НАДЛОМ КРЫЛА
Долгие годы меня связывала дружба с одним из первых редакторов Усманской газеты Николаем Александровичем Андреевым. Несмотря на преклонный возраст, он много работал творчески: занимался краеведением, готовил к публикации свои воспоминания, рисовал и не порывал с журналистикой.
В одной из нейтральных газет появился мой очерк о нем. С ним я и пришел в двухэтажный особняк, чтобы порадовать старика.
Стояла тихая, но прохладная осень 1974 года. Деревья еще полностью не сбросили свою листву, но веяло щемящей грустью, которая непредсказанно, но зацепит сердце и часто будет напоминать о себе
Еще в коридоре я услышал немного надтреснутый, с еле заметным гэканьем голос. По нему сразу узнал Семена Владимировича Евгенова, друга Андреева с гимназических лет, журналиста и писателя, члена правления Союза писателей СССР. В последний свой приезд в Усмань он со слезами ид глазах выпросил у меня редчайшее издание библиографического словаря русских авторов профессора Венгерова, где были фамилии Андреева и Евгенова.
Мое появление немного обескуражило Семена Владимировича. Оправдываясь, он пытался объяснить, что в спешке забыл словарь, отправляясь в Вешенскую к Шолохову по заданию правления Союза писателей с машинописным вариантом романа "Они сражались за Родину". Предварительно переговорив по телефону с Михаилом Александровичем, который предложил встретить его и Воронеже. Евгенов заглянул в Усмаиь к другу. Я снисходительно развел руками и согласился подождать возврата словаря.
Сразу зашел разговор о Шолохове. Семен Владимирович поделился с нами своим общением с Михаилом Александровичем, а больше всего о закулисной возне вокруг романа "Они сражались за Родину"’
Мы засиделись глубоко за полночь. Объемистая рукопись романа "Они сражались за Родину” составляла около 640 страниц. Из рукописи торчало много листов с заметками и вопросами, как объяснил Евгенов это замечания тех, кто читал ее. Он сидел во главе стола и бережно перелистывал рукопись, останавливаясь на тех эпизодах романа, которые особенно волновали его. Читая нам, старался выделить наиболее яркие детали фронтовых событий, той жестокой и страшной правды, которую стали рассказывать писатели-фронтовики младшего поколения.
У Андреева на фронте погибли сын и дочь. Прочитанные Евгеновым куски романа так волновали его, что он заплакал.
- Не напечатают. Нет, такое не напечатают. Останется только то, что появилось ранее.
Отодвинув рукопись. Евгенов недовольно посмотрел на Андреева, с полной уверенностью сказал:
- Шолохов сам передаст рукопись в ЦК. С ней познакомят самого Суслова. Я ничуть не сомневаюсь, что там, наверху, обязательно поймут, несмотря на козни недоброжелателей. Роман будет напечатан.
Прав оказался Николай Александрович. Роман “Они сражались за Родину" так и не появился отдельно истинной книгой в полном объеме, каким я видел его в рукописи.
Меня волнует судьба романа великого писателя. Зримо вижу объемистую рукопись и не могу представить, куда она исчезла? О ней написано много в разных изданиях, пишут люди, которые читали ее. Вокруг нее, как и вокруг Тихого Дома", кипят страсти, но с наименьшим накалом. Единомышленники и почитатели восхищаются остротой его мышления, жесткой правдивостью, ярким даром шолоховского таланта, а злопыхатели и недоброжелатели ищут чужое авторство, рыхлость текста, безликость образов героев и беспомощную конструкцию композиции романа “Они сражались за Родину”.
Просидев всю ночь, изредка подбадривая себя крепким чаем, мы так и не вздремнули. Евгенов пригласил меня поехать с ним встречать Шолохова. Такая поездка показалась неудобной, я знал, что писатель часто болеет, но Андреев настоял и я согласился.
Мы с Евгеновым электричкой приехали в Воронеж. Семен Владимирович ходил нервно по перрону, видно, сильно волновался. Я прислонился к стене здания вокзала, волновался больше него: как отнесется Шолохов к моему появлению. К тому же я еще находился под впечатлением услышанных в доме Андреева эпизодов романа “Они сражались зв Родину".
Вероятно, так чувствует себя человек в ожидании чего- то, особенно, если этот человек большой, недосягаемый для тебя, писатель. И видится он, вроде бы обязательно высокою роста, могучего телосложения, обязательно с военной выправкой, и. конечно, с неразлучным блокнотом и модной авторучкой. Таким я увидел его портрет игриво и легко нарисованный столичной журналисткой. И в ожидании встречи он представлялся мне именно таким.
