.И. Объедкова губернскому земельному управлению об отношении населения Усманского уезда
Доклад губернского инструктора по организации коммун и сельскохозяйственных артелей П.И. Объедкова губернскому земельному управлению об отношении населения Усманского уезда к организации сельскохозяйственных коммун, реквизиции продовольствия и отделению церкви от государства Не позднее 10 декабря 1918 г. Организованы 2 коммуны, которые передадут материалы для рассмотрения уземотдела и для регистрации его. Почему не были организованы до сих пор коммуны? Это потому, что работа в уземотделе шла характерная, не были организованы отделы и подотделы и мало было членов в уземотделе, так что были приглашены инструкторы, которые работали по другой отрасли ввиду незначительного количества работников при уземотделе и командированы в провинции по другим делам. По прибытии моем в г. Усмань были командированы 2 инструктора в уезд для агитации и пропаганды по организации сельскохозяйственных коммун и артелей и мне пришлось сначала работать в бюро коммун, а потом ездил по уезду, агитировал, собирал собрания, вел беседы по организации сельскохозяйственных коммун и артелей и т.п. На собраниях было много кулачества, которое мешало мне рассказывать, оно не слушало и мешало слушать другим, и этим они запугивали бедноту, которая по незнанию их слушала. После таких собраний мне пришлось созывать на следующие собрания только одну бедноту и сочувствующих Советской власти и только тогда работа шла лучше. В селах много желающих войти в коммуну, но когда им было предложено, то они говорили, что то, что они услышали на собрании — услышали первый раз и войти в коммуну не могут, так как должны посоветоваться с родственниками, и ввиду этого они просили меня отложить этот вопрос до следующего собрания, на что я согласился. За этот период времени кулачество занималось пропагандой, что вот придут казаки, они вам дадут коммуну и этим запугивало бедноту, и в настоящее время кулачество занимается тем же, поэтому настроение очень плохое. После этого нами были приняты меры. Необходимо сначала вести агитацию и пропаганду, а потом организовывать коммуны, и поэтому уезд был разбит на участки. Еще является причиной, мешающей организации коммун то, что Усманский уезд находится вблизи позиции1* и крестьяне этого боятся.
Я их спрашивал, почему они не хотят войти в коммуну? Они мне отвечали, что мы организуемся в коммуну, а придут казаки, да славяки2* и дадут нам такие коммуны, что и места не найдем. Еще были мне задаваемы на собрании вопросы со стороны слушателей, как будут входящие в коммуну в одном семействе 3 работника, а в другом один, и 5 человек детей? На это я отвечал, что с этим считаться не приходится, ибо потому, что работники будут стареть, а малые дети будут расти и будут работники, а коммуна организуется не на один год, а на всю жизнь. Еще были задаваемы мне гражданами вопросы относительно религии и так милосердно: «Скажите, пожалуйста, что, правда, большевики хотят, чтобы не было икон и храмов?». На это мне тоже пришлось ответить, что как был издан декрет, чтобы церковь не касалась к государству, т.е. религия не касалась к науке, а наука не касалась религии. Большинство вопросов были задаваемы относительно религии и мною было им разъяснено, что и как. Когда я им разъяснил, тогда они со мной согласились. Да, это так. Очень плохое обращение со стороны Красной Армии к беднейшим крестьянам. Красноармейцы приходят и приказывают дать им то и то. Это крестьян странно волнует. При мне приехал красноармеец и взял с собою комбед, и пошли к крестьянину брать гусей, у которого был только один, и они взяли. Крестьянин стал у них спрашивать на это документы, красноармеец вынимает револьвер: «Вот тебе документ». Везде и всюду так, говорят крестьяне, что они очень напуганы красноармейцами. Я предложил бы иметь инструкторами только коммунистов, ибо не коммунистов лучше не иметь и от них такая работа. Необходимо снабжать уезды литературой, так как они переживают в этом кризис. Губернский инструктор по организации коммун и сельскохозяйственных артелей Петр Объедков ГАТО. Ф. P-394. On. 1. Д. 42. Л. 411—412. Заверенная копия. 1 Имеется в виду — близко от линии Южного фронта. 2* Так в документе.
Крестьянское движение в Тамбовской губернии. 1917—1918: Документы и материалы. — М.: РОССПЭН, 2003.