Мои мысли оборвал звонкий женский голос: Поезд "Ростов-Москва" прибывает...
Евгенов, крепко держа впереди себя громоздкий коричневый портфель с рукописью шолоховского романа, прикрикнул на меня, чтобы я не отставал, и ринулся к вагону.
Мне стало как-то не по себе. Я уже жалел, что согласился на предложение Евгенова встретиться с Шолоховым. Стоило ли беспокоить писателя своим появлением.
Мы вошли в купе. У окошка, облокотившись о столик, немного сгорбившись, сидел человек в немного помятой кремовой рубашке с широко распахнутым воротником, и неброско накинутом на плечи темно-сером пиджаке. При нашем появлении он нервно и резко повернулся, чуть приподнялся и подал руку, совсем просто, с хрипотцой давно курящею человека, пригласил:
- Присаживайся. Покоротаем вместе время.
Я утвердительно кивнул головой, от растерянности не зная, что сказать. Рука его костистая и холодная слабо ответила на мое рукопожатие. Он тяжело опустился на сиденье, чуть не ударившись о верхнюю полку. Его карие глаза с желтизной широко распахнулись, горбатый нос как-то вздернулся и повис над шеткоп усов. Шолохов чуть сжался, по лицу пробежала нервная дрожь, видно, от резкого движения, которым причинил себе боль. Нахохлившийся. покашливающий, он был похож на подбитую птицу, которая хочет, но не может сдвинуться с моста.
Поезд прогрохотал по железнодорожному мосту через реку Воронеж. Промелькнула Дубовка, прошелестело Си- ницыно, а разговор никак не получался. Перед Углянцем Евг енов разрядил напряженную обстановку. Он с юмором рассказал о том, когда работал в редакции "Правда", после собрания в полночь провожал Надежду Аллилуеву, много шутил, рассказывал ей анекдоты.
Остался страшно доволен прогулкой с обаятельной женщиной и спокойно уснул. Утром один из сотрудников редакции спросил его: "Знашь ли вы, кого провожал и чья она жена?” Евгенов ответил. что не знает. И получил ответ: ”Ты провожал жену Сталина". У Евгенова моментально открылся сильный понос, он целую неделю отсиживался дома я ожидании. что его придут забирать. За ним никто не пришел, но Семен Владимирович уже больше не спал спокойно.
Сбивчивый рассказ Евгенова сильно рассмешил Шолохова. Он смеялся до слез и говорил:
- Семен, я не догадывался, что ты такой смелый. И на фронт ты не попал из-за своей смелости, отсиделся в писательской конторе.
Проезжая через станцию Усмань, Михаил Александрович вспомнил писателя Андрея Платонова, который рассказывал ему, что работал здесь со своим отцом. Да и в голодном 1947 году он, Платонов, приезжал в город Усмань, где люди, знавшие его, помогли продуктами. Вогруг взаимоотношений Шолохова и Платонова ходило и ходит мною небылиц. Михаил Александрович, вспомнив некоторые из них, с гневом отверг.
- Платонов находился в бедственном положении. Я сочувствовал ему, помогал, сколько мог. Вырвал из тюрьмы его больного сына.
Заговорил я о судьбе казачества. особенно забайкальского, к которому принадлежат мои родственники по материнской линии, в том числе Иван Афанасьевич Бунин, первый премьер правительства ДВР, повешенный белыми Шолохов сказал, что имеет хорошее представление о забайкальских казаках по роману Константина Седых, который прочитал при выдвижении на Сталинскую премию. Евгенов сходил к проводнику и попросил принести чай, который появился быстро на удивление нас троих. Шолохов съязвил, что Евгенов обладает особой силой, если он имеет опыт ухаживания за женами вождей.
Крепкий чай, как выразился сам Михаил Александрович, “разогрел” его, он коснулся своей любимой темы казачества и хотел бы больше узнать о забайкальском казачестве. Я пообешал переворошить все, что у меня есть на зту тему, что-то вроде рассказа написать и прислать ему. Непроизвольно разговор переключился на роман "Тихий Дон”. Я рассказал об известном “кирпиче”, первом полном издании казачьей эпопеи, прочитанной в 1941 году.
Упомянул об издавшемся в довоенные годы журнале “Литературный критик", где со статьей Зои Кедриной были иллюстрации широко известного в те годы художника Юрия Королькова, особенно оригинальный рисунок Аксиньи с ведрами воды и Григория на лошади.
При упоминании фамилии Королькова Михаил Александрович буквально зажегся, приподнялся, расплескав недопитый чай. Глаза его светились блеском, морщинки расправились, загорелое лицо чуть порозовело с приливом крови.
Неужели сеть рисунок Королькова? — с недоумением спросил он и посмотрел мне в глаза.
Я ответил утвердительно и пообещал сразу, как приеду, прислать рисунок Юрия Королькова в Вешенскую, но Шолохов запротестовал, что письмо может затеряться, а лучше пусть привезет его Евгенов. Я согласился, а Семен Владимирович твердо заверил писателя, что после приезда в Москву в течение двух недель постарается побывать в Усмани, так как обещал Андрееву привезти набор акварельных красок.
По дороге в Воронеж Евгенов меня убедительно просил ничего лишего не говорить Шолохову, щадить его пошатнувшееся здоровье. Заодно упомянул и о слабости писателя к своему первому иллюстратору, которого считал лучшим, тот сумел глазами художника прочитать роман “Тихий Дон”, глубоко проникнув в "нутро” произведения.
Евгенов, покопавшись в своей записной книжке, назвал цифры изданий “Тихого Дона” на разных языках и миллионными тиражами, а я сказал, что он самый читаемый писатель в Воронеже, Липецке и Усмани; заодно упомянул слова Александра Серафимовича, который назвал его орликом, но я упрямо заменил орлика на орла.
Наши доброжелательные отзывы о "Тихом Доне” обидели писателя. Он посуровел, стиснул зубы, прищурился, обхватив подбородок левой рукой, разминая его, потом стал разглаживать усы, рука поднялась до бровей и ладонь поползла по массивному и высокому лбу, прильнула к волосам.
- Зачем же так. И какой я орел, если у меня крыло надломлено.
В этих словах, выдохнутых из глубины, было столько обиды, которая скопилась за долгие годы травли, зависти, преследований н унижений, которые не способен перенести человек. Не перенес и он, закаленный в неравной борьбе боец, получив тяжелейший удар инсульта, после которого с трудом оправился. И вот теперь мы вроде с откровенной глубоко обидели его, ненивидевшего лесть.
Он, заметив нашу неловкость, через силу заглушил обиду, попросил больше не говорить о его книгах, а лучше вспомнить того, кто заслуживает большего внимания, чем он, Шолохов. Назвал Ивана Бунина. Немного откинувшись назад, прочитал два коротких бунинских стихотворения и с гордостью произнес:
- Мы с Иваном Буниным степняки. Нас крепко повязали Дон с Воронежем и степи, да и вся русская равнина. Простор такой, какого, пожалуй, и нигде нет.
Евгенов обратился ко мне, что, вроде. Бунин бывал в Усмани? Шолохов «заитереоовался. Я рассказал о том, что Бунины владели землями в Нижней Мосоловке и Пашково, где немного жила поэтесса Анна Бунина. Отец писателя, Алексей Николаевич, с семьей квартировал в У смани, где родился сын Юлий. Потом Бунины переехали в Воронеж. Там и появился на свет Иван.
Во время разговора мы не заметили, как поезд прибыл на станцию Грязи. Мне следовало возвращаться домой. Мы тепло попрощались.
С пунктуальной точностью, ровно через две недели, приехал в Усмаиь Евгенов и привез мне однотомник Шолохова с изображенными солдатами на суперобложке. Том открывался словами любви к Родине, дарственная надпись гласила: "Забайкальскому казаку Алексею Боровику. М.Шолохов. Москва. 1974 г.”
Такое обращение меня обескуражило и обидело. Подаренную книгу я не показал даже Андрееву, который настаивал упорно посмотреть, что написал Шолохов. Тогда я считал, что никакого отношения к забайкальскому казачеству не имею, тем более что живу вдали от родины. Теперь, спустя много лет, я понял, что Михаил Александрович двумя словами подчеркнул, что мне нужно дорожить своими корнями.
В начале 1980 года, не сработавшись с редактором, я ушел из редакции. У меня оказалась уйма времени, и я решил наконец-то выполнить обещание, данное Шолохову. И. прежде чем писать рассказ о забайкальском казачестве. Я обратился к писателю с письмом. Ответ пришел быстро и с коротким известием:
“Уважаемый Алексей Захарович! М А.Шолохов с рукописью Вашего рассказа ознакомиться не сможет в связи с болезнью. По поручению М.А.Шолохова секретарь М Коншин. 3.04.1980 г.”
Февральским вьюжным днем я, находясь в командировке, как обычно, зашел в редакцию областной газеты “Ленинское знамя”, где и узнал, что 21 февраля 1984 года в час сорок ночи Михаил Александрович Шолохов скончался.
С того печального дня минул двадцать одам год. Я испытываю горечь утраты величайшего человека, оставившего родному русскому народу свое сердце, биение которого мы ощущаем, когда читаем его книги.
Надлом крыла // Новая жизнь. - 2002. - 26 мая.